Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Культура » ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ ГАСТРОЛЬНАЯ ПОЕЗДКА КАБАРДИНКИ

ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ ГАСТРОЛЬНАЯ ПОЕЗДКА КАБАРДИНКИ

ПЕРВАЯ ПОСЛЕВОЕННАЯ ГАСТРОЛЬНАЯ ПОЕЗДКА КАБАРДИНКИ
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
00:33, 04 февраль 2020
3 124
0
Первую послевоенную гастрольную поездку ансамбль провел в 1945 году. Поводом для его выезда послужило приглашение руководителей из Бурятской АССР. Коллектив усиленно готовился к поездке. С учетом будущей аудитории, он включил в свой репертуар помимо национальных произведений и русские песни. Так, в репертуаре хора впервые появились «По диким степям Забайкалья», «Па солнечной поляночке», «Смуглянка», «Калинка» и другие русские народные песни, частушки. Они обогатили и украсили репертуар хора. Расширение репертуара русскими вокальными произведениями, в свою очередь, под-сказало руководству ансамбля необходимость пополнения хоровой группы новыми певцами, хорошо владеющими русским языком. Так в хоровой группе появились Мария Лозепко, Мария Соковая, Андрей Алешкин, Александра Белоповская, Тамара Лушпикона и другие.
Первую послевоенную гастрольную поездку ансамбль провел в 1945 году. Поводом для его выезда послужило приглашение руководителей из Бурятской АССР. Коллектив усиленно готовился к поездке. С учетом будущей аудитории, он включил в свой репертуар помимо национальных произведений и русские песни. Так, в репертуаре хора впервые появились «По диким степям Забайкалья», «Па солнечной поляночке», «Смуглянка», «Калинка» и другие русские народные песни, частушки. Они обогатили и украсили репертуар хора. Расширение репертуара русскими вокальными произведениями, в свою очередь, под-сказало руководству ансамбля необходимость пополнения хоровой группы новыми певцами, хорошо владеющими русским языком. Так в хоровой группе появились Мария Лозепко, Мария Соковая, Андрей Алешкин, Александра Белоповская, Тамара Лушпикона и другие.
Ансамбль выехал в гастрольную поездку из Нальчика в мае 1945 года. Хотя поводом для организации данной поездки послужило приглашение руководства Бурятской АССР, все же свои концертные выступления ансамбль начал с обслуживания трудящихся Ростова-на-Дону. Затем, по пути в Улан-Удэ, коллектив выступил перед жителями многих городов и населенных пунктов Российской Федерации, включая обширные районы Сибири.
Первое выступление ансамбля в столице Бурятии состоялось 24 июля. Концерт состоялся в Улан-Удэ в помещении городского театра. Выступления прошли также в городском саду и на других сценических площадках столицы. В. свободное от концертов время работники ансамбля встречались с актерами, режиссерами национального и русского театров, с представителями народного творчества — народными сказителями, певцами, музыкантами. На этих встречах они знакомились друг с другом, обменивались опытом работы, по-дружески высказывали друг другу свои критические замечания и пожелания. Подобные встречи приносили заметную пользу для всех ее участников. Ансамбль находился в этой республике около месяца.
После завершения своих выступлений в Бурятии ансамбль планировал провести гастроли по Дальнему Востоку, но в связи с создавшейся в этом регионе военной обстановкой эта поездка была отменена, а ансамбль продолжил свои гастроли по Сибири. Он выступил в Омске, Новосибирске, Прокопьевске, Новокузнецке, Ангарске, Иркутске, Чите и других городах. На протяжении всей поездки артисты с неослабевающим интересом знакомились с необозримыми просторами Сибири, с первозданным сибирским раздольем, встречались с прославившими себя своими боевыми и трудовыми подвигами сибиряками. Встречи эти проходили в самых различных условиях — на производстве, во время выступлений. Одна из молодых актрис ансамбля, Тамара Питона, которой свои обязанности певицы хора сочетала с ведением концертной програм¬мы, вспоминала: «Мы выступали на небольших клубных сценических площадках перед шахтерами и строителями, в прекрасных дворцах культуры перед работниками крупных промышленных предприятий и перед жителями городов на просторных, благоустроенных сценах театров. И везде зрители просматривали все номера нашей программы с огромным вниманием и интересом. Мы часто имели встречи и беседы с рабочими фабрик и заводов, с шахтерами и строителями до начала наших концертов или после их окончания. И каждый раз они проходили в необыкновенно теплой и дружеской обстановке».
И другая участница этой поездки — заслуженная артистка КБЛССР и РСФСР Вера Тутовна Куашсва, которая отдала около 33 лет развитию национального вокального искусства в Кабардино-Балкарии, вспоминала: «Наши гастроли проходили в трудное время, когда существовала карточная система и очень трудно было с питанием. Хотя голод давал о себе знать, но мы были молодыми, энергичными и не обращали па это особого внимания, и мы всегда работали в меру всех своих сил и своих возможностей. Жители тех городов, где нам приходилось выступать, наши танцы видели впервые, наши песни слышали впервые. Поэтому наши песни и танцы им всем очень нравились

