Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » И. Ф. Бларамберг о составе племен черкесских

И. Ф. Бларамберг о составе племен черкесских

И. Ф. Бларамберг о составе племен черкесских
История
zara
Фото: Адыги.RU
10:52, 21 март 2021
4 753
0
Черкесы (Адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Суиджой. Границами их страны являются: на юго-западе— Абхазия и Черное море; на юге — Малая Абхазия и Осетия; л а севере — реки Кубань, Малка и Терек отделяют их от России; на востоке Терек и Сунджа служат границей между черкесами и народностью кистов. Черное море от устья Кубани до границ с Абхазией. Обитающие на побережье племена —это натухайцы, гусинцы и убыхи. Площадь этого края может быть приблизительно определена в 24 тыс. кв. верст.
Черкесы (Адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Суиджой. Границами их страны являются: на юго-западе— Абхазия и Черное море; на юге — Малая Абхазия и Осетия; л а севере — реки Кубань, Малка и Терек отделяют их от России; на востоке Терек и Сунджа служат границей между черкесами и народностью кистов. Черное море от устья Кубани до границ с Абхазией. Обитающие на побережье племена —это натухайцы, гусинцы и убыхи. Площадь этого края может быть приблизительно определена в 24 тыс. кв. верст.

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани
1. Натухайцы (натохайцы)
2. Шапсуги
3. Абадзехи (абедзехи)
4. Туби
5. Убыхи
6. Саше
7. Джедухи (бзедухи):
а) хамыши
8. Хаттукаи
9. Темиргои
10. Эгеркваи
11. Жане
12. Адеми
13. Мохошевцы
14. Хегайки
15. Бесланеевцы
б) черчинеи

Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бже-духи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегай-ками и бесланеевцами управляют князья — «пши» и дворяне — «ворки»...

...Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли целесообразным добавить некоторые сведения отдельно о кабардинцах, имея в виду, что здесь имеются весьма любопытные детали и что история этого черкесского племени, можно сказать, отличается от истории остальных черкесских племен.

Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной в борьбе против крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорских черкесов», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Существует множество преданий о происхождении кабардинцев, и мы приведем здесь некоторые из них, воздерживаясь, однако, от каких бы то ни было заключений.

По черкесским преданиям одно из их племен... в VI веке по мусульманскому летосчислению (в XIII в,— X. /(.) оставило свои родные поселения на берегах Кубани и продвинулось на север до Дона, однако вскоре оно покинуло и эти места, отправилось далее и обосновалось на южном побережье Крыма и на равнине между реками Кач и Белбик; верхняя часть этой долины сохранила название «Кабарда», а от татар получила название «Черкес-тус» («Черкесская долина»), В этих краях сохранились развалины замка, называемые «Черкес-Кермен».

В 883 году, по упоминанию Константина Порфиро-генета '4, во время внутренних волнений среди хазар, три их племени под именем «кавары» или «кабары», будучи побеждены своими соплеменниками, укрылись у маджар, или угров, и создали под именем кавары восьмое угорское племя, принесли с собой хазарский язык и сами восприняли угорский язык. Эти кавары благодаря своей необычной храбрости получили привилегию первыми нападать на врага в любом сражении. Страна, где в то время обитали угры, находилась в междуречье Буга и Дуная и называлась Альтекуза; что касается территории хазар, то она простиралась не только по Северному Кавказу, но и захватывала часть горных районов и достигала западного побережья Каспийского моря.

Это упоминание о кабардах наряду с черкесскими преданиями, утверждающими, что они якобы некогда проживали на Крымском полуострове, дало основание для предположения о том, что эти предания говорят о кабардинцах, которые в этом случае должны быть племенем хазарского происхождения, тем более, что слово «козак», присущее черкесскому словарю, очень часто употреблялось вместо «хазар» или «хозар». Указание на их пребывание в свое время в Крыму имеется как в народных преданиях, так и в географических названиях, которые сохраняются до настоящего времени в Крыму, о чем мы уже говорили выше.

