Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ

ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ

ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ
История
zara
Фото: Адыги.RU
08:44, 29 сентябрь 2020
9 770
0
На протяжении многих веков система военного рабства имела для государств исламского мира огромное значение. Она служила основой военной мощи мусульман, которые руками гулямов, кюлеменов, янычар и мамлюков одержали немало побед. Однако лишь мамлюкам удалось превратиться из воинов-рабов в феодальных сеньоров, в течение более пятисот лет возглавлявших Сирийско-Египетскую империю Айюбидов, занимавшую стратегическое положение между Западом и Востоком. При этом важнейшую роль в мамлюкской системе играли черкесы — выходцы с Кавказа, поскольку большую часть воинов, в средний и поздний период существования Мамлюкского султаната, ему поставляла именно Черкесия.
ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ
На протяжении многих веков система военного рабства имела для государств исламского мира огромное значение. Она служила основой военной мощи мусульман, которые руками гулямов, кюлеменов, янычар и мамлюков одержали немало побед. Однако лишь мамлюкам удалось превратиться из воинов-рабов в феодальных сеньоров, в течение более пятисот лет возглавлявших Сирийско-Египетскую империю Айюбидов, занимавшую стратегическое положение между Западом и Востоком. При этом важнейшую роль в мамлюкской системе играли черкесы — выходцы с Кавказа, поскольку большую часть воинов, в средний и поздний период существования Мамлюкского султаната, ему поставляла именно Черкесия.

Воины — рабы.
По-арабски слово мамлюк означает раб («тот, кем владеют»). Однако фактически, в отличие от рабов
по рождению, мамлюками считали только приобретенных, обязательно белых рабов, которых использовали
в качестве солдат и телохранителей. Причем этот термин распространялся не только на невольников, но и на тех из них, кто за военные заслуги получал свободу и по существу, становился наемником мамлюкского происхождения. И если турецкие янычары по праву считались лучшей пехотой мусульман, то египетские мамлюки заслужили славу лучшей кавалерии исламского мира.

На службе у Фатимидов.
Впервые мамлюки появились в Египте при халифе ал-Азизе из династии Фатимидов (975–996 гг. н.э.). В условиях политической нестабильности и частых дворцовых переворотов халиф решил опереться на людей, не вовлеченных в местные клановые, социальные и межконфессиональные конфликты. Для реализации этой идеи на невольничьих рынках стали приобретать физически крепких, здоровых и смышленых мальчиков — кяфиров (язычников), в основном кавказцев (черкесов) и тюрков (кипчаков), которых затем размещали в казармах при закрытых военных школах. Школы эти принадлежали самому халифу и никто, кроме наставников-евнухов и самого хозяина, не имел права доступа в них. Юных невольников воспитывали в духе личной преданности особе монарха, учили арабскому языку, чтению и письму, основам ислама и шариата. В число обязательных воинских дисциплин входили: верховая езда, фехтование, стрельба из лука, владение копьем, борьба, плавание и тому подобное.

Реформа Салах ад-дина.
В 1171 году султаном Египта стал Салах ад-дин (Саладин, как его принято называть в христианском мире), низложивший династию Фатимидов и основавший курдскую династию Айюбидов. На его долю выпало нелегкое бремя собирателя мусульманских земель и отражения первых крестовых походов. При нем же начался и новый этап в истории воинов-рабов. Салах ад-дин внедрил в Египте раздачу мамлюкам и их эмирам (предводителям) икта (земельных наделов), за службу в гвардии, армии и на флоте. С этого момента мамлюки стали превращаться в феодальных сеньоров Египта. С их помощью Салах ад-дину удалось объединить Египет и Сирию в единое государство, для успешного ведения войны с крестоносцами, и нанести им несколько тяжелых поражений, приостановивших христианскую экспансию.

Гвардейцы ас-Салиха.
В период правления сына Салах ад-дина, ас-Салиха (1240–1249), система обучения и воспитания мамлюков получила своё дальнейшее развитие. Мамлюки были расквартированы на острове Равда, близ Каира. Их лагерь был хорошо укреплен, а воды Нила делали его ещё более неприступным. Здесь ветераны занимались подготовкой новобранцев. В этот период ядро султанской армии составляли два полка мамлюков телохранителей: Салихия и Бахрия. Первый был набран в основном из черкесов, несших караулы во внутренних покоях султана, второй — из тюрков, охранявших внешние подступы к дворцу.

