Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Археология » Лоуренс Олифант и Гертруда Белл свидетельствуют

Лоуренс Олифант и Гертруда Белл свидетельствуют

Лоуренс Олифант и Гертруда Белл свидетельствуют
Археология
zara
Фото: Адыги.RU
09:46, 09 февраль 2015
5 935
0
Лоуренс Олифант, побывавший как в Черкесии, так и позднее среди черкесских поселенцев Кунейтры, писал: «Черкесы имеют настолько устрашающую репутацию, что любое посягательство на их безопасность, даже со стороны турок, имело крайне неприятные последствия; но я знаю не много народов, которые обладают столь благородными качествами». (Oliphant L. Land of Gilead with Excursion in the Lebanon. L., 1880. рр. 49-50).
Лоуренс Олифант и Гертруда Белл свидетельствуют
Лоуренс Олифант, побывавший как в Черкесии, так и позднее среди черкесских поселенцев Кунейтры, писал: «Черкесы имеют настолько устрашающую репутацию, что любое посягательство на их безопасность, даже со стороны турок, имело крайне неприятные последствия; но я знаю не много народов, которые обладают столь благородными качествами». (Oliphant L. Land of Gilead with Excursion in the Lebanon. L., 1880. рр. 49-50).
В конце 80-х гг. XIX века немецкий археолог Шумахер отметил благоустроенность черкесского поселения Кунейтра, которое получило статус районного центра.
На протяжении последней четверти XIX в. – первой четверти XX века черкесское присутствие в регионе Сирии было сопряжено с непропорционально значительным удельным весом черкесов в административном аппарате и армии. Достаточно указать, что в начале XX в. наместником Сирии являлся черкес, маршал Осман Февзи-паша. Начальником полиции дамасского вилайета при нем являлся черкес Хосрев-паша.
Весьма существенным обстоятельством являлось значительное присутствие черкесских офицеров высокого ранга в других арабских провинциях Османской империи. Фельдмаршал Берекетуко Осман Ферид-паша упоминается Лесли Бланш как военный губернатор Медины. (Blanch L. The Sabres of Paradise. N.-Y., 1960, рр. 477, 482).
Любопытно, что Берекетуко был женат на внучке имама Шамиля. Тлецерук Шамседдин-паша был губернатором Триполитании (Ливии) и оказал ожесточенное сопротивление оккупации этой страны итальянцами в 1912 году. (Муфти Шеукет. Герои и императоры в черкесской истории. С. 241).
Перед Первой мировой войной Сирию посетила знаменитая британская путешественница Гертруда Белл. Она приводит отзыв о черкесах бедуинского шейха Намруда, который является отличной иллюстрацией того, какой характер носили отношения черкесов с местным населением: «Черкесы – народ мрачный и вздорный, но трудолюбивый и предприимчивый сверх всякой меры, и в своем ежедневном состязании с арабами они неизменно выходят победителями. Недавно они представили повод для войны, отведя воду из ручья Зарка, от которого в летнее время зависимы бедуины; а также становится все более и более невозможно спускаться в Амман – штаб-квартиру черкесов, – за теми небольшими нуждами арабского быта, в которых так нуждаются бедуины – за кофе, сахаром и табаком». Тон этого бедуинского отзыва характеризует их восприятие черкесского присутствия весьма красноречиво.
У самой Гертруды Белл содержится ряд благосклонных отзывов о черкесах. В Бейруте ее встретил генерал-губернатор, черкес. Он дал ей охранный эскорт в лице черкесского офицера жандармерии. По дороге произошла характерная сцена: «Я ехала из Мадебы в Мшитту в сопровождении черкесского заптия. В пути нам встретились бедуины из племени Бану Сухур, которые мигрировали с восточных пастбищ к Иордану. Равнина была усеяна их черными палатками. Группа одетых в черное всадников, вооруженных до зубов, направлялась к нам с явно недружелюбными намерениями. Они издалека встретили нас салютом (выстрелами в воздух), но когда они увидели черкесского всадника они повернули и медленно поехали обратно». (Bell G.L. Syria. The Desert. The Sown. L., 1919, pp. 24-25).
Только на период путешествия Гертруды Белл черкесы занимали губернаторские посты в Бейруте, Дамаске, Алеппо, Аммане, Мекке. Вали Мекки, т.е. всей Аравии, 36-летний черкес Казим-паша произвел на Гертруду впечатление англофила и беседовал с ней по-французски. До того он занимал пост наместника Иерусалима, где сумел на период своего правления примирить интересы различных церквей – католической, греко-православной, армянской, а также мусульман и иудеев. Его единственное кредо – верность султану, в чем Белл убедилась затронув тему британского присутствия в Адене и Кувейте. В тот момент черкесский паша уже показался ей англофобом. Весьма характерно, что описание красоты и достоинств черкешенки – супруги йеменского наместника полно восторженных оценок в духе Байрона и Бальмонта.
В период французского мандата черкес Ахмад Нами, один из зятьев султана Абдул-Хамида II, в 1925 году был назначен президентом сирийского государства. (Муфти Ш. Герои и императоры в черкесской истории. С. 290).
В начале XX века в Сирии наместником являлся черкес, маршал Осман Февзи-паша. Начальником полиции дамасского вилайета при нем являлся Черкес Хосрев-паша; полицейским эскадроном командовал черкес Мирза-паша. Командиром турецкого гарнизона в Кераке в период Первой мировой войны был черкес Хамид Фахри, погибший в 1918 г.

Самир ХОТКО,
кандидат исторических наук, член-корреспондент Адыгской Международной Академии наук.
Г. Майкоп.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)