Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Этнография » Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты

Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты

Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Этнография
zara
Фото: Адыги.RU
09:41, 19 февраль 2016
9 462
0
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа 1998 года после переселения первой группы адыгов из автономного края Косово (Югославия) на историческую землю. Официальный статус аула Мафэхабль получил только 10 сентября 2007 г. после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ (№ 572).
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа
1998 года после переселения первой группы адыгов из автономного края Косово (Югославия) на историческую землю. Официальный статус аула Мафэхабль получил только 10 сентября 2007 г. после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ (№ 572).
В первое время после возвращения в Адыгею косовские адыги (черкесы) проживали в Майкопе до 2001 года. В это время роль мечети выполнял молельный дом № 35 по ул. Победы. После возвращения косовских адыгов на историческую родину, они составляли преобладающую часть майкопской мусульманской общины.
Следует отметить, что косовские адыги (черкесы) хорошо соблюдают нормы ислама. Все совершеннолетние держат пост, большинство взрослого населения выполняет пятикратную молитву, всё мужское население посещает обязательные коллективные намазы.
В ауле Мафэхабль есть действующая мечеть. Эту прекрасную мечеть построил на личные средства Мухамед Иругов — фермер из аула Исламей Кабардино-Балкарской Республики. Открытие мечети состоялось в сентябре
1999 года. Мухамед Иругов и по сей день поддерживает теплые отношения с жителями аула. Стоит отметить, что мечеть аула расположена недалеко от федеральной трассы, поэтому в ней постоянно есть молящиеся из различных регионов страны, независимо от времени суток.
Имамом мечети является Хасани Мухамед, имеющий высшее исламское образование и одновременно являющийся главой администрации аула. Он прекрасно справляется с обязанностями имама мечети, обучает желающих арабскому языку и основам ислама.
Следует отметить, что косовские адыги (черкесы) с первого дня стали неотъемлемой частью мусульманской уммы Республики Адыгея и внесли заметный вклад в возрождение ислама на протяжении последних 13 лет. Наиболее активными из них являются: Цей Исмаил (хаджи) — муадзин Соборной мечети г. Майкопа; вышеупомянутый имам Хасани Мухамед (хаджи) — являлся членом Совета ДУМ в 2004-2008 гг.; Цей Искандер — муадзин мечети а. Мафэхабль; Цей Раджеп (хаджи) — член Совета ДУМ с 2004 года по настоящее время, член редколлегии газеты «Свет» (гл. редактор: М.М. Шумафов).
Цей Исмаил был муадзином и в Косово до возвращения в Адыгею. Интересно отметить, что он выполнял пятикратную молитву в местной мечети и в мирное и в беспокойное время, независимо от различных внешних факторов. Про Исмаила можно сказать, что он «человек, чьё сердце привязано к Дому Аллаха». Можно только позавидовать человеку с такой глубиной имана. В ноябре 2008 года Исмаил Цей был награжден почетной грамотой Координационного центра мусульман Северного Кавказа «За заслуги перед уммой».
Многие косовские адыги (черкесы) совершили хадж как до возвращения в Адыгею, так и после. Хасани Мухамед до возвращения на родную землю дважды совершил хадж, а также совершили хадж его мать Асани Фахрие, Цей Шабан, Цей Исмаил и Цей Мухарем. После переселения в Адыгею хадж совершили: Османи Абедин, Абази Изедин, Абази Сания, Цей Муса, Цей Неджибе, их сын Цей Раджеп, Цей Баязит, Цей Умар, а также Абази Музахид, ныне студент исламского университета г. Медина (Саудовская Аравия), Цей Искандер, Абай Имер со своими матерью и супругой.
Интересен еще один факт. Косовскими адыгами были сохранены два экземпляра Священного Корана (с толкованием), вывезенных их предками во время вынужденного переселения адыгов с Кавказа в 1860-е годы. Эти два Корана были изданы в Казани в 1843 году. Один из экземпляров был передан Национальному музею Республики Адыгея. Другой экземпляр по просьбе косовских адыгов президент Аслан Джаримов подарил Президенту Республики Татарстан Минтимеру Шаймиеву во время инаугурации татарского президента 12 апреля 2001 г., за что специальная делегация из Казани в знак благодарности приезжала к старшему из косовских адыгов Хасани Шаипу (1903-2001 гг.).
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты

