Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Археология » ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (XVIII в. – 1985 г.)

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (XVIII в. – 1985 г.)

ИСТОРИЯ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИИ НА ТЕРРИТОРИИ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕСИИ (XVIII в. – 1985 г.)
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
4 390
0
Памятники верховьев Кубани, особенно храмы, башни, каменные статуи и кресты, издавна привлекали внимание ученых и путешественников. Начало археологических обследований территории Карачаево-Черкесии было положено еще в XVIII в. Во второй половине XVIII в. Российской Академией наук была организована экспедиция по изучению Кавказа. В состав этой экспедиции вошел действительный член Академии И. А. Гюльденштедт, который в 1769 г. посетил, очевидно, северо-восточную часть Карачаево-Черкесии. Среди других сведений он сообщает и о каменной статуе гигантских размеров, называемой Альтеркач или Эльтаркач [Гюльденштедт, 1791, с. 33]. Статуя находилась на правом берегу р. Джегуты. Как полагает Т. М. Минаева, речь идет о половецкой каменной бабе [Минаева, 1971, с. 7]. Член этой же экспедиции П. С. Паллас побывал на Рим-Горе (1793 г.) и
Памятники верховьев Кубани, особенно храмы, башни, каменные статуи и кресты, издавна привлекали внимание ученых и путешественников.
Начало археологических обследований территории Карачаево-Черкесии было положено еще в XVIII в.
Во второй половине XVIII в. Российской Академией наук была организована экспедиция по изучению Кавказа. В состав этой экспедиции вошел действительный член Академии И. А. Гюльденштедт, который в 1769 г. посетил, очевидно, северо-восточную часть Карачаево-Черкесии. Среди других сведений он сообщает и о каменной статуе гигантских размеров, называемой Альтеркач или Эльтаркач [Гюльденштедт, 1791, с. 33]. Статуя находилась на правом берегу р. Джегуты. Как полагает Т. М. Минаева, речь идет о половецкой каменной бабе [Минаева, 1971, с. 7].
Член этой же экспедиции П. С. Паллас побывал на Рим-Горе (1793 г.) и оставил ее чертежи и описание [Паллас, 1799, т. I, с. 326, 362].
Я. Рейнеггс, скорее всего со слов других людей, указывал, что на р. Инджик (Зеленчук) находятся развалины древнего монастыря, а между Кубанью и Лабой есть две каменные церкви, именуемые Шома и Семите [Рейнеггс, 1796, с. 279]. Надо думать, речь идет о Сентинском и Шоанинском храмах [Минаева, 1951, с. 211].
В 1802 г. майор Потемкин побывал в Закубанье, и, в частности, на Большом Зеленчуке. Потемкин изготовил (карту и дал описание регионов, расположенных за Кубанью, осмотрел Зеленчукские храмы, сделал их зарисовки. Вблизи одной из церквей Потемкин видел могильник и каменный крест с греческой надписью и датой – 6521 г., т.е. 1013 г. В этой церкви на стене была также надпись с именем св. Николая. Данную церковь Потемкин назвал «первой церковью». Обычно принято считать, что это северный Зеленчукский храм. Но так ли это? Процитируем то место из письма Потемкина, где он пишет о расположении «первой церкви» по отношению к двум другим: «В объяснении рисунка указано, что первая из трех указанных церквей, или выше других по течению стоящая» [Бутков, 1825, с. 431]. «Другая стоит в версте ниже первой... третья в полуверсте ниже второй» [там же]. Таким образом, из текста письма Потемкина явствует, что «первой церковью» он называет не северный, а южный Зеленчукский храм, стоящий по течению Зеленчука выше, т.е. южнее двух первых.
Материалы Потемкина попали в руки П. Буткова, и тот передал их издателю журнала «Библиографические листы» Кеппену, где эти сведения ,и были опубликованы [Бутков, 1825, с. 431 – 433].
Академик Российской Академии наук, языковед-ориенталист Юлиус Клапрот в 1807 – 1808 гг. совершил путешествие по Северному Кавказу и Грузии. В верховьях Кубани, по-видимому, он не был. Очевидно со слов других, Клапрот писал о храмах Верхней Кубани, причем строителями этих храмов он считал алан-осетин [Клапрот, 1813 – 1814; Клапрот, 1830, с. 375 – 390].
