БАЛКАРСКИЙ ХОР

БАЛКАРСКИЙ ХОР
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
18:26, 20 июнь 2021
6 049
0
Руководство республики постоянно уделяло внимание вопросам развития культуры и искусства. 25 января 1939 года на заседании бюро обкома ВКП(б) был обсужден вопрос «О мероприятиях по развитию профессионального и самодеятельного искусства в республи-ке». В числе неотложных мероприятий было решено орга-низовать Балкарский государственный хор.
БАЛКАРСКИЙ ХОРРуководство республики постоянно уделяло внимание вопросам развития культуры и искусства. 25 января 1939 года на заседании бюро обкома ВКП(б) был обсужден вопрос «О мероприятиях по развитию профессионального и самодеятельного искусства в республи-ке». В числе неотложных мероприятий было решено орга-низовать Балкарский государственный хор.
В соответствии с этим постановлением Управление по делам искусств при Совнаркоме КБАССР приступило к проведению ряда организационных практических меро-приятий по осуществлению этой задачи. На художествен-ного руководителя Кабардинского государственного хора Александра Михайловича Покровского была возложена по совместительству и обязанность художественного руково-дителя Балкарского государственного хора. Подбором будущих певцов Балкарского хора пилотную стали зани-маться в первой половине 1939 года. Покровскому прихо-дилось часто ездить по балкарским аулам и отбирать из молодежи наиболее одаренных юношей и девушек, обла-дающих более ярко выраженными вокальными и музы-кальными способностями. О том, как практически все это происходило на местах, можно судить из воспоминаний Шлихами Ульбашевой, которая проработала и Кабарди¬но-Балкарском государственном ансамбле песни и пляски около 24 лет:
«Я поступила в Балкарский хор в 1939 году. В тот год я училась в седьмом классе в селении Гунделен. Предсе-датель сельсовета вызвал меня из школы к себе в правле-ние. Когда я зашла к нему, с ним сидели в кабинете еще двое незнакомых мне мужчин. Как потом выяснилось, это были Николай Матопич Евгажуков, начальник Управления пл делам искусств при Совнаркоме КБАССР, и Алек¬сандр Михайлович Покровский, художественный руково¬дитель Кабардинского государственного хора. Они меня спросили, нравится ли мне петь. Я ответила им, что мне нравится петь. И рассказала им, что я с детства очень люблю петь песни и что с удовольствием принимаю уча-стие в школьной художественной самодеятельности. Потом они попросили, чтобы я спела им песни. После того как я спела им две-три песни, они спросили меня, согласилась бы я поехать в Нальчик, чтобы учиться петь песни. От неожиданного вопроса я растерялась и не знала, что и ответить. Заметив мою растерянность, председатель сель-совета ответил за меня: «Почему не поедет? Поедет! Обя-зательно поедет, раз вы будете ее обучать петь песни. В этом вы можете не сомневаться!» Так твердо и убежденно сказанные председателем сельсовета слова ободрили меня, и я согласилась на их предложение. Через некоторое вре¬мя после этого разговора меня пригласили в Нальчик. Когда с нами начали заниматься по вокалу, тогда я по¬чувствовала, что в хоре надо петь не так, как я привыкла петь песни с детства, и для того, чтобы овладеть хоровым искусством, необходимо многому научиться».
Шамхани Улъбашева очень верно и точно передала ту обстановку, в которой приходилось проводить отбор буду¬щих певцов и певиц для балкарского хора и с какой под¬готовкой они поступали и хоровую группу.
Также как и сама Шамхани Ульбашева, все девушки и юноши, отобранные для создания Балкарского хора, ока¬зались совершенно незнакомыми с вокальной техникой, с хоровым искусством, они нуждались в соответствующей хорошей, профессиональной подготовке. Для этой цели ху¬дожественным руководителем балкарского хора была со¬ставлена тщательно продуманная учебная программа, с учетом уже имевшегося опыта работы по подготовке пев¬цов для Кабардинского хора.
Одновременно Л. М. Покровский занимался отбором и подготовкой вокальных произведений для концертной про-граммы коллектива. В этой работе большую помощь ему оказывал композитор Л. М. Авраамов. Он с глубоким пониманием национальных особенностей оригинала, бе-режно сохраняя лучшие стороны национального колорита, обрабатывал старинные балкарские народные песни, соз-давал новые современные песни на стихи балкарских ав-торов.
Первый концерт Балкарского хора состоялся через год. Перед открытием хора композитор Т. К. Шсйблер в газете «Социалистическая Кабардино-Балкария» писал:
«3 августа состоится первый концерт государственного балкарского 'хора. Этот молодой хор существует всего один год, но благодаря упорной и серьезной работе он вырос в профессиональный коллектив.
У него уже есть свой репертуар — обработки старинных и новых песен балкарского народа, песни советских ком¬позиторов.

В концерте 3 августа будут исполнены песни о Ленине и о партии, исторические песни «Эски жир хож», «Гапа-лау», «Хаджи-Мурат», лирико-бытовые «Ногай Кыз», «Бур-мабут», русские песни советских авторов и другие.
