Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани

Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани
История
zara
Фото: Адыги.RU
09:21, 24 сентябрь 2020
5 831
0
Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бже-духи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегай-ками и бесланеевцами управляют князья — «пши» и дворяне— «ворки»... ...Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли целесообразным добавить некоторые сведения отдельно о кабардинцах, имея в виду, что здесь имеются весьма любопытные детали и что история этого черкесского племени, можно сказать,, отличается от истории остальных черкесских племен.
Наименование племен, занимающих северные склоны Кавказа от крепости Анапа до истоков Кубани1. Натухайцы (натохайцы)
2. Шапсуги
3. Абадзехи (абедзехи)
4. Туби
5. Убыхи
6. Саше
7. Джедухи (бзедухи):

а) хамыши
б) черчинеи
8. Хаттукаи

9. Темиргои

10. Эгеркваи

11. Жане

12. Адеми

13. Мохошевцы

14. Хегайки

15. Бесланеевцы

Натухайцы, шапсуги, абедзехи, туби, убыхи, саше, бже-духи, хаттукаи, темиргои, эгеркваи и жане имеют демократический образ управления, а адеми, мохошевцами, хегай-ками и бесланеевцами управляют князья — «пши» и дворяне— «ворки»...

...Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли целесообразным добавить некоторые сведения отдельно о кабардинцах, имея в виду, что здесь имеются весьма любопытные детали и что история этого черкесского племени, можно сказать,, отличается от истории остальных черкесских племен.

Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее-громкую известность благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной в борьбе против. крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорских черкесов», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Существует множество преданий о происхождении кабардинцев, и мы приведем здесь некоторые из них, воздерживаясь, однако, от каких бы то ни было заключений.

По черкесским преданиям одно из их племен... в VI веке-по мусульманскому летосчислению (в XIII в.— X. К,.) оставило свои родные поселения на берегах Кубани и продвинулось на север до Дона, однако вскоре оно-покинуло и эти места, отправилось далее и обосновалось на южном побережье Крыма и на равнине между реками Кач и Белбик; верхняя часть этой долины сохранила название «Кабарда», а от татар получила название «Черкес-тус»-(«Черкесская долина»). В этих краях сохранились развалины замка, называемые «Черкес-Кермен».

В 883 году, по упоминанию Константина Порфиро-генета14, во время внутренних волнений среди хазар, три их племени под именем «кавары» или «кабары», будучи побеждены своими соплеменниками, укрылись у маджар, или угров, и создали под именем кавары восьмое угорское-племя, принесли с собой хазарский язык и сами восприняли угорский язык. Эти кавары благодаря своей необычной храбрости получили привилегию первыми нападать на врага в любом сражении. Страна, где в то время обитали угры, находилась в междуречье Буга и Дуная и называлась Альтекуаа; что касается территории хазар1, то она простиралась не только по Северному Кавказу, но и захватывала часть горных районов и достигала западного побережья Каспийского моря.

Это упоминание о кабардах наряду с черкесскими преданиями, утверждающими, что они якобы некогда проживали на Крымском полуострове, дало основание для предположения о том, что эти предания говорят о кабардинцах, которые в этом случае должны быть племенем хазарского происхождения, тем более, что слово «козак», присущее черкесскому словарю, очень часто употреблялось вместо «хазар» или «хозар». Указание на их пребывание:

в свое время в Крыму имеется как в народных преданиях, так и в географических названиях, которые сохраняются до настоящего времени в Крыму, о чем мы уже говорили выше.

На карте Средиземного и Черного морей, подготовленной в 1497 году, ...можно прочесть название «кабарди», написанное красными буквами несколько к востоку от Таганрога, что указывает на местоположение страны1 каваров, о которой говорит Константин Порфирогенет, и в то же время племени кабардинцев, которые в VII веке по мусульманскому летосчислению снова покинули Крым и обосновались на острове, образованном двумя рукавами Кубани при ее впадении в море; татары называют это место «Кызыл-таш», но кабардинцы долго там не оставались; а став могущественным племенем, направились под водительством своего князя Инала далее на восток — в земли за Кубанью и вплоть до нынешней Кабарды, где они подчинили себе все прочие черкесские племена. Это тот самый Инал, которого считают первооснователем рода всех кабардинских князей...

В архивах Коллегии по иностранным делам хранятся документы, которые показывают, что в древние времена кабардинцы занимали часть Украины и Малороссии, а затем обосновались в верховьях реки Кумы в окрестностях Бештау, откуда они получили название «пятигорских черкесов».

...Значительная часть их обосновалась в нижнем течении Днепра, ниже порогов, где они построили городок Черкасск, получивший такое название вероятней всего потому, что большую часть этих людей составляли выходцы из черкесских племен; там они обосновали разбойничью республику, ставшую знаменитой под названием «Запорожские казаки»...

По народным преданиям самих кабардинцев в древние времена Кабарда зависела от князя по имени Инал, который выдавал себя за потомка Кеса, выходца из Аравии, правившего черкесами. Как известно, в середине VIII века по мусульманскому летосчислению Мослем, брат халифа Этциде III, изгнал хазар из Мидии и Армении, победил их в их собственной стране и утвердил господство арабов в горах Кавказа; таким образом, эти предания не лишены основания.

Инал разделил Кабарду между пятью сыновьями, с тех пор стали возникать междоусобицы, вследствие которых большая часть наиболее известных князей вынуждена была яскать убежище в России. Князья из семейств Сунчалеевых и Келеметовых были в их числе, они покинули Кабарду в конце XVI века и стали известны в России под именем князей Черкасских. Те, кто остался в Кабарде, разделились на три группы: земли тех, кто остался, как и в старину, на Бакзане, стали называться Большой Кабардой; переселившиеся в район Татар-тупа стали называть свой край Малой Кабардой и, наконец, та часть, что перешла Кубань, стала называться бесланеевцами по имени одного из сыновей Инала...

Деление на Большую и Малую Кабарду объясняется еще и так, что эти названия идут от двух братьев по имени Кабарти-бек, которые поделили между собой эту землю...

Вражда, которая сохранилась с древнейших пор до настоящего времени между князьями Большой и Малой Кабарды, привела к опустошению Малой Кабарды, и она уже давно подчинилась России.

Князь Малой Кабарды Коргока Канчокин перешел с 1759 года на русскую территорию по левому берегу Терека, спасаясь от репрессий князей Большой Кабарды. Он принял христианскую религию и стал основателем города Моздока, расположившись там со своей семьей и подданными...

Хотя мы уже и говорили об образе жизни и нравах черкесов вообще, которые вполне одинаковы и у кабардинцев, мы все же вынуждены дополнить изложение некоторыми деталями, особенно по поводу образа правления у кабардинцев.

Кабардинцы горды и высокомерны, но в то же время вежливы по отношению к чужестранцам и очень гостеприимны. Они строго соблюдают между собой приличия, соответствующие возрасту и положению, и их очень сердит, если чужестранцы забывают о необходимости соблюдать эти приличия.

Кабардинские князья все еще считают себя, в силу своего происхождения и былых подвигов своих предков, первыми по благородству крови не только среди черкесских племен, но и вообще всех горских народностей. И им действительно нельзя отказать в этом превосходстве. За исключением тех качеств, которые могут у них оспаривать другие народы, кабардинцы отличаются благородством характера, учтивостью, а также чистотой своей одежды и жилищ. Все эти качества свидетельствуют о том, что кабардинцы находятся на более высокой ступени цивилизации, чем прочие горские народности...

Они имеют дружественные связи со всеми закубан сними народами, ...которых роднит с ними общность происхождения.

И. Ф. Бларамберг
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)