КТО «НАВОДИТ ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ»?!

КТО «НАВОДИТ ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ»?!
История
zara
Фото: Адыги.RU
14:02, 18 январь 2020
5 002
0
В связи с исполнением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» №131 от 6 октября 2003 г. у нас в республике сложилась непростая ситуация. Дело в том, что вопрос практического исполнения этого закона приобрел этническую окраску и создал напряженность между двумя титульными народами – кабардинцами и балкарцами.
КТО «НАВОДИТ ТЕНЬ НА ПЛЕТЕНЬ»?!
В связи с исполнением Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской федерации» №131 от 6 октября 2003 г. у нас в республике сложилась непростая ситуация. Дело в том, что вопрос практического исполнения этого закона приобрел этническую окраску и создал напряженность между двумя титульными народами – кабардинцами и балкарцами. Реализация закона в части установления границ землепользования привела к столкновению территориальных интересов основных народов республики.
Суть проблемы заключается в том, что при исполнении федерального и республиканского законов о местном самоуправлении у нас в КБР сложилась явная диспропорция в распределении земель в пользу балкарцев. В результате 18 поправок, внесенных Парламентом КБР в 2006 г. в республиканский Закон «О статусе и границах муниципальных образований в Кабардино-Балкарской Республике» № 13-РЗ от 27 февраля 2005 г., у кабардинцев, проживающих в сельской местности, на душу населения осталось в 6 раз меньше земли, чем у балкарцев, и в 2 раза меньше, чем у русских. Глядя на эти цифры, нам могут возразить, что балкарцы занимают горную и малопригодную территорию и что они не обеспечены пахотными землями. Однако это не так. Во-первых, в горной части республики проживает всего лишь 1/3 балкарцев, остальные – в предгорной и плоскостной частях вместе с кабардинцами. Во-вторых, в расчете на душу сельского населения у балкарцев имеется столько же пахотной земли, сколько у кабардинцев.
Кабардинские общественные организации предлагают распределить все наличные земли между всеми группами населения республики на уравнительных началах, чтобы никто не остался в обиде и чтобы в будущем на эту тему никто не мог спекулировать. Но лидеры балкарских общественных организаций, в том числе и члены Согласительной комиссии от балкарцев, против этого, так как им нужна не справедливость, а своя сплошная этническая территория, на которой, при удобном случае, можно объявить Балкарскую Республику.
В связи с этим не будет лишним сделать небольшой экскурс в историю территориальных и земельных отношений между кабардинцами и балкарцами.
Оба эти народа живут в добром соседстве на протяжении многих веков. Хочу подчеркнуть, что история их взаимоотношений не знает вооруженных конфликтов. Кабардинцы в XVI–XIX веках занимали обширную территорию в Центральном Предкавказье, включая и предгорную часть. Они в равной степени вели земледельческое и скотоводческое хозяйства. Балкарцы проживали в труднодоступных северных ущельях и котловинах Центрального Кавказа, занимаясь преимущественно скотоводством.
Для успешного ведения экстенсивного скотоводства балкарцы вынуждены были брать в аренду земли у кабардинцев в весенний и осенний периоды. Такая практика продолжалась до окончания Кавказской войны в 1864 г. До этого времени попытки балкарцев закрепить за собой арендуемые кабардинские земли вдоль границы с Кабардой на постоянной безвозмездной основе не нашли положительного решения. Царские власти на их обращения по данному вопросу отвечали, что эти земли находятся в собственности кабардинских владельцев.
В 1863-1869 гг. царизм осуществил в Кабарде земельную реформу. Балкарцы от земельной реформы отказались. Поэтому российские власти вынуждены были установить и утвердить границы территорий Кабарды и балкарских обществ. На этот счет имеется архивный документ за подписью императора Александра II от 21 мая 1864 г. С тех пор существует легитимно установленная этническая граница между исторической Кабардой и Горскими обществами Кабарды, как тогда называли современную Балкарию.
Хотя такая граница была установлена, Кабарда и Горские общества по сегодняшний день остаются в одном административно-территориальном образовании.
Факт вхождения в состав единого административного образования давал балкарцам возможность обращаться сначала к царским, а впоследствии и к большевистским властям с просьбой закрепить за ними часть кабардинских горных пастбищ и земли, прилегающие к их северным границам, в предгорной зоне.
