В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ

В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫ
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
3 560
0
Вскоре после сообщения о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну в Нальчике состоялся митинг работников искусств Кабардино-Балкарии, где гневно осудили фашистских агрессоров и единодушно зая¬вили о своей решимости встать на защиту Родины. С первых же дней войны все творческие коллективы республики перестроили свою работу, чтобы как можно скорее и активнее включиться в общенародную борьбу против немецко-фашистских захватчиков. В июле 1941 года Кабардино-Балкарский радиокомитет организовал трансляцию концерта работников искусств КБАССР для братских республик — Дагестана, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, посвященного Великой Отечественной войне советского народа против немецко-фашистских захватчиков. В нем приняли участие Кабардино-Балкарский государственный хор, оркестр радиокомитста под руководством А. Г.
В СУРОВЫЕ ГОДЫ ВОЙНЫВскоре после сообщения о вероломном нападении гитлеровской Германии на нашу страну в Нальчике состоялся митинг работников искусств Кабардино-Балкарии, где гневно осудили фашистских агрессоров и единодушно зая¬вили о своей решимости встать на защиту Родины. С первых же дней войны все творческие коллективы республики перестроили свою работу, чтобы как можно скорее и активнее включиться в общенародную борьбу против немецко-фашистских захватчиков.
В июле 1941 года Кабардино-Балкарский радиокомитет организовал трансляцию концерта работников искусств КБАССР для ^братских республик — Дагестана, Северной Осетии и Чечено-Ингушетии, посвященного Великой Оте¬чественной войне советского народа против немецко-фа¬шистских захватчиков. В нем приняли участие Кабардино-Балкарский государственный хор, оркестр радиокомитста под руководством А. Г. Шахгалдяпа и другие коллективы. В концерте были исполнены новые произведения местных авторов, посвященные борьбе советского народа против фашистских оккупантов: композитора Т. К. Шейблера, поэтов Али Шогенцукова, Омара Этезова, Индриса Кажа-рова, Хацерона Алхасова и другие.
В те тревожные дни, когда гитлеровская Германия возлагала большие надежды на то, что война вызовет между нашими народами рознь и вражду, эта радиопере¬дача имела огромное значение, как символ дружбы не только между народами Северного Кавказа, но и между всеми народами Советского Союза.
Кабардино-Балкарский госаиеамбль и Кабардино-Бал-карский хор пересмотрели свои программы, включив в них новые произведения советских композиторов, написанные на патриотические темы. В программе хора также появи¬лись новые песни, созданные местными почтами и компо¬зиторами, отражающие героическую борьбу воинов Крас¬ной Армии против немецко-фашистских орд. Многие из мужского состава ансамбля и хора с первых же дней вой¬ны ушли на фронт, а найти им равноценную замену было не так просто. Но, несмотря на все трудности, связанные с военным временем, ансамбль и хор регулярно проводили свои концерты. Они выступали в заводских и фабричных цехах, в бригадах, на полевых станах и высокогорных колхозных пастбищах, своим искусством поднимая патрио¬тический дух трудящихся, вселяя в них веру в неизбежную победу нашего правого дела. Работники искусств принимали самое деятельное участие в общественно-политической жизни города Нальчика и республики: выступали на ми-тингах, организовывали бесплатные концерты.
В конце октября 1941 года началось строительство оборонительной линии, которая проходила по территории Кабардино-Балкарии. Коллективы учреждений искусств приняли в ней самое деятельное участие. Работники ка-бардинского, балкарского, русского театров, госансамбля и госхора трудились ежедневно на стройке наравне со всеми остальными. В то же время, артисты ежедневно вы¬ступали перед строителями либо в обеденный перерыв, либо в вечернее время со специальной концертной про¬граммой.
Коллективы ансамбля и хора первейшей своей задачей и своим гражданским долгом считали систематическое обслуживание воинов Красной Армии и раненых, которые проходили лечение на территории Кабардино-Балкарии, а также своих земляков—бойцов, командиров и полит¬работников 115-й Кабардино-Балкарской кавалерийской дивизии, которая была на стадии формирования. Работни¬ки учреждений искусств не стояли в стороне и от обще¬народного патриотического движения по сбору теплых ве¬щей для воинов действующей армии.