В походе генерала Емануеля в Карачай принимали участие и ученые, которых интересовали природные богатства и археологические памятники Карачая. В 1829 г. Емануель совершает экспедицию на Эльбрус вместе с академиками Купфером, Ленцем и Мейером. М. Купфер оставил описание своего путешествия, в котором, в частности, он отмечает, что в долине Кубани встречаются камни с изображением крестов, каменные плиты с арабскими надписями. Там же находится церковь Хумара. Он видел саблю с надписью Genoa, найденную в районе Каменного моста (у нынешнего Карачаевска) [Кемпфер, 1830, с. 11, 41 – 43]. О церквах близ Каменного моста на Кубани упоминает А. С. Грибоедов (1824 – 1825).
В 1829 г. по поручению генерала Емануеля в верховья Кубани был направлен архитектор И. Бернадацци (Бернардацци) для снятия планов и фасадов верхнекубанских храмов. И. Бернадацци с этим поручением справился успешно. Он осмотрел Зеленчукские, Шоанинский и Сентинский храмы, сделал планы, зарисовки. В своем отчетном письме к генералу он упоминает и о других осмотренных им памятниках: гробницах в долине Хумары, о «развалинах древней постройки, называемой Акбилек» (т.е. Адиюх) ([Бернадацци, 1830, с. 186 – 191]; см. также [Бентковский, 1876, с. 3 – 4]).
Руководствуясь данными, полученными от Бернардацци, генерал Емануель возбудил ходатайство о реставрации верхнекубанских храмов. Николай Первый через военного министра запросил по этому делу нового начальника области и командующего войсками, генерал-лейтенанта Вельяминова, сменившего Емануеля. Вельяминов в 1833 г. ответил, что при тогдашнем тревожном положении вести работы в тех краях было бы опасно [Бентковский, 1876, с. 4].
Верхнекубанские христианские храмы после поездки Бернардацци привлекли к себе пристальное внимание общественности. Так, в 1847 г. на страницах газеты «Кавказ» была опубликована статья П. Хицунова, где он упоминает, со слов Потемкина и Бернардацци, и о верхнекубанских храмах [Хицунов, 1847, с. 115 – 123].
В первой половине XIX в. на Рим-Горе побывал известный путешественник и ученый Дюбуа де Монпере [Дюбуа де Монпере, 1937, с. 154].
Сведения об археологических памятниках Кубани, Зеленчуков, Теберды и Подкумка имеются в сочинениях горских просветителей. Так, Хан-Гирей в 30-х годах XIX в. писал: «На вершине Кубани, на высотах Ушь-Куль (Учкулька или Учкулан? – Е. А.) называемых, с восточной стороны реки находится гробница одного из предков фамилии Тагановых, ногайских мурз, по имени Мурзабек. Время построения этой гробницы определяют до ста лет... На вершинах Кубани есть величайший истукан, воздвигнутый, как полагают, в честь нарта Ерешхеу... С греческой надписью известен столб на берегу Большого Зеленчука за Кубанью, а на вершине той же реки находится каменная церковь...» [Хан-Гирей, 1978, с. 63, 65].
Ш. Б. Ногмов (1801 – 1844) отмечал: «В Карачае есть здание, построение коего приписывается местам; другое же на Кубани, называемое Синты – имя одного племени, которое древние географы помещали на Кубани (имеется в виду Сентинский храм. – Е. А.)... На правом берегу Подкумка стоит высокая гора, имеющая форму продолговатого четырехугольника... Предание говорит, что тут был город, называвшийся Бергусант... Русские называют его Бургустан (Бургустан – Рим-Гора. – Е. А.) [Ногмов, 1958, с. 73 – 74].
В 1840 и 1848 гг. совершил путешествие по Кавказу А. Фиркович. Второе путешествие (1848 г.), во время которого А. Фиркович посетил и верховья Кубани, он предпринял, руководствуясь инструкциями, данными ему Одесским обществом любителей истории и древностей. Свои впечатления он изложил в монографии [Фиркович, 1857, с. 371 – 405]. А. Фиркович упоминает о башне, находящейся в верховьях р. Джегуты (Кызыл-Калинская башня), о плитах с греческими надписями (в районе Хумары), о Хумаринском городище, древнем кладбище Байтал-Чапкан, о Сентинском храме и других памятниках верховьев Кубани. Работа А. Фирковича интересна для археолога и в настоящее время.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)