Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ПЕСНИ: Состав семьи

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ПЕСНИ: Состав семьи

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ПЕСНИ: Состав семьи
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
00:33, 04 февраль 2020
4 167
0
В XIX-начале XX вв. у адыгов, наряду с малыми семьями имели широкое распространение и большие. Как пишет Е. Студенецкая, у кабардинцев во второй половине XIX в. «много семей жило не раздельно». Шикова Т. Т. отмечает, что у кабардинцев «раздел большой семьи происходил, как правило, после смерти главы семьи». Вместе с большой семьей существовали и малые семьи. Как полагает В. К- Гарданов, в первой половине XIX в. средняя численность жителей адыгского двора определялась в пределах от 5 до 8 человек. По официальным данным, на одну адыгейскую семью приходилось в 1875 году в среднем по 6,4 человека. По данным 1886 года, в 12 адыгейских аулах семьи до 6 человек составляли 63%, до 8 человек—19,5%, до 10 человек — 9%, до 15 человек — 7,5% и до .20 человек — 1%, а семьи свыше 20 человек были редким исключением. Как отмечают Смирнова Я.
СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ И СОПРОВОЖДАЮЩИЕ ИХ ПЕСНИ: Состав семьи
В XIX-начале XX вв. у адыгов, наряду с малыми семьями имели широкое распространение и большие. Как пишет Е. Студенецкая, у кабардинцев во второй половине XIX в. «много семей жило не раздельно». Шикова Т. Т. отмечает, что у кабардинцев «раздел большой семьи происходил, как правило, после смерти главы семьи». Вместе с большой семьей существовали и малые семьи. Как полагает В. К- Гарданов, в первой половине XIX в. средняя численность жителей адыгского двора определялась в пределах от 5 до 8 человек. По официальным данным, на одну адыгейскую семью приходилось в 1875 году в среднем по 6,4 человека. По данным 1886 года, в 12 адыгейских аулах семьи до 6 человек составляли 63%, до 8 человек—19,5%, до 10 человек — 9%, до 15 человек — 7,5% и до .20 человек — 1%, а семьи свыше 20 человек были редким исключением.
Как отмечают Смирнова Я. С.5 и Меретуков М. А.6, преобладавшие у адыгов малые семьи, как правило, состояли из родителей и детей. Но нередко встречались и трехпоколенные семьи, когда с родителями жил не отделившийся взрослый сын с детьми. Иногда в состав семьи входили близкие ее главы: родственник (мужа), неженатый брат, незамужняя или разведенная сестра и т. д.
Обязанности между членами семьи были строго распределены. Отец осуществлял руководство и управлял семейным имуществом. Жена и дети подчинялись ему. Мужчины обычно занимались уходом за скотом, посевом, а женщина-мать вела домашнее хозяйство, считалась основной распорядительницей на кухне. Ей тоже подчинялись дети и невестка. Она имела в доме почти такое же влияние, как и отец, и ее свято почитали. После смерти мужа она становилась главой семьи.
Положение адыгской женщины в обществе рассматриваемого периода определяли адат и шариат. Женщина не имела права принимать участие в общественной и политической жизни, вообще ее права были очень ограничены. Но, как указывает С. А. Токарев, до распространения ислама (XVII в.) не всегда женщина находилась в забитом, приниженном положении в семье и в обществе. В XVIII-XIX- вв. у адыгов сохранились обычаи, которые свидетельствовали о высоком семей-ном и общественном положении женщины в прошлом. Например, достаточно было кровнику прикоснуться к груди матери убитого, как кровная месть уже теряла силы. Или же женщина могла бросить свой платок между дерущимися мужчинами и тогда самые злые враги должны были помириться8.
В семейных отношениях всегда учитывалась субординация. Младший брат всегда подчинялся старшему, сестра — брату, невестка — всем членам семьи. С особым почтением все относились к отцу, матери и старшему из братьев: он мог стать главой семьи в случае смерти отца.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)