Лю Нахлуховича Трахова

Лю Нахлуховича Трахова
История в лицах
zara
Фото: Адыги.RU
12:23, 25 август 2016
5 228
0
Заметка кубанского историка-краеведа В.П. Бардадыма посвящённая личности известного адыгского купца, заводчика, общественного деятеля и мецената Лю Нахлуховича Трахова, в которой также речь идёт о традициях воинского служения адыгов в Кубанской области в начале XX в. Заметка написана в 2004 г. к 150 летию со дня рождения Л.Н. Трахова, соответственно в 2014 г. 160-я годовщина со дня его рождения.
Заметка кубанского историка-краеведа В.П. Бардадыма посвящённая личности известного адыгского купца, заводчика, общественного деятеля и мецената Лю Нахлуховича Трахова, в которой также речь идёт о традициях воинского служения адыгов в Кубанской области в начале XX в. Заметка написана в 2004 г. к 150 летию со дня рождения Л.Н. Трахова, соответственно в 2014 г. 160-я годовщина со дня его рождения.

"Купец - благотворитель"

Любопытно встретить в богатой летописи Екатеринодара имя адыга — известного купца и заводчика Лю Нахлуховича Трахова. Он родился в 1854 году в ауле Шенджий. Окраины этих мест богаты археологическими памятниками и могильниками.

Старожилы рассказывают, что поначалу Лю Трахов, человек умный и предприимчивый, хотя и не имевший образования, был возчиком дров из-за Кубани. Во время строительства Новороссийской ветви железной дороги он стал подвозить шпалы к месту укладки рельсов. Работа трудная, но оплата достойная.

Бережно складывая копейку к копейке, Трахов постепенно разбогател и смог приобрести в городе участок: часть Карасуна, прилегавшую к улицам Насыпной и Екатерининской, и начал строительство кирпичного дома, который в 1895 году уже красовался — он и сейчас неплохо выглядит — по ул. Мира, 61.

В 1900 году Трахов купил у Хомяковых и поныне действующий кирпично-черепичный завод, расположенный в конце улицы Панский Кут (ныне ул. Воронежская). Новый хозяин обновил и усовершенствовал производство. Это незамедлительно сказалось на качестве продукции: на третьей Кубанской сельскохозяйственной и промышленной выставке, проходившей осенью того же года в Екатеринодаре, Л.Н. Трахову «по отделу черепицы и кирпича» была присуждена золотая медаль.

Весьма примечателен еще один факт из биографии промышленника-адыга.

Относится он к периоду русско-японской войны. На призыв командующего войсками Кавказского военного округа генерал-адъютанта и генерала от артиллерии князя Голицына к горцам Дагестана, Терской и Кубанских областей пойти на защиту Отечества откликнулись многие адыги (черкесы), в том числе и Лю Трахов. Характерно, что этот семейный человек, имеющий за плечами 50 прожитых лет, попал в особый список, желая поступить в ряды действующей армии. Война была кратковременной, но кровопролитной, нанесшая большой урон императорской России. Истинные русские патриоты, включая благородное сословие черкесов, искренне сочувствовали поражению России.

Но жизнь продолжалась. Умный промышленник и купец Лю Трахов приобрел довольно ветхий наплавной мост через Кубань (в районе аула Козет). Он доставил Трахову много неприятностей, однако просуществовал вплоть до 20-х годов. В этом же месте через Кубань ходил и его паром.

Помимо коммерческих занятий Лю Трахов не чуждался и общественных дел. Он состоял членом Кубанского областного попечительского о тюрьмах комитета, заботясь о том, чтобы к арестантам относились по-человечески, жертвовал на улучшение их скудной пищи. А как истый коренной черкес любил верховое наездничество, сам в молодости был удалым джигитом, и потому неудивительно, что стал членом Кубанского поощрительного скакового общества, внося туда свою лепту, чтобы ни адыги (черкесы), ни казаки не отвыкали от конного молодечества и спортивной лихости…

И поныне стоят в краевом центре дома, построенные им. В их числе по ул. Екатерининской, 37 жилой одноэтажный дом, двухэтажная мечеть и двухэтажный доходный дом на улице Бурсаковской, 56 (ныне Красноармейская, 58). Ему же принадлежал ряд домовладений по Гоголевской и Борзиковской (Коммунаров), 73—64. В 1908 году Лю Трахов сдал в аренду здание на Бурсаковской под гостиницу, пышно названную арендатором «Нью-Йорк». В двух больших ресторанах при ней были в большом выборе русские и заграничные вина. Кухня же содержалась под наблюдением «Московского шефа». А звуки струнного оркестра, конечно же, благотворно влияли на аппетит постояльцев и гостей.

Неутомимый предприниматель, он арендовал у черкесов Чибийские плавни на 18 лет, чтобы осушить их и сделать пригодными для пахоты. Осушка, начатая летом 1911 года, велась, к сожалению, с нарушением технических условий и не привела к желаемым результатам. И тем не менее ирригационное сооружение Трахова, соединившее р. Чибий с устьем Афипса, существует и поныне и приносит людям пользу. Участок этой оросительной системы от канала Чибийского до Шапсугского водохранилища до сего дня называется Траховским.

