Меретуков Татаршау Хаджибиевич

Меретуков Татаршау Хаджибиевич
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
11:48, 30 апрель 2015
2 274
0
О судьбе адыгского офицера Т. Х. Меретукова. Автор текста Егор Брацун. Впервые об адыге Татаршау Хаджибиевиче Меретукове (1891-1920 гг.) я прочитал летом 2012 г. в воспоминаниях кубанского казачьего полковника Ф.Е. Елисеева. Те, кто читает мои заметки и статьи не раз уже сталкивались с этим именем. На страницах обширного мемуарного наследия Ф.И. Елисеева перед взором читателя предстаёт картина жизни и службы Кубанской казачьего войска, Кубани и мир казачьего офицерства. В число последнего входило немало представителей народов Кавказа. Одним из таких офицеров из адыгов Хакуриновского аула и был Т.М. Меретуков. И хотя за последние годы в историографии накоплен неплохой материал по воинской службе адыгов в частях Российской армии и особенно в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., в данной теме остается множество белых пятен. В
Меретуков Татаршау Хаджибиевич
О судьбе адыгского офицера Т. Х. Меретукова. Автор текста Егор Брацун.

Впервые об адыге Татаршау Хаджибиевиче Меретукове (1891-1920 гг.) я прочитал летом 2012 г. в воспоминаниях кубанского казачьего полковника Ф.Е. Елисеева. Те, кто читает мои заметки и статьи не раз уже сталкивались с этим именем. На страницах обширного мемуарного наследия Ф.И. Елисеева перед взором читателя предстаёт картина жизни и службы Кубанской казачьего войска, Кубани и мир казачьего офицерства. В число последнего входило немало представителей народов Кавказа. Одним из таких офицеров из адыгов Хакуриновского аула и был Т.М. Меретуков. И хотя за последние годы в историографии накоплен неплохой материал по воинской службе адыгов в частях Российской армии и особенно в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг., в данной теме остается множество белых пятен. В русле небольшого исторического исследования хотелось бы рассказать об одной забытой адыгской офицерской судьбе.
Будучи в гостях у адыгов Хакуриновского аула весной или ранним летом 1914 г. Ф.И. Елисеев вспоминал о братьях Меретуковых: «На следующий день мы идем в дом братьев Меретуковых. Старший, Татаршау - друг по техническому училищу (Майкопскому). Оба отлично говорят по-русски и являются интеллигентными людьми. Их отец, аульный старшина, давно умер. У них мать и две сестры. У них чисто городской кирпичный дом. Два высоких тополя у входа в дом - словно парные часовые, говорили о красоте души их отца». Упомянутый выше отец Т.Х. Меретукова - это Хаджибий Меретуков. В справочной книге Кубанской области за 1891 г. он упомянут как «аульный старшина Хакуриновского аула». На такую должность, как правило, выбирали адыгов из числа офицеров Российской армии, лиц знатного происхождения или пользовавшихся особым почётом и уважением в ауле.
Небольшое отступление. Аул Хауриновский - ныне аул Хакуринохабль, адыг. Хьэкурынэхьабл, административный центр Шовгеновского района Республики Адыгеи и Хакуринохабльского сельского поселения. В нём жили и живут представители преимущественно абадзехского адыгского субэтноса.
О краткой, но яркой воинской службе Т.Х. Меретукова подробнее может рассказать его архивный послужной список, составленный 25 февраля 1918 г. в г. Екатеринодаре (нынешнем Краснодаре). Прапорщик Меретуков Татаршау Хаджибиевич, - тогда ему было 27 лет (1891 г.р.). Исповедовал магометанскую (мусульманскую) веру. «Происходил из горцев Кубанской области, Майкопского отдела аула Хакуриновского. Имеет свидетельство об окончании в Майкопе механико-технического училища за № 59. В 1918 г. получил чин прапорщика». В годы Первой мировой войны, а именно 17 ноября 1915 г. Т.Х. Меретуков был зачислен на службу в Черноморский конный полк, а именно во 2-ю сотню полка «охотником» т.е. добровольцем. За это в частности говорит приказ по полку № 326. Скорее всего речь идёт о 1-м Черноморском полковника Бурсака 2-го конном полку ККВ. Не совсем понятно, почему Т.Х. Меретуков не поступил на службу в Черкесский конный полк знаменитой «Дикой» дивизии. Скорее всего, полк был полностью укомплектован личным составом за 1914 г.
