Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » Фольклорный танц «Ачъэкъашъу» («Танец козла»)

Фольклорный танц «Ачъэкъашъу» («Танец козла»)

Фольклорный танц  «Ачъэкъашъу» («Танец козла»)
Культура
admin
Фото: Адыги.RU
01:22, 20 июль 2020
2 371
0
Одним из оригинальных юмористических фольклорных танцев был «Ачъэкъашъу» («Танец козла»). Но, к сожалению, этот некогда любимый народом танец остался ныне забытым. А ведь было время, когда без этого танца не обходилась ни одна свадьба, ни одно увеселительное мероприятие. Исполнения его просили все участники праздника от мала до велика. И такое желание было связано с тем, что он привлекал здоровым юмором, демократизмом, раздольем и богатством ритмов. Далеко не все могли исполнить этот танец, во-первых потому что он технически был сложным и требовал особого мастерства, во-вторых для его исполнения необходима была полная раскованность чувств, мыслей, образов поведения в кругу. Его обычно исполняли привыкшие к юмору, к шуткам многоопытные и мудрые чабаны. В танце, как правило, заняты мужчина и женщина – ачъэ и пчэны (козел и коза).
Фольклорный танц  «Ачъэкъашъу» («Танец козла»)
Одним из оригинальных юмористических фольклорных танцев был «Ачъэкъашъу» («Танец козла»). Но, к сожалению, этот некогда любимый народом танец остался ныне забытым. А ведь было время, когда без этого танца не обходилась ни одна свадьба, ни одно увеселительное мероприятие. Исполнения его просили все участники праздника от мала до велика. И такое желание было связано с тем, что он привлекал здоровым юмором, демократизмом, раздольем и богатством ритмов. Далеко не все могли исполнить этот танец, во-первых потому что он технически был сложным и требовал особого мастерства, во-вторых для его исполнения необходима была полная раскованность чувств, мыслей, образов поведения в кругу. Его обычно исполняли привыкшие к юмору, к шуткам многоопытные и мудрые чабаны. В танце, как правило, заняты мужчина и женщина – ачъэ и пчэны (козел и коза).
Партнершей жизнерадостного, острого на язык находчивого чабана могла стать девушка или молодая женщина, тоже веселая, любящая пошутить, которая могла бы, не стесняясь публики, отвечать на остроты и выходки козла, принять образ внешне покорной, но на самом деле умеющей постоять за себя козочки.
В том случае, когда в ауле не оказывалось такой женщины или девушки, которая могла бы подойти на эту роль, танец исполнялся двумя мужчинами, один из которых переодевался в костюм козы.
Хозяева дома, в котором справляли свадьбу, зная, что народ потребует этот танец, заранее договаривались с теми, кто должен будет его исполнить, и готовили для них костюмы. В костюм входили: два тулупа, две бороды, две пары козлиных рогов. Тулупы надевались наизнанку, бороды приклеивались, рога крепились на маску.
Бывало и так, что публика требовала танца, а костюма не было. В таком случае козел подбирал подол черкески, закреплял до пояса его края, папаху надевал небрежно и набекрень, вытаскивал из-под нее волосы, а коза преображала сае так, чтобы выглядеть смешно как и козел, но при этом костюмы должны были обеспечить свободу движений.

В танце козел гонялся за козой, когда она убегала от него, в ярости подпрыгивал, подбрасывал вверх «передние ноги», какое-то время стоял на «задних», после чего яростно вгонял передние в землю. Снова найдя козу, выбегал к ней навстречу и занимал позицию неотвратимого смертельного боя. По замыслу танца коза не должна была поддаваться ни на какие угрозы и устрашения козла. Козел же, израсходовав всю энергию, резко переходил с тактики «силы» на тактику «мольбы». Коза и тут не сдавалась, после чего козел снова впадал в ярость. Затем наступало перемирие – они становились рядом и «почесывали друг другу бока». Козел свято верил, что коза уступила ему, но зрителям было совершенно ясно, что это просто умелая игра козочки и козла на самом деле «водят за нос». Публика искренне смеялась над его безуспешными и незадачливыми ухаживаниями за козой.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)