На карте Средиземного и Черного морей, подготовленной в 1497 году, ...можно прочесть название «кабарди», написанное красными буквами несколько к востоку от Таганрога, что указывает на местоположение страны каваров, о которой говорит Константин Порфирогенет, и в то же время племени кабардинцев, которые в VII веке по мусульманскому летосчислению снова покинули Крым и обосновались на острове, образованном двумя рукавами Кубани при ее впадении в море; татары называют это место «Кызыл-таш», но кабардинцы долго там не оставались, а став могущественным племенем, направились под водительством своего князя Инала далее на восток — в земли за Кубанью и вплоть до нынешней Кабарды, где они подчинили себе все прочие черкесские племена. Это тот самый Инал, которого считают первооснователем рода всех кабардинских князей...

В архивах Коллегии по иностранным делам хранятся документы, которые показывают, что в древние времена кабардинцы занимали часть Украины и Малороссии, а затем обосновались в верховьях реки Кумы в окрестностях Бештау, откуда они получили название «пятигорских черкесов».

...Значительная часть их обосновалась в нижнем течении Днепра, ниже порогов, где они построили городок Черкасск, получивший такое название вероятней всего потому, что большую часть этих людей составляли выходцы из черкесских племен; там они обосновали разбойничью республику, ставшую знаменитой под названием «Запорожские казаки»...

По народным преданиям самих кабардинцев в древние времена Кабарда зависела от князя по имени Инал, который выдавал себя за потомка Кеса, выходца из Аравии, правившего черкесами. Как известно, в середине VIII века по мусульманскому летосчислению Мослем, брат халифа Этциде III, изгнал хазар из Мидии и Армении, победил их в их собственной стране и утвердил господство арабов в горах Кавказа; таким образом, эти предания не лишены основания.

Инал разделил Кабарду между пятью сыновьями, с тех пор стали возникать междоусобицы, вследствие которых большая часть наиболее известных князей вынуждена была искать убежище в России. Князья из семейств Сунчалеевых и Келеметовых были в их числе, они покинули Кабарду в конце XVI века и стали известны в России под именем князей Черкасских. Те, кто остался в Кабарде, разделились па три группы: земли тех, кто остался, как и в старину, на Бакзане, стали называться Большой Кабардой; переселившиеся в район Татар-тупа стали называть свой край Малой Кабардой и, наконец, та часть, что перешла Кубань, стала называться бесланеевцами по имени одного из сыновей Инала...

Деление на Большую и Малую Кабарду объясняется еще и так, что эти названия идут от двух братьев по имени Кабарти-бек, которые поделили между собой эту землю...

Вражда, которая сохранилась с древнейших пор до настоящего времени между князьями Большой и Малой Кабарды, привела к опустошению Малой Кабарды, и она уже давно подчинилась России.

Князь Малой Кабарды Коргока Канчокин перешел с 1759 года на русскую территорию по левому берегу Терека, спасаясь от репрессий князей Большой Кабарды. Он принял христианскую религию и стал основателем города Моздока, расположившись там со своей семьей и подданными...

Хотя мы уже и говорили об образе жизни и нравах черкесов вообще, которые вполне одинаковы и у кабардинцев, мы все же вынуждены дополнить изложение некоторыми деталями, особенно по поводу образа правления у кабардинцев.

Кабардинцы горды и высокомерны, но в то же время вежливы по отношению к чужестранцам и очень гостеприимны. Они строго соблюдают между собой приличия, соответствующие возрасту и положению, и их очень сердит, если чужестранцы забывают о необходимости соблюдать эти приличия.

Кабардинские князья все еще считают себя, в силу своего происхождения и былых подвигов своих предков, первыми по благородству крови не только среди черкесских племен, но и вообще всех горских народностей. И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые могут у них оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своей одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся па более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности...

Они имеют дружественные связи со всеми закубанскими народами, ...которых роднит с ними общность происхождения.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)