Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Религия » Законы шариата у черкесских народов

Законы шариата у черкесских народов

Законы шариата у черкесских народов
Религия
zara
Фото: Адыги.RU
09:14, 10 ноябрь 2015
3 480
0
Что касается, наконец, черкесов черноморских и кубанских, то у них введение ислама (в начале прошлого века) не повлекло за собой преобладания шариата. К нему черкесы прибегали только в редких случаях и то лишь по маловажным делам, как вообще по привязанности народа к своим обычаям и в силу открытой реакции привилегированных классов, стародавние преимущества которых не признаются шариатом, так и потому, что мусульманский суд (по шариату) допускает произвольное толкование шариатских книг, малоизвестных черкесам . По сведениям, собранным в 1845 году Горским управлением об адатах черкесов бывшей Черноморской линии, все дела разбирались у черкесов по адату. «Одно духовенство по делам, между оным возникающим, разбирается шариатом; впрочем, не возбраняется никому и из другого сословия горцев разобраться в своем деле сим судом (т. е.
Что касается, наконец, черкесов черноморских и кубанских, то у них введение ислама (в начале прошлого века) не повлекло за собой преобладания шариата. К нему черкесы прибегали только в редких случаях и то лишь по маловажным делам, как вообще по привязанности народа к своим обычаям и в силу открытой реакции привилегированных классов, стародавние преимущества которых не признаются шариатом, так и потому, что мусульманский суд (по шариату) допускает произвольное толкование шариатских книг, малоизвестных черкесам . По сведениям, собранным в 1845 году Горским управлением об адатах черкесов бывшей Черноморской линии, все дела разбирались у черкесов по адату. «Одно духовенство по делам, между оным возникающим, разбирается шариатом; впрочем, не возбраняется никому и из другого сословия горцев разобраться в своем деле сим судом (т. е. шариатом). Совершенно зависит от воли и согласия спорящихся сторон избрать для разбора своего дела судадат или суд шариат» .
Действие шариата на Кавказе по русским законам последнего времени ограничено, главным образом, делами религиозными и семейными. Так, по положениям о Горском управлении 1860 года шариату подчинены лишь дела «по несогласиям между мужем и женой, родителями и детьми, по спорам об имуществе, принадлежащем мечетям» и пр. Точно так же положение 1872 года о мусульманском духовенстве ограничивает действие шариата религиозными делами туземцев и
некоторыми гражданскими делами, в особенности семейными и наследственными '.
Ограниченные в большей или меньшей степени действием в крае мусульманского права, адаты кавказских горцев стали подчиняться также влиянию русских законов, с тех пор как образовалось местное Горское управление, учрежденное на Кавказе русским правительством. Нужно, впрочем, заметить, что в то время, как туземные приверженцы шариата стремились к полной отмене действия адатов в практике горских судов, русское управление во многих случаях становилось на сторону адата в борьбе его с шариатом, прежде всего старалось ослабить действие шариата, а с ним парализовать и силу мусульманского духовенства, по отзыву Горского управления 40-х годов, всегда представлявшего один из главных тормозов в деле умиротворения края . Русское правительство, вводя на Кавказе Горское управление, оставляло в силе местные обычаи, не считало возможным ввести между горцами сразу русские законы с полной отменой применения местных адатов в судебно-административной практике. В 40-х годах Горское управление категорически высказывалось за необходимость сохранения обычных между горцами порядков: «...изменить существующий у горцев порядок судопроизводства (по народным обычаям) в настоящее время было бы преждевременно и даже опасно; ибо изменение это несомненно вооружило бы против нас одно из сословий — князей и дворянство или духовенство» . Тем не менее влияние русских законов в некоторых местностях Кавказа начало высказываться в значительных размерах уже в конце прошлого столетия. При открытии генералом Гудовичем в 1793 году родовых судов и расправ в Кабарде было объявлено об изъятии из подчинения адату всех уголовных дел (убийства, измены, разбоя, грабежа, воровства и пр.), подлежащих рассмотрению по русским законам; за адатом были оставлены лишь гражданские дела и незначительные проступки. Недовольство горцев, открыто отказавшихся в 1794 году повиноваться родовым судам, как учреждениям, противным духу мусульманского закона и горским обычаям, заставило вскоре Горское управление восстановить суд на старых основаниях, существовавших в Кабарде со времени введения ислама . Действие русских законов между горцами Северного Кавказа, подчинявшимися русскому управлению, стало усиливаться в особенности при главнокомандующем Ермолове. В изданном им в 1822 году «Наставлении Временному Кабардинскому суду» категорически поставлен был вопрос о действии русских законов в горских судах и об ограничении компетентности адата и шариата.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)