Другие адыги (черкесы)-репатрианты
Несмотря на небольшую численность адыгов-репатриантов, они внесли весомый вклад в возрождение Ислама в Республике Адыгея и Краснодарском крае. Отметим некоторых из них.
Мос Чениб родился в Иордании, первый муфтий Республики Адыгея и Краснодарского края. Несмотря на испытываемые им материальные трудности, Мос Чениб отдал много сил и энергии для возрождения в Республике Адыгея и Краснодарском крае религии своих предков — Ислама. М. Чениб проработал на должности муфтия до 1995 г., когда он ушел из этой жизни.
Ахмед Тлипий родился в Израиле. Работал имамом г. Майкопа и одновременно преподавателем арабского языка в Адыгейском госуниверситете (1993-1996 гг.). Человек военный, полковник в отставке. Начинал работать имамом г. Майкопа, когда община насчитывала всего полтора-два десятка человек. С участием А. Тлипия регулярно выходили в эфир исламские передачи по «Радио Адыгеи». Умер в 2009 г. в Израиле.
Фаиз Усман (Аутлев) — родился в Сирии. С 2000 г. возглавлял Исламский центр «Читай!» при Соборной мечети г. Майкопа. Он был редактором первого смыслового перевода Корана на адыгейский язык. Также Ф. Аутлев выпустил различные книги и брошюры по основам Ислама на адыгском и русском языках. Участвовал в различных исламских теле- и радиопередачах.
Отдельно следует отметить адыга из Косово, проживающего в г. Адыгейске, Абази Неджмедина — главного имама Республики Адыгея и Краснодарского края и первого заместителя муфтия. Он вернулся в Адыгею в 1996 году. На протяжении 10 лет работал имамом г. Адыгейска. Мечеть г. Адыгейска была открыта в 1995 г. и поначалу её посещало несколько мужчин и женщин старшего возраста. Уже после первого года работы Н. Абази в качестве имама мечеть уже не вмещала всех желающих. Н. Абази регулярно обучал в мечети основам ислама и арабскому языку всех желающих, и не только в г. Адыгейске, но и в других населенных пунктах Теучежского, Тахтамукайского районов и г. Краснодара. В декабре 2006 года Н. Абази был награжден медалью «За духовное единение», как отмечено в наградном листе, «за большой вклад в дело распространения исламских духовных и культурных ценностей, беззаветное служение мусульманской умме». Награду вручил ему в Москве председатель Совета муфтиев России, председатель Духовного управления мусульман Европейской части России муфтий шейх Равиль Гайнутдин.
Нихад Тешев родился в Сирии. С 1997 года старший имам Соборной мечети г. Майкопа.
Ахмед Пшипий родился в Сирии. Работает имамом в п. Энем.
Фахри Хуаж родился в Турции. Некоторое время был имамом Майкопа, читал пятничные проповеди.
Нефин Махош (Абид) родилась в Сирии. Обучала женщин и детей арабскому языку и основам ислама с 1997 г. по 2000 г.
Вопреки мнению, бытующему, в основном, среди людей, не практикующих Ислам, что, якобы, адыги (черкесы)ре-патрианты проповедуют какой-то другой «неадыгский» Ислам, это не так. Адыги-репатрианты следуют ханафитской правовой школе, проповедуют Ислам без каких-либо проявлений радикализма. Все подобные обвинения, исходящие от недоброжелателей религии Ислам, беспочвенны. Ведь религия Ислам — одна, и Ислам не может быть «адыгским»
Источник: Неугасимый свет Ислама : Возрождение Ислама в Республике Адыгея и Краснодарском крае / ЦРО Духовное управление мусульман РА и КК [ссылка]


В Адыгее соотечественники из Турции встретились с представителями "Адыгэ Хасэ" и посетили аул репатриантов
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты

В ауле, который накануне отпраздновал свое 14-летие, пять улиц по два километра каждая, на которых проживает всего 110 человек.

Живем дружно, дети из разных семей вместе играют, воспитываются в духе толерантности

"Живем дружно, дети из разных семей вместе играют, воспитываются в духе толерантности. Никто из жителей не пьет, ни разу не создавал конфликты, не привлекался к ответственности. Не случайно аул считают образцовым. Даже в магазине, который собираемся построить в Мафэхабле, не будут продавать ни алкогольную продукцию, ни сигареты", – рассказал Мухамед Хасани.

... но наш аул – образец на весь мир, единственный в России, вся адыгская диаспора смотрит на него. Кто бы ни приезжал в Адыгею, без посещения Мафэхабля не уезжает.

Аульчане не жалеют, что вернулись на историческую родину

Трудности есть, но аульчане не жалеют, что вернулись на историческую родину, наоборот, говорят, что им повезло.

В процессе разговора с соотечественниками из Турции они делятся своей радостью: в День репатрианта 1 августа в ауле появился еще один человек – в одной из семей родился малыш. Всего за 14 лет существования Мафэхабля в Адыгее появилось на свет 22 ребенка, самому старшему из них 13 лет.