Главное командование фашистской Германии свои ос-новные ударные силы с самого начала военных действий направило на скорейший захват столицы нашей Родины — Москвы, Ленинграда и других важных в стратегическом отношении городов и населенных пунктов. В связи с навис¬шей угрозой над Москвой Советское правительство прояви¬ло исключительную заботу о сохранении «золотого» фонда советского искусства. В августе 1941 года из Москвы в Нальчик были эвакуированы выдающиеся деятели совет¬ского искусства. Среди них были старейшие работники Московского Художественного академического театра и Государственного Малого академического театра, профес¬сорско-преподавательский состав Московской государст¬венной консерватории, известные композиторы и художни¬ки. Многие из них с первых дней пребывания в Нальчике активно включились в общественно-политическую и куль¬турную жизнь нашей республики.
Выдающиеся мастера советского искусства интересова¬лись состоянием работы в творческих коллективах респуб¬лики, с ними проводили встречи, беседы, и там, где возни¬кала необходимость, они активно включались в творческую работу отдельных коллективов. Музыкальной жизнью на¬шей республики интересовались видные деятели советского музыкального искусства столицы — С. С. Прокофьев, С. Е. Фейнберг, В. В. Нечаев, Н. И. Сперанский, Н. М. Да¬нилин и другие.
Но фронт стремительно приближался и к территории Кабардино-Балкарии. В связи с этим, а затем и в связи с оккупацией немецко-фашистскими войсками части терри-тории Кабардино-Балкарии положение трудящихся нашей республики, в том числе и условия работы учреждений искусств, резко осложнилось. Но, несмотря на это, коллек-тивы ансамбля и хора настойчиво и самоотверженно продолжали проводить свою концертную деятельность, хотя к этому времени у них уже недоставало многих творческих и административных работников, особенно из мужского состава.
В этих условиях, для более стабильного и оперативного руководства работой коллективов ансамбля и хора, в сен-тябре 1942 года Совнаркомом КБАССР было принято решение об объединении Кабардино-Балкарского государ¬ственного ансамбля пляски и музыки и Кабардино-Балкарского государственного хора в один творческий кол¬лектив с названием Кабардино-Балкарский ансамбль пес¬ни и пляски. Новый объединенный ансамбль главное свое внимание сосредоточил на обслуживании частей и соедине¬ний 37-й армии, действующей на территории Кабардино-Балкарии, раненых, проходивших лечение в госпиталях. На своих концертах танцоры страстными и огненными пляска¬ми, артисты-инструменталисты задорной, мажорной музы¬кой, а певцы задушевными, лирическими и патриотически¬ми песнями поднимали боевой дух у воинов-фронтовиков, вызывали у них жгучую ненависть к захватчикам, звали их на ратные, героические подвиги во имя защиты Родины. Когда артисты выступали перед воинами-фронтовиками непосредственно на передовой, тогда наиболее ярко ощу¬щалось то огромное эмоциональное воздействие, которое оказывает на зрителей их искреннее, правдивое искусство. Чувствуя, что их творческий труд вдохновляет воинов-фронтовиков, артисты часто проводили свои концерты в самых различных боевых условиях, подвергая иногда свою жизнь большому риску.
Артисты также продолжали регулярно обслуживать ра-бочих промышленных предприятий, трудящихся колхозных полей, которые в неимоверно трудных условиях самоотвер¬женно трудились, чтобы обеспечить фронт всем необхо¬димым.
Так, выполняя свой гражданский и патриотический долг, коллектив продолжал свою работу в условиях прифронтовой полосы до последней возможности — до захвата Нальчика немецко-фашистскими войсками. 25 октября
1942 года Кабардино-Балкарский ансамбль песни и пляски
временно прекратил свою деятельность.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)