За мужество и храбрость в боях против немцев и австрийцев, Великим князем Георгием Михайловичем, и от его имени, Т.Х. Меретуков награждён Георгиевским крестом 4-й степени за № 908529, приказ по полку № 73 от 14 марта 1917 г. Получить Георгиевский крест от имени представителя правящей династии тогда было весьма почётным явлением, и свидетельствует о личной храбрости награждаемого. Скорее всего награждение было произведено ранее, т.е. до февральской революции 1917 г. в России, свергнувшей династию Романовых. По документам оно отмечено вышеуказанной датой. За отличие по службе Т.Х. Меретуков произведён в младшие урядники 1 апреля 1917 г.
11 октября 1917 г. он отправлен в Екатеринодарскую казачью школу прапорщиков для «прохождения курса обучения». Зачислен в списки Екатеринодарской школы подготовки прапорщиков в конную сотню, приказ школы № 311. Окончив 4-х месячный курс Екатеринодарской школы был произведён в прапорщики конной сотни, приказ школы № 56 от 25 февраля 1918 г. К началу 1918 г. Т.Х. Меретуков был холост. Недвижимого имущества не имел. Наказаниям и взысканиям не подвергался. В 1918 г. Т.Х. Меретуков стал участником 1-го Кубанского «Ледяного» похода генерала Л.Г. Корнилова в рядах Черкесского конного полка, полковника, а позднее генерала Султан Клыч-Гирея. В августе 1919 г. он уже корнет 2-го Черкесского полка Черкесской конной дивизии. Полковник Ф.И. Елисеев вспоминал о встрече с ним в 1919 г.:
«Прошло свыше пяти лет. Белые войска были в апофеозе славы. Корпус генерала Кутепова занял Орел, а казачьи корпуса генералов Мамантова и Шкуро - Воронеж. Торопясь как можно скорее вернуться на фронт для участия во взятии Москвы, в августе 1919 года, на узловой станции Курганная, что между Армавиром и Майкопом, встречаю старшего Меретукова. Он корнет Черкесского конного полка. Радости нашей не было конца.
- Ка-ак хочешь Федя, но ты должен поехать со мной к нам в аул. Тебе приятно будет видеть тех, которых ты не видел около шести лет, - говорит Татаршау и добавляет. - Мы тебя считаем, словно, нашим черкесом. Аул был недалеко. Соблазн был большой, и я дал согласие побывать только несколько часов в гостях. У Меретуковых во дворе полное запустение, т.к. хозяйничать некому: брат в армии, в доме сестра-подросток и старушка мать. В этом отношении наши кубанские черкесы переживали с нами, казаками, одно горе двух войн - внешней и гражданской. Комнаты обставлены у Меретуковых по-городскому. На стене висит шашка покойного отца, ножны которой отделаны кавказским галуном, как показатель большого щегольства и вкуса владельца ее. Мы трое обедаем. Старушка-мать приготовила курицу по-черкесски. Подает нам все к столу красавица сестренка лет 14-ти - тихая в движениях и абсолютно безмолвная, хотя она и хорошо говорит по-русски». Далее Ф.И. Елисеев пишет про мать и младшую сестру Т.Х. Меретукова:
«Видимо, она была очень красива в молодости. Ей лет под 50. Она также улыбается, но ничего не говорит, т.к. не знает русского языка. Я прощаюсь за ручку и с ее дочкой, которая при этом рдеет. И когда мы сели в линейку - дочка, оторвав веточку чернослива со спелыми сизо-синими плодами, быстро подбежала ко мне, сунула ее в руку и, словно дикая серна, так же быстро отскочила назад, улыбаясь. Расстались, и больше я уже никогда и никого не увидел из них...».
Судьба представителей этой семьи в дальнейшем сложилась трагично. Сам Т.Х. Меретуков сражаясь во 2-м Черкесском конном полку погиб в бою с красным в марте 1920 г. недалеко от г. Майкопа. Его младший брат Магаджери в 1920 г. при отступлении Белой армии постановлением стариков адыгов был оставлен в родном ауле Хакуринохабль как человек знавший русский язык и для защиты аульчан перед красной властью и новым порядком, но был расстрелян большевиками в числе первых жертв красного террора аула. Ф.И. Елисеев вспоминал о нём: «Младший Магаджери, высокий, стройный, с тонкими красивыми чертами лица, добрый и вежливый». Так за трагическую весну 1920 г. семья Меретуковых потеряла обоих братьев… О дальнейшей судьбе представителей данного рода, ровно как и их фотографий, найти пока ничего не удалось. Поиски будут продолжены.
Все вышеуказанные факты раскрывают перед нами новую страницу воинского служения представителей народов Кавказа России, в Кубанском казачьем войске, и боевого единения адыгов и казаков в годы Первой мировой войны 1914-1918 гг.
Е.В. Брацун (Бакаев) 4 февраля 2015 г.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)