Ислам в Ауле Афипсип

Ислам в Ауле Афипсип
Религия
zara
Фото: Адыги.RU
09:14, 10 ноябрь 2015
5 601
0
Как и многие жители адыгских аулов, к концу Кавказской войны (1861-1864 гг.) часть жителей шапсугского племени адыгов, гонимые судьбой и войной, вынуждены были переселиться на левый берег реки Кубань. Здесь примерно в 1863 году были основаны аулы Афипсип, Панахес, Псейтук, Хаштук. Переселение сопровождалось мучениями, потерями и жертвами. Шапсуги к этому времени были уже хорошо знакомы с Исламом. Из них многие были хаджи, а некоторые имели среднее и высшее исламское образование. Поэтому люди, обживая новое место, вели обычный образ жизни, соблюдали Законы Ислама и получали исламское образование в домашних условиях. На новом месте не было ни мечети, ни религиозных школ. Первую деревянную мечеть в ауле Афипсип построил совершивший два раза хадж Тес Махмуд Мосович в начале XX столетия, примерно в 1905 году. При строительстве
Как и многие жители адыгских аулов, к концу Кавказской войны (1861-1864 гг.) часть жителей шапсугского племени адыгов, гонимые судьбой и войной, вынуждены были переселиться на левый берег реки Кубань. Здесь примерно в 1863 году были основаны аулы Афипсип, Панахес, Псейтук, Хаштук. Переселение сопровождалось мучениями, потерями и жертвами. Шапсуги к этому времени были уже хорошо знакомы с Исламом. Из них многие были хаджи, а некоторые имели среднее и высшее исламское образование. Поэтому люди, обживая новое место, вели обычный образ жизни, соблюдали Законы Ислама и получали исламское образование в домашних условиях. На новом месте не было ни мечети, ни религиозных школ.
Первую деревянную мечеть в ауле Афипсип построил совершивший два раза хадж Тес Махмуд Мосович в начале XX столетия, примерно в 1905 году. При строительстве мечети ему помогали жители аула. Мечеть он содержал на свои средства.
В 1907 году общими усилиями жителей аула была построена новая, главная мечеть из кирпича.
По воспоминаниям уроженца аула Ачмиз Черима Ибрагимовича (1925 г. р.) хадж из этого аула совершили много мусульман, но точные имена и фамилии всех их сейчас не известны. Вот некоторые из них: Ачмиз Магомет Хахович, Совозу Гучипс Четукович, Сергусе Хатеж Шеунежович, Сергусе Исхак Шеунежович, Ачмиз Абат Урусович, Бжассо Селмен Хумитович, Бжассо Индрис Заурбечевич, Натхо Цуц Ибрагимович, Меджажок Шабан Хазешевич, Шеуджен Схатчерий Ханапшевич, Шеуджен Еберук Ханапшевич, Бжассо Джамбулат Хатитуович, Тлепсук Исхак, Туркав Паштук. Все вышеперечисленные мусульмане, по всей вероятности, совершили хадж в дореволюционное время. Некоторые из них ушли из жизни в беспокойное дореволюционное время, а те, которые дожили до времён репрессии, были репрессированы. Часть из них погибла в тюрьмах, а часть в ссылке.
В ауле Афипсип, как и на всём Северо-Западном Кавказе в материальном отношении люди жили по разному. Те, которые имели возможность, посылали своих детей учиться в разные города юга России и за рубеж. Например, Хушт Ибрагим Шеретлукович родился в селе Большой Кичмай. В 1880 году закончил теологический факультет Каирского университета «Аль-Азхар» в Египте. Работал в Шапсугском районе в качестве эфенди. После Октябрьской революции был репрессирован за религиозную деятельность. Был осуждён два раза в
1932 и 1937 годах. После этого ему было запрещено заниматься религиозной деятельностью, и местом жительства ему был определён аул Афипсип, где он и умер в 1960 году.
Козин Салих Ибрагимович (1896 г. р.) закончил Духовную школу в г. Нальчике. После окончания школы работал в ауле Старобжегокай, но был репрессирован и выслан в Красноярский край. Во время II мировой войны ушёл на фронт. После войны был реабилитирован и вернулся с семьёй в аул Афипсип, где прожил до конца своей жизни. Умер в 1974 г.
Женетль Мурат Тутухович (1890-1972 гг.) учился в г. Казани в медресе, но не закончил (до конца учёбы оставалось 2 месяца). Когда разразилась Октябрьская революция, он вынужден был вернуться домой в 1918 году.
Сергусе Хурц Хацукович закончил в г. Нальчике мусульманскую Духовную школу. После школы работал в качестве эфенди в а. Афипсип, но был репрессирован в
1933 году. Погиб в тюрьме г. Краснодара.
Натах Хачиеф Хаджебиевич (1905-1936 гг.) окончил медресе в а. Козет. Работал помощником эфенди а. Афипсип. При советской власти был репрессирован.
Бжассо Хаджи-Ислам, будучи директором школы, преподавал адыгейский язык и адыгейскую письменность на основе арабской графики, учил детей читать и писать на арабском языке, читать Коран в оригинале, совершать намазы.
Примерно с 1950 года в ауле Афипсип в должности эфенди работали последовательно следующие лица: Ачмиз Сагид Хаджибирамович (1870-1961 гг.), Сергусе Хурц Хацукович, Тлепсук Емыпсих, Ачмиз Меджид Сагидович (1900-1974 гг.), Ачегу Пазад Гучипсович (1878-1975 гг.), Козин Салих Ибрагимович (1896-1974 гг.), Нагуз Бачир Тлепсихачевич, Меджажок Хамид Исмаилович (1920-2000 гг.), Натах Абдул Хаджебиевич (1910-1999 гг.), Ачмиз Сафир Якубович (1910 2002 гг.), Заремук Альджерий Гарунович (1932 г. р.), Меджажок Рамазан Якубович (1932-2007 гг.).
В последние десять лет около 10 человек из а. Афипсип совершили хадж.
Житель а. Афепсип Ачегу Адам в качестве семейной реликвии хранит кусок кисуа (покрывало) священной Каабы, принесённой из хаджа одним из его прадедов в дореволюционное время.
Мечеть в ауле Афипсип построена в 1996 г. на средства братьев Тугуз Шамсудина Махмудовича и Тугуз Заудина Махмудовича. С момента открытия мечети обязанности имама выполняет Заремук Альджерий Гарунович (1932 г. р.). В 1995 г. на сходе жителей а. Афипсип он был выбран в качестве эфенди.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)