Несколько песен будут исполнены объединенными си-лами двух коллективов — кабардинского и балкарского хоров».
Долгожданное торжественное открытие Балкарского государственного хора состоялось в Нальчике 3 августа 1940 года в зале Дворца пионеров (где ныне размещается здание медицинского факультета КБГУ по улице И. Ар-манд). Молодой коллектив предложил слушателям содер-жательную и разнообразную по тематике и по жанру кон-цертную программу. Наряду со старинными и современны¬ми песнями балкарского народа в. нее вошли и песни других братских народов, песни советских композиторов.
Рождение Балкарского государственного хора было естественным продолжением дальнейшего развития нацио¬нальной культуры народов Кабардино-Балкарии. Этот день стал важным'и памятным событием для всех начинающих певцов-участников. Одним из молодых певцов, принимав¬ших участие и открытии балкарского профессионального хора, был Омар Магомедович Отаров, ныне народный ар¬тист Кабардино-Балкарской АССР. Он продолжает и по сегодняшний день работать в хоре.
«Первое выступление нашего хора перед зрителями Пальчика мне запомнилось на всю жизнь,— вспоминает Омар Магомедович.— Не только я, все артисты хора без-мерно радовались тому, что родился наш Балкарский государственный хор. Со мной начинали работать в хоре Шамхани Ульбашева, Магомед Бозисв, Фатимат Заидова, Оли Рахаев, Фатимат Кудаева, Адижан Боттаева и другие. Наша радость умножалась тем, что мы были не только свидетелями, но и непосредственными участниками созда¬ния нашего профессионального вокального коллектива».
Существование балкарского профессионального хора обязывало местных поэтов и композиторов к тому, чтобы они уделяли должное внимание созданию новых современ¬ных вокальных произведений для пополнения его репер¬туара. С первого же дня существования балкарского хора в его репертуаре получила постоянную прописку героиче¬ская" песня о балкарском революционере, соратнике С. М. Кирова — Султан-Хамиде Калобекове, написанная на слова одного из старейших деятелей народного просве¬щения и культуры балкарского народа Сайда Османови-ча Шахмурзасва. В репертуаре хора появились и песни на стихи другого старейшего балкарского поэта — Берта Ис-маиловича Гуртуева. Это — «Песня о Кирове», «Красно-армейская песня», «Колхозная песня», «Махай эфенди» (атеистическая). Мелодии к этим песням были народны¬ми, а обработал их для хора А. М. Покровский.
С первых дней работы коллектива художественное ру-ководство начало доверять некоторым певцам запевать отдельные песни во время их исполнения. Фатимат Заидо-ва исполняла с хором балкарскую народную шуточную песню «Алаша», балкарскую лирическую песню «Бараход-ла». Омар Отаров с хором пел балкарскую народную ге-роическую песню «Мисирби», народную героическую песню «Канамат», балкарскую народную лирическую песню «Об Али».
Вскоре после торжественного открытия Балкарский хор совершил свою поездку по ущельям Балкарии с намере-нием как можно скорее ознакомить жителей горных аулов-со своей новой творческой работой. Его первый концерт состоялся в селении Гунделсн, которое тогда являлось одним из наиболее крупных населенных пунктов Балкарии.
О том, как прошел первый концерт на селе, и о том, как первые зрители отнеслись к хоровому пению коллек¬тива и к его концертной программе, Шамхапи Ульбашспа рассказала: «Мне1 на всю жизнь запомнился наш первый концерт, который состоялся в моем родном селении Гун-делен. Зрительный зал клуба был переполнен сельчанами. И когда раскрылся занавес и увидели на сцене нас, стоя-щих стройными рядами девушек и юношей, да еще одетых в яркие национальные костюмы, тут же сразу по зритель-ному залу прошел гул удивления и восхищения. (Тогда паши зрители не знали, что свое восхищение можно вы-разить аплодисментами.) А когда всем составом хора мы запели на родном языке старинные балкарские народные песни, с детства хорошо знакомые и любимые ими, тогда проявлению у них чувства безмерной радости и гордости не было предела. Все песни, исполненные1 нами на концер¬те, настолько всем слушателям понравились, что они не знали, как нас уважить, как нас благодарить.
В то время хор не имел своего автотранспорта, и нам, артистам, приходилось оставаться на ночлег в том селе, где проводили концерты. Обычно к сабе в гости нас заби-рали те сельчане, которые присутствовали на концерте. Хозяева проявляли к нам какую только можно заботу: предоставляли нам самое лучшее из того, что у них име-лось, угощали самыми лучшими и вкусными блюдами, какими они располагали, и все же им казалось, что они не сумели принять нас по достоинству, как это положено для самых дорогих и желанных гостей. Все это придавало нам больше уверенности в своей работе».
Первые концерты Балкарского государственного хора как в городе, так и в сельской местности прошли с боль-шим успехом, но как самостоятельная творческая единица он работал недолго. Во второй половине 1940 года Кабар-динский и Балкарский хоры были объединены в единый творческий коллектив — Кабардино-Балкарский государ-ственный хор.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)