Правители Египта.
После смерти ас-Салиха, осознавшие свою силу и значение мамлюкские эмиры свергли его сына Туран-шаха (1250) и посадили на трон своего ставленника. С этого момента султанская власть перестала быть наследственной. Султан стал избираться из среды высших эмиров. Но, чтобы придать видимость законности власти мамлюкских султанов, верховным правителем султаната номинально считался халиф-эмир, специально приглашенный мамлюками после разгрома монголами в 1258 году Аббасидского халифата. В дальнейшем «должность» халифа стала наследственной и наследовалась отпрысками по мужской линии из дома Аббасидов. Многие халифы обладали определенным личным влиянием, но никаких реальных рычагов власти у них не было.

Первые среди равных.
Мамлюкские султаны сильно отличались от большинства владык мусульманского мира, наследовавших власть по праву рождения. Поскольку султанская «должность» была выборной, занять трон мог лишь лучший из лучших, тот, кто доказал свою храбрость и умение в битвах, тот, кто пользовался непререкаемым авторитетом в армии. Поэтому султаны Египта были, прежде всего, воинами — первыми среди равных, и лишь затем правителями, политиками и администраторами. Расчищая дорогу мечами, они первыми взбирались
на стены цитаделей крестоносцев, бок о бок с простыми воинами рубились с передовыми туменами монголов. На поле боя для султана не было поблажек и привилегий.

Строители куполов.
Вместе с тем, мамлюкские султаны были не только бесстрашными воинами, прославленными полководцами и дальновидными политиками. Они покровительствовали наукам и искусству. Особых успехов на этом поприще добились представители черкесской династии. В период их правления Египет достиг наивысшего расцвета, а Каир стал не только торговым, но и культурным центром мусульманского мира. Здесь создавались выдающиеся памятники культуры, такие как мечети Муэед Шейха и Каитбея, которые до сих пор считаются лучшими творениями исламской архитектуры на всем Арабском Востоке.


Восток и Запад.
Тринадцатый век стал поистине самым трагичным столетием в истории ислама. Крестовые походы и монгольские нашествия создали реальную угрозу полного краха веры. Мир ислама переживал кризис, оказавшись на пограничье, где против него сошлись две великие цивилизации — Восток и Запад. Страсти, помрачающие разум, приводили к массовым убийствам мусульман: их безжалостно вырезали, а уцелевших от резни обращали в рабство. Единственной силой, сдерживавшей крестоносцев и монголов, оказались египетские мамлюки. Они наголову разгромили монголов в кровопролитных сражениях под Айн Джалутом (1260 год), у Аблестина (1277 год) и Химса (1281 год), а в период с 1263 по 1291 год захватили все крупнейшие опорные базы крестоносцев на Ближнем Востоке и, таким образом, сыграли огромную роль в их изгнании и прекращении самих крестовых походов. В дальнейшем, в 1393–1395 годах, мамлюки предотвратили вторжение полчищ Тамерлана, буквально вырезав его передовые отряды в пограничных столкновениях на севере Сирии, а в 1426 году завоевали Кипр — прибежище европейских корсаров, разорявших приморские города мусульман.

Столпы ислама.
Защитив исламскую цивилизацию от безжалостных крестоносцев и диких орд монголов, мамлюки приобрели исключительный авторитет в мусульманском мире. По представлениям мусульман земля ислама всегда была единым целым и должна была иметь единого вождя и наставника. Таковыми в глазах правоверных стали мамлюкские султаны Египта — «заступники веры», «столпы ислама». Их власть признавалась в Мекке и Медине, их воины охраняли паломников, а их эмиры руководили хаджем. Кроме того, египетские султаны обладали единоличным правом отправлять священное покрывало для Каабы — святыни всех мусульман. Отстаивая своё право на титул «султан ислама» от посягательств других влиятельных владык мусульманского мира, мамлюкские правители не останавливались даже перед угрозой вооруженного конфликта. Вместе с тем, ни адыги (черкесы), ни кипчаки, составлявшие костяк мамлюкской корпорации, никогда не отличались религиозным фанатизмом и с большой долей терпимости относились к христианам и иудеям, проживавшим внутри страны.

Речные и башенные.
В период правления мамлюкского султана Калауна (1279–1290) его личные гвардейцы, набиравшиеся
в основном из черкесских невольников, размещались
в круглых башнях — бурджах Каирской цитадели,
за что и получили прозвище бурджиты, то есть башенные мамлюки. Предшественниками бурджитов были черкесские гвардейцы Салах ад-дина и мамлюки из полка Салихия. В свою очередь мамлюков базировавшихся на острове Равда и состоявших в основном из тюрков, по прежнему называли бахритами, от слова «бахр» — река, то есть речными мамлюками. Между этими двумя корпорациями шла ожесточенная конкурентная борьба за господство, зачастую выливавшаяся в открытое военное противостояние. Каждая партия продвигала на престол своего кандидата. Правящие султаны использовали эту борьбу в своих целях, сдерживая бахритов при помощи бурджитов и наоборот.