В 1867-1873 гг. балкарцы получили 20 тыс. десятин земли (напомню, что 1 десятина равна 1,09 га). С 1870-го по 1889 г. им выделили еще 43 тыс. дес., в 1913 г. - 42 588 дес., в 1918 г. – 12 548 дес., в 1920 г. – 5 тыс. дес. Во времена Горской АССР, КБАО и КБАССР балкарцы получили еще десятки тыс. дес., карачаевцы – 86 635 дес., осетины - 6 341 дес., ингуши – 2 359 дес. кабардинских земель. У кабардинцев отняли ещё 26 тыс. гектаров земли в связи с депортацией балкарцев в 1944 году. Эти земли до сих пор остаются за осетинами. За короткий период - с 1918-го по 1922 г. - территория Кабарды сократилась на 1/3. А балкарцы со второй половины XIX века закрепили за собой более 200 тыс. десятин кабардинских земель. Вот почему территория Балкарии расширилась с 300 тыс. гектаров в начале 60-х г. XIX века до более 530 тыс. гектаров земли к моменту депортации балкарцев в 1944 гг. Объявлять теперь эти 230 тыс. гектаров земли своей этнической территорией абсолютно несправедливо. И спекуляция на этот счет, под предлогом территориальной реабилитации, не выдерживает никакой критики.
На этих землях и на землях, полученных после возвращения из депортации, балкарцы основали 19 населенных пунктов. В этих селениях, а также в г. Нальчике и его пригородных кабардинских селениях сейчас проживает 60% всего балкарского населения республики. Поэтому балкарцы уже давно не являются исключительно горными жителями.
В связи с этим ещё следует отметить, что с выделением балкарцам кабардинских земель был нарушен характер границы между исторической Кабардой и исторической Балкарией. Начиная с 60-70 гг. XIX столетия по сегодняшний день можно говорить только об административных границах и границах землепользования внутри единого административно-территориального образования: сначала Кабардинского, а потом Нальчикского округа, с 1922 г. - КБАО, с 1937 г. – КБАССР, в 90-х гг. – КБССР, а теперь – КБР.
О том, что нужды Балкарии в пастбищных и других угодьях удовлетворялись сполна, объявлялось властями и представителями от самих балкарцев дважды, в конце XIX и в начале XX столетия. Но, как мы видим сейчас, аппетиты возникают у них периодически, похоже, что этому не будет конца!
Ссылки на якобы существовавшие границы на 1922 г. сегодня не имеют никакой юридической силы, так как они были обозначены как административные границы и трактовались как уступка Балкарии при условии объединения с Кабардой. По признанию современников политических процессов 20-х гг. XX века, балкарские общества как административно-территориальные образования не имели условий для самостоятельного существования.
Но, несмотря на это, нынешние балкарские общественные лидеры объявляют своими этническими территориями земли, выделенные балкарцам в разное время на плоскости. Чтобы скрыть истинный характер земельных отношений между кабардинцами и балкарцами, они запустили миф о том, что на нынешней территории КБР коренными жителями являются только балкарцы, а кабардинцы якобы пришли позже и захватили их территорию, а теперь, мол, они возвращаются обратно.
Хочу обратить внимание читателей и на тот факт, что все это происходит на протяжении последних 147 лет совместной жизни, а то, что связано сегодня с использованием ФЗ № 131, является продолжением процесса аннексии кабардинских земель. Таким образом, кабардинцы испытывают на себе на протяжении длительного времени постоянные притязания со стороны националистически настроенных балкарских лидеров. А российские власти как бы поощряют такую политику. Они заняли удобную для себя позицию – поощрять одни народы за счет других. Это вместо того, чтобы, заняв нейтральную позицию, строго потребовать от радикальных националистов прекратить разыгрывать из себя жертву, терроризировать местную и федеральную власть кляузами, недостоверными доносами и оскорбительными выпадами.
Адыгские общественные объедения КБР сегодня заявляют твердо, что при создавшихся условиях они не могут согласиться с попыткой раздела республики по этническому признаку, устанавливать новые границы, нарушающие территориальные интересы кабардинцев.
Ведь все так называемые межселенные территории в предгорной зоне и летние пастбища в Зольском районе являются исключительно кабардинскими. Сегодня наши оппоненты пытаются представить их бесхозными, ничейными, которые следует передавать только балкарским поселениям.
