Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Адрианоиольский мир: Порта «уступает» Северный Кавказ России

Адрианоиольский мир: Порта «уступает» Северный Кавказ России

Адрианоиольский мир: Порта «уступает» Северный Кавказ России
История
zara
Фото: Адыги.RU
08:44, 29 сентябрь 2020
3 608
0
Русско-турецкая война (1828-1829) в ходе которой основные военные действия происходили на территориях современной Румынии и Восточной Анатолии, завершилась победой России. Среди условий Адрианопольского мирного договора предусматривалась статья, по которой Кавказ передавался России 18. «Война шла в Восточной Анатолии в основном на территории Армении и нет никакой связи с Черкесией... Когда русские войска подошли к стенам Анапы, а османы лишь следили за ними из-за крепости - как получилось, что Черкесия стала частью Османской империи. Кроме того, еще в 1817 г., когда Россия высадила военный десант на побережье Черного моря в районе реки Пшат и Геленджике, османы не претендовали на господство кавказского побережья и даже словесно не осуждали такое событие». Несмотря на то, что Кавказ представлял независимую страну. Османское
Адрианоиольский мир: Порта «уступает» Северный Кавказ России
Русско-турецкая война (1828-1829) в ходе которой основные военные действия происходили на территориях современной Румынии и Восточной Анатолии, завершилась победой России. Среди условий Адрианопольского мирного договора предусматривалась статья, по которой Кавказ передавался России 18. «Война шла в Восточной Анатолии в основном на территории Армении и нет никакой связи с Черкесией... Когда русские войска подошли к стенам Анапы, а османы лишь следили за ними из-за крепости - как получилось, что Черкесия стала частью Османской империи. Кроме того, еще в 1817 г., когда Россия высадила военный десант на побережье Черного моря в районе реки Пшат и Геленджике, османы не претендовали на господство кавказского побережья и даже словесно не осуждали такое событие».
Несмотря на то, что Кавказ представлял независимую страну. Османское государство, которое никогда не господствовало в этом крае, считало возможным передать эти территории России.
После непродолжительной подготовки, опираясь на выдуманную статью Адрианопольского договора, Россия приступила к оккупации Кавказа. На западе абадзехи, убыхи, шапсуги и другие адыги (черкесы) под властью народного собрания, на востоке чеченцы и дагестанцы оказывали сопротивление русским войскам.