Как отметил Мухамед Хасани, каждое лето в аул приезжают делегации репатриантов, в прошлом году – соотечественники из Америки, Иордании, в этом году – из Турции. По его словам, такие мероприятия нужны, поскольку позволяют людям самим увидеть единственный в России аул репатриантов, а не просто узнать о нем из СМИ.

В ауле Мафэхабль недавно выросла новая улица

В уникальном ауле находят свой приют соотечественники из многих стран мира В ауле Мафэхабль, в котором уже 11 лет живут уехавшие из пылающего Косово адыги (черкесы), недавно выросла новая улица. А всего с тех пор 700 человек вернулись на постоянное место жительства в республику из других стран.

А теперь сюда приезжают адыги (черкесы) со всего мира: из Америки, Израиля, Сирии, Иордании, Турции, Кувейта, Германии, Норвегии, Франции, Канады. Сначала просто посмотреть на Мафэхабль, а затем сами начинают строиться. Вот так и появилась улица Республики. Всего же в ауле за последние пять месяцев заложили 30 новых домов.

Один из недавно вернувшихся на родину репатриантов задумал построить в центре аула гостиницу на 60 мест, ресторан и посвященный диаспоре музей. В нем будут собраны предметы, принадлежавшие адыгам, покинувшим родину за последние полтора столетия. По подсчетам Абдулаха Абадзи, к следующему году в ауле должно быть около 100 домов.

А Хасани Мухамед надеется на то, что помимо мечети и медпункта, здесь появится еще одно учреждение - школа. Сегодня в ауле 30 детей, которым приходится ездить на учебу в Майкоп. Но эфенди рассчитывает, что когда в ауле поселится больше семей, то строительство школы станет делом времени.

Вскоре появились первые 20 домов, каждой семье выделили по три гектара земли. А два года назад в жизни аула произошло важнейшее событие - он наконец-то появился на карте и получил наименование Мафэхабль. После чего еще 70 соотечественников из нескольких стран решили вернуться на родину и построить дом в ауле. Сегодня решается вопрос о присоединении к Мафэхаблю еще почти 60 гектаров земли. Вместе с главой администрации поселка Абдулахом Абадзи идем по растущему сегодня буквально на глазах аулу. Вокруг - аккуратные кирпичные одно- и двухэтажные коттеджи, крытые зеленой и красной черепицей.

Новая жизнь
Абдулах с женой Сибахатэ и двумя детьми жил в Косово, в десятке километрах от Приштины. Работал фельдшером "скорой помощи", увлекался изучением иностранных языков. Это очень помогло потом работать переводчиком.

- Здесь пришлось заново учиться жить, - вспоминает Абдулах. - Проблем было немало - незнание языка, другой уклад экономики, иные жизненные стандарты. Хотя никогда не теряли связь с родиной, из Адыгеи к нам привозили видеокассеты, книги. Все потом удивлялись, когда мы разговаривали на родном языке: не могли поверить, что так хорошо им владеем. Да еще и упоминали некоторые слова из адыгского языка, которые здесь уже не употребляют. Постепенно на специальных курсах начали учить русский. С тех пор четверо наших молодых людей окончили республиканские университеты и стали врачами, еще пятеро - юристами, четверо - экономистами.

У Абдулаха через год после возвращения родился сын Аслан, который сейчас уже учится в пятом классе, а старшие дочь и сын поступили в университет. Сам глава семьи занялся строительным бизнесом. В его доме светло, полы в комнатах сплошь устланы коврами. Жить в квартире не захотел - в Югославии у него тоже был дом. Даже сохранилось несколько фотографий. И нынешнее жилище явно похоже на балканское.

Первая сотня
В ауле есть два здания: мечеть и медпункт. Оба построены на деньги меценатов. Местным эфенди стал Хасани Мухамед Джау, переехавший из Югославии с родителями и четырьмя сестрами. Все живут в Мафэхабле. Хасани здесь женился на местной жительнице. Кстати, и ему пришлось менять привычный образ жизни.
- В Югославии семья занималась сельским хозяйством, - рассказывает эфенди. - А тут поначалу трудился переводчиком, затем с племянником занялись бизнесом - открыли цех по производству пластиковых труб. Молодые не так сильно ощутили разницу и легче приспособились к новой жизни. Из тех, кто сюда приехал, были и юристы, и врачи. Но многие устроились в строительной сфере. Большинство работает в Майкопе, но есть и те, кто отправился на заработки в Сочи, Пятигорск.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)