Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » И.Я. Куценко: "Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным"

И.Я. Куценко: "Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным"

И.Я. Куценко: "Еще раз о казаках - Историческое знание должно быть грамотным и ответственным"
История
zara
Фото: Адыги.RU
18:27, 28 январь 2020
2 674
0
Начиная с углубления кризиса крепостнической системы в конце XVIII века и далее логика социального развития России неотвратимо поставила в повестку дня ее истории упразднение монархии. Глубокая, осознанная ненависть к самодержавному режиму - опоре позорного крепостного угнетения, надругательства над народом - пронизывает передовую общественную мысль от Радищева и декабристов, Герцена и народовольцев. Идея физического истребления царя придумана не большевиками. Не их представителю принадлежали пламенные слова:
Начиная с углубления кризиса крепостнической системы в конце XVIII века и далее логика социального развития России неотвратимо поставила в повестку дня ее истории упразднение монархии. Глубокая, осознанная ненависть к самодержавному режиму - опоре позорного крепостного угнетения, надругательства над народом - пронизывает передовую общественную мысль от Радищева и декабристов, Герцена и народовольцев. Идея физического истребления царя придумана не большевиками. Не их представителю принадлежали пламенные слова:

Самовластительный злодей!
Тебя, твой трои я ненавижу,
Твою погибель, смерть детей
С жестокой радостию вижу.
Читают на твоем челе
Печать проклятия, народы,
Ты ужас мира, стыд природы,
Упрек ты богу на земле.


А. С. Пушкин. Вольность. Ода.

Наш величайший национальный поэт предрекал:

Мы добрых граждан позабавим
И у позорного столпа
Киилкой последнего попа
Последнего царя удавим.'


Так что большевики всего лишь приняли давно возникшую историческую эстафету и довели ее до трагедийного финала. Могло бы его не быть? Только при условии, если бы самодержавие было в состоянии трезво оценить собственную бесперспективность и уступить место у властного руля общества другим, более современным силам. Но на такое оно было неспособно. На основе высокой сознательности и самокритичности, без боя от почетных управленческих рычагов, дающих огромные привилегии и высшее наслаждение - наслаждение властью, добровольно не уходил ни один класс, ни одна элита - от королей и царей до коммунистов и националистов. Их всех всегда и везде приходилось свергать в упорной, ожесточенной, нередко беспощадной борьбе, силой оттаскивая от ставшей привычной, «своей» государственной кормушки, за которую всякий раз свергаемые держались до последней крайности, принося неисчислимые беды тем, кому они обязаны были служить.

Здесь у нынешних возродителей казачества явно узкое место. Они не могут не знать о давней всероссийской традиции отрицания самой идеи самодержавности, о том, каких огромных усилий и жертв потребовала вековая борьба с царизмом. Пытаться поднимать сегодня (хотя бы на словах) авторитет самодержавной власти — значит впадать в маразм отрицания уже состоявшегося приговора истории.

В наши дни стали обычными публикации об императорах, старых сановниках, деятелях белого движения, подвигах казаков - покорителей Кавказа. Так, 18 мая 2004 года краевая газета «Кубанские новости» поведала о 136-летии со дня рождения Николая II, поместив его портрет. В информации, в частности, сказано о завещании Александра III сыну: «...Помни: у России нет друзей. Нашей огромности боятся... В политике внутренней прежде всего покровительствуй церкви. Она не раз спасала Россию в годину бед. Укрепляй семью, потому что она - основа всякого государства».

Думается, Александр III допустил существенный промах, забыл о народной мудрости: на Бога надейся, а сам не плошай! Ему бы, помимо церкви, посоветовать молодому самодержцу покровительствовать также многим десяткам миллионов трудящихся - абсолютному большинству угнетенного населения империи, сориентировать его на глубокие, давно назревшие реформы, которые дали бы рабочим 8-часовой рабочий день, достойные условия существования, передали крестьянству хотя бы половину помещичьих земель, по примеру США, Англии, других передовых стран ввели бы демократические отношения в обществе, отменив кричащие привилегии аристократии, обуздали бы плутократов, снизили бы налоговую кабалу на мужиков, и, глядишь, обошла бы Русь-матушку кровавая революция стороной. Ан нет. Не возжелали самодержцы, ни отец, ни сын, увидеть гигантские общественные антагонизмы, которым нужно было уделить немедленное внимание.

Такой расклад делает весьма туманной идею возрождения казачества и для самих казаков, и для наблюдающих за ними. С одной стороны, для них необходимо демонстрирование преданности памяти царизму, реабилитации белогвардейщины, чтобы получить признание в глазах потомков белой эмиграции в США, в распоряжении которой остались старинные казачьи регалии. Заполучить их была мечта возродителей. С другой - возрождаемые казаки, отворачивающиеся от советского антиказачьего прошлого, не могут не считаться с некоторыми советскими атрибутами - например, орденами и медалями ветеранов Великой Отечественной войны, записавшихся в новое войско. Нынешние казачьи руководители участвуют в торжественных ритуалах, родившихся в советское время, - празднованиях 23 февраля, 9 мая. Состыковать разное в казачестве - монархизм, защиту белогвардейщины, борьбу за революцию красных казаков, вклад казаков в коллективизацию станицы, героизм советских защитников Родины, а теперь еще и учесть интересы закордонных блюстителей казачьих традиций - дело едва ли выполнимое. На декларации наших «новых» казачья колония в США реагировала настороженно. Думается, за океаном живут люди умные, понимающие, что происходящее ныне на Кубани, имеющее отношение к казачеству, на деле является всего лишь местной издержкой демократических параметров современной политической жизни России. У них могут быть сомнения в ненас-тоящности возрождения.