Черкесская династия.
На протяжении 130 лет более многочисленным бахритам, занимавшим большинство командных постов в армии и на флоте, удавалось удерживать власть в султанате. Однако бурджиты также стремились к её захвату. Каирская цитадель — сердце империи, находилась в их руках, и это давало им возможность активно вмешиваться во все дворцовые дела. В результате целой череды заговоров, переворотов и военных столкновений гегемония в государстве, медленно, но неуклонно, переходила от бахритов к бурджитам и их ставленникам. Процесс этот завершился в 1382 году с восшествием на престол черкесского эмира Баркука.

Он стал первым мамлюкским султаном, проводившим политику, направленную на создание этнического черкесского государства. В период его правления большинство эмирских должностей в султанате заняли адыги (черкесы). Кроме того, в их руках оказались все высшие и средние административные посты. Черкесский национализм встретил ожесточенное сопротивление со стороны тюрков, но оно было сурово подавлено. С этого момента, и до самого конца существования мамлюкского султаната (1517 год), его трон занимали только представители черкесской корпорации. К этому времени многие элементы их культуры прижились не только в самом Египте, но и далеко за его пределами.

Рыцари пустыни.
Как известно, расцвет европейского рыцарства и его традиций практически совпал с периодом крестовых походов. И это не случайно. Попав на Ближний Восток, европейцы столкнулись с истинным мужеством и благородством мамлюков — рыцарей пустыни, и поспешили заимствовать многие из их обычаев.
Так, например, европейские рыцарские турниры, воспетые во многих романах, всего лишь копия мамлюкских турниров, проводившихся на специальном ристалище близ Каирской цитадели. Именно таким способом мамлюки решали свои споры в противоборстве один на один или равными партиями. По мнению некоторых специалистов, зарождение геральдики также относится к эпохе ранних мамлюков. Каждый мамлюкский эмир имел свой личный знак в виде изображения цветка, зверя или птицы, который носили на одежде, доспехах и оружии все подчиненные ему воины. Система воспитания рыцарских детей вне дома, путем передачи их в услужение другим рыцарям в качестве пажей и оруженосцев перед посвящением в рыцарское звание, по-видимому, берет свое начало в обычае аталычества, распространенном у мамлюков.

Кавказские корни.
Вместе с тем, рыцарские обычаи самих мамлюков не появились на пустом месте, а стали развитием национальных традиций тех этнических групп, которые составляли костяк мамлюкских отрядов. В частности, огромную роль в формировании этих обычаев сыграли черкесы, которые привнесли в быт мамлюков традиции Кавказа — аталычество, граничащее с самопожертвованием гостеприимство, обычай вызова на поединок и многое другое. Нельзя не отметить также прижившийся в Египте черкесский обычай «заступничества женщины», заключавшийся в том, что она могла, бросив платок между сражающимися, прекратить кровопролитие. Более того, преследуемому врагами мужчине достаточно было коснуться рукой одежды женщины, чтобы остаться невредимым. В связи с этим обычаем осужденных на казнь мамлюков обычно водили к эшафоту с завязанными глазами, дабы они, увидев в толпе женщину, не прибегли к ее защите. Обычай «заступничества женщины» фиксировал ту высочайшую степень уважения к жене, сестре, матери, которая существовала у адыгов в далеком прошлом и сохраняется по сей день.

Мардж-Дабикская катастрофа.
Несмотря на то, что со времен Баркука адыги (черкесы) занимали в Египте господствующее положение, борьба за власть между их различными группировками продолжалась. Именно это обстоятельство привело
на рубеже XV–XVI веков к падению могущества черкесских правителей. Ослабевший Египет подвергся экспансии со стороны набиравшей силу Османской империи. 24 августа 1516 года на Мардж-Дабикском поле произошло сражение, которое предопределило судьбу черкесской династии на берегах Нила. Мамлюки под предводительством султана Каншао аль Гури дрались с отчаянием обреченных, но подавленные огромным численным превосходством турок проиграли битву, в которой погиб и их семидесятипятилетний владыка. Мамлюки спешно избрали нового султана — Туманбея, сплотились вокруг него и продолжали борьбу еще около года, однако её итог был уже предрешен. Преданный бедуинами, Туманбей был схвачен и повешен османами на воротах Баб Зувейла в Каире. С его гибелью могущественная империя адыгских рыцарей прекратила своё существование. Египет потерял политическую независимость и оказался под протекторатом Турции, но мамлюки оставались феодальными сеньорами страны еще около 280 лет, вплоть до вторжения в Египет Наполеона Бонапарта в 1798 году, окончательно подорвавшего их могущество. Однако, это уже совсем другая история.

автор: Джамбулат Аутлев - главный редактор журнала "Небо Кубани" (Краснодар), кандидат исторических наук.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)