Наши концерты проходили с большим успехом. Многие номера нам приходилось повторять по просьбе аудитории по 2 — 3 раза. Мы были этому очень рады. Мне больше всего запомнилось, как прошли наши концерты в Чите, Иркутске и Новосибирске.
В свободное от работы время мы посещали концерты других коллективов, смотрели драматические, оперные спектакли. Когда находились в Новосибирске, мы слушали оперу «Иван Сусанин» в прекрасном оперном театре. От этого спектакля я получила огромное удовольствие. Этот вид искусства тогда для меня был очень сложным и мало-доступным. До этого я никогда не слушала оперу. Несмот-ря на это, я получила огромное удовольствие. Потом мне это очень помогло в выборе будущей профессии. Когда в 1946 году нам объявили, что создастся Кабардинская оперная студия при Ленинградской консерватории, у меня не было никаких сомнений в том, ехать ли в Ленинград на учебу, если, конечно, пройду по конкурсу. И получилось так, как я хотела. В Ленинградской консерватории я учи¬лась с 1916-го до 1951 года. После окончания учебы я вернулась в 11альчик».
Гастрольная поездка продолжалась более четырех ме-сяцев. В ней приняли участие заслуженные артисты КЛССР Кураца Каширгова, Танахум Ашуров, Асланджери Аталиков, Бермаи Шаваев, артисты Тамара Кабардо-кова, Бица Блепаова, Вера Куашсва, Светлана Иванова-Магалдадзс, Шли.хани Ульбашева, Михаил Шиков, Мария Лозенко, Роза Кабардслкова, Мария Соковая, Магомедгери Партокоп, Тамара Пигова, Султангсри Тутуков, Арон Иса¬ков, Маржинат Мамышева, Фрида Якунева, Хашир Да-шуев, Тося Бсрова, Ахмед Никасв, Тамара Лушникова, Александра Белоновская, Валентина Першина (концерт-мейстер), Фатимат Кудаева и другие. Все актеры ансамбля долго с душевной теплотой вспоминали сибирские просто¬ры, замечательных тружеников-сибиряков, с которыми установились самые хорошие, дружеские взаимоотношения.
ДВАДЦАТИПЯТИЛЕТИЕ АВТОНОМИИ КАССР
С самого начала 1946 года ансамбль усиленно начал готовиться IK участию в праздновании двадцатипятилетия Кабардинской АССР.
В связи с юбилейными торжествами в Нальчике была проведена декада показа искусства республики. Она открылась 3.1 августа в помещении Госдрамтеатра большим концертом для участников торжественной сессии Верховного Совета Кабардинской АССР, посвященной 25-летию автономии республики. Юбилейный концерт начался торжественной кантатой «25 лет КАССР» компо-зитора Сергея Ряузова на слова Алима Кешокова. Ее исполнили: симфонический оркестр госфилармонии и Ка¬бардинский госансамбль песни и пляски. Дирижировал лауреат Государственной премии СССР Л. К. Книппер, руководил хором заслуженный деятель искусств КАССР А. М. ГКжровский, текст кантаты читал артист Кабардинского госдрамтеатра Б. П. Сомов. Для участия в этом концерте были привлечены лучшие профессиональные творческие силы Нальчика и наиболее интересные творче¬ские коллективы из участников художественной самодея¬тельности республики: солисты Кабгосфилармонии, учащиеся Детской музыкальной школы № 1 Нальчика, женский народный хор клуба БаксанГЭ.С, джаз-ансамбль Прохладненского клуба железнодорожников. Концертную программу юбилейного вечера завершили премьерой театрализованной хореографической постановки под названием «Встреча Героев». Автором либретто и постановщи¬ком был заслуженный артист КАССР Аслангерн Бердович Аталпкон. Это была первая и смелая попытка коллек¬тива средствами хореографии передать героическую борьбу советского народа и период Великой Отечественной войны. Главные роли в постановке исполняли заслуженные артисты КАССР Аслапгери Аталнков и Танахум Ашуров, артисты Магомедгсри Нартоков и Михаил Шиков.
В дни декады показа искусства республики ансамбль выступил со своей самостоятельной концертной програм-мой. Концерт состоялся 4 сентября 1946 года в помещении Госдрамтсатра. В программу вечера были включены ряд номеров из прежнего репертуара и новые произведения, подготовленные коллективом к юбилейным дням: несколь-ко несем на кабардинские мотивы, записанные и обрабо-танные композитором С. Ряузовым, лучшие образцы народ¬ных песен русского и других народов СССР, произведения советских композиторов.
Вечер наглядно показал, что ансамбль вновь стал творчески зрелым коллективом, способным создавать вы¬сокоидейные и художественно полноценные произведения искусства. Артисты хора достаточно квалифицированно подготовили и исполнили торжественную кантату «25 лет КАССР» и тем самым подтвердили, что могут успешно работать над крупными музыкальными произведениями.

Ансамбль вновь достиг того уровня, которым он распо-лагал до начала Великой Отечественной войны. Теперь он строил свои планы на будущее с учетом максимального использования всех своих творческих возможностей.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)