Не странно ли, что балкарская сторона не просит, как это было раньше, а требует в категорической форме отдать им указанные земли под предлогом, что они лежат рядом с их поселениями. Это мы расцениваем как явную спекуляцию отдельными статьями ФЗ 131-го. А ведь эти балкарские поселения сами находятся на тех же исторически кабардинских землях, полученных ими в сравнительно недавние времена на правах «временного пользования». Спрашивается, по какой логике так можно ставить вопрос? Почему никто из республиканских чиновников и депутатов Парламента не задумываются и о более многолюдных кабардинских поселениях, которые находятся рядом с балкарскими и хотят оставить за собой часть межселенных территорий на справедливой основе?
Тем более что на полученной территории Совет старейшин собирается создать Республику Балкария с перспективой объединения с Карачаем. Об этом свидетельствуют многочисленные весьма серьезные документы, содержание которых активно внедряется в сознание балкарского населения. Это, в частности, «Проект поправок» Совета старейшин балкарского народа к республиканским законам РЗ-12 и РЗ-13 от 9 марта 2009 г. и «Предложения» Республиканской общественной организации балкарского народа «Алан» от 28 июня 2009 г. Заключительным аккордом такой политики стал «Проект новой Конституции КБР», направленный тем же Советом старейшин в адрес Президента КБР («Газета Юга» за 19 мая 2011 г.). Из этих документов становится совершенно очевидным существование серьезной политической программы создания собственной республики, которой подчинены все другие требования и претензии балкарской оппозиции, озвучиваемые на митингах, пикетах и в средствах массовой информации, в том числе и на интернет-сайтах.
Поэтому судите сами, кому мы должны поверить: этим документам, или голословным заявлениям о любви и дружбе.
Мы, кабардинцы, до сих пор полагаем, что с балкарцами живем не только как соседи, но и как родственники. В течение веков у нас сложилось много общего в традициях и обычаях, в искусстве и религии, в одежде и пище. Языковым различиям не придавалось существенного значения. Счет смешанным бракам идет уже не на сотни, а на тысячи, родственные и иные связи продолжают расти и крепнуть.
Мы пытаемся на таких существенных реалиях жизни построить свои отношения с балкарцами и думаем, что простые и здравомыслящие люди нас понимают и поддерживают. Но с некоторого времени в ответ мы слышим, что «у двух народов не только языки, но и менталитеты разные, историческое прошлое до 1922 г. - тоже разное». В связи с этим они советуют нам «не наводить тень на плетень» (Вестник балкарского народа, 2009. № 7, 8 (19, 20)). В этих непростых условиях как быть дальше? Вот в чём вопрос.
Необходимо сказать и о том, что, с точки зрения кабардинской общественности, немалую долю ответственности в обострении межэтнических отношений в нашей республике на этот раз несут не сами кабардинцы и балкарцы, а законодатели и федерального, и республиканского уровня, которые разработали и «протолкнули» вышеуказанные законы и поправки к ним без учета региональных и внутриреспубликанских особенностей.
Республиканские органы власти сейчас заняты исправлением допущенных ошибок. После многочисленных консультаций с экспертами и представителями от общественности они подготовили законопроект «О порядке определения территории и использования земель в целях отгонного животноводства», как это предусматривается статьёй 85 Федерального закона за № 131. Этот местный закон оставляет пастбища отгонного скотоводства «в государственной собственности Кабардино-Балкарской Республики» так, чтобы все виды и формы хозяйств имели к ним равный доступ. Он не ущемляет интересы ни одного народа, проживающего в республике. Но балкарские общественные лидеры, вопреки указанному ФЗ № 131 (ст.85), требуют закрепить все пастбища отгонного скотоводства за своими поселениями лишь только потому, что они к ним прилегают. То, что эти земли с незапамятных времен являются достоянием кабардинского народа, в расчет не берется. Вряд ли на такой платформе можно достичь справедливости и взаимопонимания.
Как бы там ни было мы, кабардинцы, не намерены отказываться от традиции добрососедства и дружбы с балкарцами, так как они завещаны нам предками. Надеемся, что в наших отношениях, в конечном итоге, разум возобладает над эмоциями.

Из кн. «Этнополитические и религиозные проблемы Кабардино-Балкарии: предпосылки, характер и перспективы решения». Нальчик, 2011, С.182-189.

Инал Жамурзов
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)