Современные казаки-эмигранты видят, что старую обширную войсковую земельную латифундию - экономическую основу войска - государство возвращать не собирается. Соответственно о восстановлении былого казачьего единоличного хозяйствования не может быть речи. Нынешние казаки, точно так же, как все российские неказаки, работают в обычных современных учреждениях и на предприятиях. Казаками они становятся, когда по случаям одевают на себя черкески и папахи. Во-вторых, ныне никакой казачьей службы вообще (не говоря уж об обязательной пожизненной) не существует. Нет ни конных казачьих полков, ни пластунских батальонов. Некоторые из подавшихся в казаки в армии не служили и уж точно не знают, как оседлать лошадь и с какой стороны на нее взбираться. Из войсковой функциональности нынешние казаки оставили за собой только марширование по праздничным датам перед телекамерами в экзотической одежде. Их воинственный вид им нравится. Но не мешало бы подумать о большинстве земляков, которые смотрят на эти представления с саркастическими усмешками. Казачье шефство над некоторыми частями Российской Армии достаточно условно, не может иметь массового, серьезного государственного значения. Правда, казачьи общины могут использоваться для нейтрализации на местах незаконных мигрантов, а в перспективе - возможных оппозиционных проявлений по усмотрению своих лидеров - атаманов. Как известно, на Кубани уже имели место расправы казаков с нерусскими студентами, порка плетьми цыган. В-третьих, в казаки записалось неизмеримо меньше наших сограждан, чем было членов сословия до революции. По переписи населения России 2002 года определили свою национальность как казаки по всем районам страны всего 140 тысяч человек1. В-четвертых, царское казачье войско имело разветвленную военную организацию. Сегодня ее представляют один казачий генерал, несколько полковников, войсковых старшин и т. д., присвоивших себе старинные чины произвольно, равно как похожие на царские разные значки. В совокупности такие действия вызывают впечатление какого-то политизированного под ретро маскарада, игры в казаки для взрослых. Время от времени устраиваемые казачьи собрания в бывшем здании дома политпросвета крайкома КПСС давно воспринимаются кубанцами как весьма посредственные спектакли самодеятельного драмкружка при Государственном академическом казачьем хоре.

Спрашивается, зачем было вновь открытому Кубанскому кадетскому казачьему корпусу присваивать имя последнего наказного атамана на Кубани М. П. Бабыча, какая необходимость толкнула на установление мемориальной доски В. Г. Науменко? Оба этих генерала никакими особыми боевыми доблестями не отличались. Бабыч был одним из многих казачьих помещиков. Какой пример из его жизни могут взять себе за образец молодые кадеты-казаки? О Науменко сообщается, что он спас исторические регалии кубанцев. И ничего не говорится о его сотрудничестве с немецко-фашистскими захватчиками. В Российской государственной библиотеке сегодня любой желающий может просмотреть гитлеровский журнал « Казачьи ведомости». Его № 9/10 за март-апрель 1944 года открывает информация: «От Генерала добровольческих войск. Учреждено Главное управление казачьих войск. Главное управление казачьих войск является представительством перед Германским Командованием для защиты казачьих прав и состоит из следующих лиц: Генерал Краснов, начальник, Генерал Науменко, Полковник Павлов, Полковник Кулаков. 31 марта 1944 г. Кёстринг. Генерал от кавалерии»1.

В том же номере журнала на странице 31 читатель увидит фотографии, на которых запечатлены улыбающиеся боевые соратники. Они и подписи под ними - красноречивые свидетельства. Вот эти подписи: «Единая семья. Слева направо: войсковой старшина Кононов, генерал Шкуро, ге-нерал-майор Науменко, полковник фон Бозе и подполковник фон Шульц»; «Генерал-майор В. Науменко, полковник фон Бозе и войсковой старшина И. Кононов».

Для чего гитлеровского прислужника преподносить казачьим героем? Как известно, ряд членов единой семьи, в которую входил Науменко, были казнены - повешены по приговору советского трибунала. Недавно Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации отклонила просьбу о реабилитации, то есть признала их предателями, сочла тот приговор справедливым. Науменко оказался или похитрее, или посчастливее своих коллег, избежал ареста. Если бы он был пойман советскими органами, то ему также вполне могло быть предъявлено государственное обвинение. И вновь вопросы: чему может научить казаков пример деятельности Науменко? Почему бы казачьему учебному заведению в Краснодаре не присвоить имя, например, кого-то из маршалов Советского Союза - С. М. Буденного, Г. К. Жукова или генералов Jl. М. Доватора или Н. Я. Кириченко - славных полководцев? Или, если возродитель-ская ненависть к советской истории непреодолима, почему бы учебному заведению не присвоить имя А. В. Суворова, М. И. Кутузова или М. Д. Скобелева, под командованием которых служили казаки? В любом случае это было бы гораздо оправданнее, чем воспитывать нынешних школьников-кадетов под покровом памяти о заурядном царском областном администраторе.

Названные жесты, что называется, шиты белыми нитками. Они явно рассчитаны на одобрение из-за океана. Стоит ли платить такую нравственную цену за то, что казачьи регалии поменяли место своего хранения в США на экспозицию в храме, вновь отстраиваемом в Краснодаре?
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)