Делать добро было девизом Лю Трахова. Он брал не красноречием, а добрыми свершениями. Еще до открытия в Екатеринодаре собственного кирпично-черепичного завода в 1898 году Лю Трахов построил на собственные средства в родном ауле Шенджий мечеть — красивое кирпичное здание узорчатой кладки, увенчанное шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Внутреннее убранство храма отличалось такой же богатой красотой, как и внешний вид. На праздник освящения прибыли все духовные и светские персоны адыгов. А среди почетных гостей присутствовали сам начальник Кубанской области наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Яков Дмитриевич Малама и его супруга Елизавета Ивановна, которую уже тогда знала и любила вся Черкесия (Адыгея) за ее просветительскую, милосердную деятельность. Были также атаман Екатеринодарского отдела М.П. Бабыч, начальник областного жандармского управления генерал-майор П.П. Бек, городской голова Екатеринодара В.С. Климов и другие почтенные чины и гости.

В то время мечеть, построенная Лю Траховым, являлась лучшей на Кубани. Имя Лю Нахлуховича с почтением произносилось и адыгом, и русским.

В начале XX века Л.Н. Трахов, используя кирпич собственной выработки, построил мечети в ауле Кошехабль, а также — в Екатеринодаре, на своем подворье по ул. Екатерининской.

Летом 1914 года Лю Трахов поехал в Пятигорск поправить пошатнувшееся здоровье. И там, в гостинице «Бристоль», 9 июля в 6 часов 30 минут утра неожиданно скончался. Ему было 60 лет. Похоронили Лю Нахлуховича в родном ауле Шенджий. Дело его продолжало жить. По-прежнему работал кирпично-черепичный завод, унаследованный сыновьями. Контора Трахова находилась все там же, на улице Екатерининской. Действовала мечеть в отцовском имении, где 24 октября 1914 года состоялось торжественное молебствие о даровании победы русскому оружию (шла война с Германией). По этому случаю была послана телеграмма наместнику на Кавказе графу И.И. Воронцову-Дашкову.

9 февраля 1917 года наказной атаман Кубанского казачьего войска, временный генерал-губернатор Кубанской области и Черноморской губернии М.П. Бабыч, уважавший адыгов за их беззаветную храбрость в бою и верность Отечеству, одобрил строительство мечетей в Екатеринодаре и разрешил произвести сборы пожертвований на нее. Но отречение от престола 2 марта 1917 года государя-императора Николая II и две последовавшие друг за другом революции помешали осуществить этот замысел…

С душевной теплотой вспоминали адыги (черкесы) Лю Нахлуховича, человека совести и чести. Когда кто-либо из адыгов Екатеринодара или близлежащих аулов уходил на фронт, то нес свои фамильные святыни (царские награды, дедовские реликвии, родовое оружие) на хранение миллионеру Трахову: люди знали, что если они вернутся в родной край живы и здоровы, то в целости и сохранности получат доверенные ему вещи.

Нельзя обойти добрым словом и наследников Лю Трахова. У него было двое сыновей, Хамид и Меджид, и дочь Екатерина, долго болевшая туберкулезом и доставившая родителям много беспокойства и хлопот. Но, слава Богу, девочка поправилась, выросла, училась в женской гимназии…

Хамид Трахов окончил Санкт-Петербург-ский институт путей сообщения и работал инженером-строителем при Кубанском областном правлении. В то же время он, как и его младший брат Меджид (тоже получивший высшее образование в Санкт-Петербурге), состоял почетным членом попечительства Кубанского войскового приюта для девиц.

В годы Гражданской войны семья Траховых эмигрировала. Где-то на чужбине и прервалась одна из ветвей большого рода Траховых.

В 1928 году Адыгейский облисполком отпустил 3500 рублей на переоборудование под жилье здания мечети в Краснодаре.

Двухэтажное здание, где находилась гостиница «Нью-Йорк», сыновьями было продано купцу-кожевнику В.Д. Гнитиеву, у которого оно и было муниципализировано в 1922 году. Тогда вся недвижимость Хамида и Меджида Траховых была отобрана в «пользу народа». Богатые наследники стали нищими…

Надолго имя Траховых было предано забвению. Но история не терпит белых пятен. Помнит о своем прадеде Лю Нахлуховиче Трахове, заводчике и благотворителе, не только его правнук Энвер Махмудович Трахов, известный ученый-землеустроитель, действительный член Нью-Йоркской академии наук, Адыгейской международной академии и Российской академии социальных наук. О добрых делах Лю Трахова помнит и благодарная земля, где он жил и трудился, а имя его прочно вошло в кубанскую летопись…

Исполнилось 150 лет со дня рождения Лю Трахова, которого глубоко уважали соотечественники от простого народа до наказных атаманов Кубанского казачьего войска — Я.Д. Маламы и М.П. Бабыча. Своевременно и гуманно было бы в нашем городе в память о благотворителе и меценате, незаурядном человеке Лю Трахове иметь улицу его имени…
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)