Адрианоиольский мир: Порта «уступает» Северный Кавказ России

Чтобы разрушить единство кавказских народов, Россия прибегла к испытанному методу подкупа, предлагая отдельным лидерам взятки и подарки. Так, в 1838 г. группа абадзехских предводителей получила подарки, а вместе с ними и предложение сложить оружие и выступить с обращением перед народным собранием.
Народное собрание шапсугов, состоявшееся в 1836 г., обратилось ко всем народам мира со следующим посланием: «Жители Кавказа, вместо того, чтобы являться подданными России, даже не находятся в мире с ней. В течение многих лет они находились в состоянии войны с ней, и эту войну кавказцы вели в одиночестве. Никогда они не получали ни одобрения, ни помощи от какой-либо дерлсавы.
В то время как Турция укрепляла свое главенство над этими областями, те были предоставлены самим себе в их собственной защите, а позже она их предала и бросила.
Один паша открыл врата Анапы в обмен на русское золото, заставив поверить черкесов, что русские прибыли в качестве друзей, чтобы помочь султану в борьбе против мятежных вождей Армении. Другой паша также предал их, ночью покинув их край. С того времени черкесы неоднократно отправляли миссии своих представителей к султану, чтобы засвидетельствовать свою преданность и попросить помощи, но они были холодно встречены.
Черкесы также взывали безуспешно к Персии и, наконец, к Мехмету Али-паше (хидиву Египта), который, вполне оценивая их безграничную верность, был слишком далек от них, чтобы им помочь.
Во всех случаях посланцы Черкесии имели в качестве наказа сообщить тем, кто находился далеко и не знал, до какой степени притеснения России были невыносимы, какой значительной была ее враждебность по отношению к обычаям, вере и благополучию всех людей (иначе почему черкесы столь долго сражались против нее?), до какой степени ее генералы были предателями и в какой степени дикими были ее солдаты. Они должны бы подчеркнуть, что никому не выгодно, чтобы черкесский народ был истреблен. Что, напротив, всем выгодно оказать помощь черкесам.
Сотня тысяч русских солдат, ныне занятых тем, что сражаются против нас или наблюдают за нами и устраивают блокаду, затем будут воевать против вас. Сотни тысяч человек, ныне рассеянных в наших бесплодных краях, посреди наших голых скал, сражаясь против наших отважных горцев, затем захватят силой ваши богатые долины, и они превратят вас и ваши семьи в рабов.
До сих пор наши горы были крепостными стенами Ирана и Турции, и если мы не будем получать помощи, они превратятся во врата этих двух стран. Эти врата дома, которые оставались запертыми, позволяют защищать всю землю.
Кроме того, наша кровь, черкесская кровь, течет в венах султана. Черкесами являются его рабы. Черкесами являются его министры и генералы. Султан - владыка нашей веры и вождь нашего народа, и он владеет нашими душами. Мы одарим его своим верноподданничеством, и в соответствии со всеми этими узами мы просим его о помощи и поддержке, и если он того не желает или не может защитить своих детей и подданных, пусть вспомнит о ханах Крыма, чьи потомки ныне живут среди нас.
Таковыми были слова, которые наши посланцы имели предписание сообщить, но к ним отнеслись с пренебрежением. Этого не случилось бы, если бы султан знал, сколько сердец и сколько сабель он мог бы получить под свое командование, если бы перестал быть другом московитов.
Мы знаем, что Россия не является единственной державой в мире. Мы знаем, что существуют другие страны, более сильные, чем Россия, которые, не будучи очень большими, являются более доброжелательными, готовые просвещать незнающих и защищать слабых. В то же время они считают себя скорее врагами, чем друзьями русских и, наоборот, выражают дружественные отношения к султану. Известно, что Англия и Франция в числе самых передовых народов мира и что они были могущественными во времена, когда русские прибыли на маленьких судах и получили от нас разрешение ловить рыбу в Азовском море.
Полагаем, что Англия и Франция не проявят никакого интереса к такому маленькому и бедному народу, как наш; но мы не сомневаемся, что столь мудрые народы хорошо знают, что мы не русские, и хотя наши знания ограничены, ни кораблей, ни богатств, мы являемся честным и миролюбивым народом, когда нас оставляют в покое.
Между тем с глубоки чувством оскорбления мы узнали, что наша страна очерчена на всех картах, опубликованных в Европе, как часть России. Договоры же, нам известные, подписаны между Турцией и Россией, которые намерены открыто отдать России этих воинов, заставлявших в свое время, как и их горцы, трепетать Московию при каждой попытке вступить ногой на нашу землю.
Россия заявляет Западу, что черкесы ее подданные и, что по сути они бандиты и дикари, которых не может смягчить никакой акт милосердия, и что они не способны жить по нормам закона. Мы выражаем клятвенно и публично свое несогласие перед лицом неба с подобными уловками и подобной ложью. На слова мы ответили словами, но здесь речь идет о правде против лжи. В течение 40 лет мы протестовали против таких обвинений с помощью оружия. Проливаемая нами кровь обеспечивает нашу независимость, представляющую печать людей, которые никогда не мирились ни с какой иной властью за исключением власти тех, кто родом из их страны.
Кто тогда в состоянии отдать нас кому-то другому! Мы предлагаем свои верноподданнические чувства султану, но если он заключил мир с Россией, он не может их принять, так как черкесы находятся с ней в состоянии войны. Наше верноподданничество является безвозмездным даром, султан не может его продать, поскольку он его не купил.
Такая большая страна, как Англия, к которой обращен наш взор и к которой протянуты наши руки, не должна за нас думать, если не намерена причинить нам несправедливость. Она не должна раскрывать уши, чтобы слушать уловки и обман русских, в то время как она закрывает их перед мольбами черкесов. Нас четыре миллиона, но к несчастью, мы разделены на многочисленные племена с разными языками разнообразными верованиями. У нас отличные друг от друга обычаи и традиции, союзы и не-приязни.
До настоящего времени у нас никогда не было общей цели, но у нас были особые формы правления и привычки повиновения и командования. На войне мы строго подчиняемся командирам, избранным каждым отрядом, а наши князья и старейшины правят, следуя обычаям каждой местности, обладая самой большой властью, чего нет в каком-либо крупном государстве вокруг нас. Между тем из-за отсутствия среди нас общего вождя мы выбрали иноземного лидера. Так, например, мы добровольно покорились крымскому хану, а позже султану Константинополя.
Когда Россия частично овладела нашей территорией (иногда ей это удавалось), она стремилась использовать кавказцев в качестве воинов, заставляя их проливать кровь ради ее обогащения и покорения других народов, даже наших самых близких соотечественников и наших братьев по вере. Такое обстоятельство усиливало ненависть горцев к России, и продолжалось кровопролитие. В противном случае мы уже давно могли покориться московской власти.
Мы потеряли наши дворянские роды, которые прежде могли собрать сотни тысяч человек под свои знамена, но сейчас мы наконец объединились, как один человек, в противостоянии к России.
Лишь двести человек из нашего народа были покорены ими в течение этой долгой борьбы, среди которых ни один добровольно не служил России.
Многие дети были увезены из своих родных мест, а сыновья князей наших взяты в заложники, но, как вспоминают в нашем крае, им удалось бежать. Среди нас есть люди, которым император покровительствовал, угождал и одаривал, но многие из них предпочитали этим милостям трудное и опасное положение своей страны. На нашей стороне тысячи русских, выбравших наше варварство в противовес цивилизации России.
Русские построили на нашей территории ряд укреплений, однако они не осмеливаются высунуться за пределы досягаемости своих пушек. Наша страна может быть завоевана не переговорами, а силой оружия. Если Россия и покорит нас, она сможет это сделать не с помощью оружия, а перерезав наши коммуникации, используя при этом Османскую империю и Иран, будто они принадлежат ей.

У. Н. БЭРЗЭДЖ "ИЗГНАНИЕ ЧЕРКЕСОВ
Нальчик ПРИЧИНЫ и ПОСЛЕДСТВИЯ"
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)