Статьи / Культура / 05 февраль 2019

Адыгэ Хабзэ в быту

Адыгэ Хабзэ в быту
Что было в том плохого, если семейная община жила и трудилась в добром согласии, и почему более прогрессивным считалось, когда она распадалась на малые семьи и братья начинали тянуть свою лямку в одиночку, как говорят адыги (черкесы), превратив свои кишки в упряжь. Форму семьи определяет не заезжий грамотей, а материальное развитие общества, объективные экономические условия, разделение труда и т. д. Однако те, кто в прошлом под благовидным предлогом ущемления свободы членов семей выступал против семейной общины у горцев, в т. ч. и у адыгов, ставили, по-видимому, иные цели: посеять вражду между отцом и сыном, между братьями, натравить их друг против друга И без них с этим у адыгов всегда были проблемы. Подозрительность, зависть, высокомерие - постоянные спутники определенной части адыгов, впрочем, как и у всех, наверное, народов.

С позиции современной, урбанизированной жизни, видимо, действительно нелегко в одном доме, в одном дворе проживать совместно трем, а то и четырем братьям с семьями в дружбе и согласии. Но не легче было и тем, кто после женитьбы сразу отделялся. Поэтому адыгские семьи, братья, как обычно, жили большой общиной, пока их отец был в здравии, ведя совместное хозяйство и набираясь житейского опыта А когда умирал отец, братья делились и создавали свои самостоятельные семьи. При этом каждый из них стремился к тому, чтобы о нем окружающие говорили: живет достойно памяти отца К этому времени и дети подрастали, становились помощниками. Таков был обычай. Привыкшие к такому образу жизни братья поддерживали друг друга и дальше, один был опорой для другого.

Большие семьи имели и другие преимущества. К ведению земледельческих работ и скотоводческих хозяйств они были более приспособлены, в дружных семьях работа спорилась. А что касается воспитания детей, трудно переоценить роль большой семьи в этом вопросе. Безусловно, что все это учитывалось при организации жизни адыгских семейных общин. И не правы те, кто это считал отсталостью, несовершенством. Такая социальная, трудовая единица обусловливалась самой жизнью. Это и есть одна из причин, почему адыги (черкесы) говорили: “Хабзэ не придумывают, оно выходит из жизни”.

Однако недоброжелатель всегда находит уйму причин, чтобы опорочить образ мыслей целого народа. Не будем говорить о прошлых хулителях. Не так давно, даже в наше время, один ученый муж, который профессионально занимается народными обычаями и традициями и который, естественно, никак не сомневается в непогрешимости своих суждений, со всей серьезностью утверждал, что сохранению обычаев гостеприимства у адыгов способствовал консерватизм их быта, желание во что бы то ни стало сберечь свои давно отжившие традиции. Как говорится, вольному воля. Переубедить такого исследователя невозможно. И тем не менее и к такому гостю следует проявить адыгагьэ, все то же внимание, что и к другим, ибо он тоже гость. Раз хабзэ является хабзэ, его исполняют не ради благодарности тех, к кому оно обращено, а исходя из собственных, чистосердечных побуждений. Надо быть выше обиды, проявить терпимость, чтобы из-за чьей-то невоспитанности сгоряча не опозорить прекрасные обычаи и традиции своих отцов и дедов.
Комментарии к новости
Добавить комментарий
Добавить свой комментарий:
Ваше Имя:
Ваш E-Mail:
  • bowtiesmilelaughingblushsmileyrelaxedsmirk
    heart_eyeskissing_heartkissing_closed_eyesflushedrelievedsatisfiedgrin
    winkstuck_out_tongue_winking_eyestuck_out_tongue_closed_eyesgrinningkissingstuck_out_tonguesleeping
    worriedfrowninganguishedopen_mouthgrimacingconfusedhushed
    expressionlessunamusedsweat_smilesweatdisappointed_relievedwearypensive
    disappointedconfoundedfearfulcold_sweatperseverecrysob
    joyastonishedscreamtired_faceangryragetriumph
    sleepyyummasksunglassesdizzy_faceimpsmiling_imp
    neutral_faceno_mouthinnocent
Это код:
Кликните на изображение чтобы обновить код, если он неразборчив
Введите сюда:
Экономика Происшествия

«    Июнь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
x