Кузнечные работы
Искусство
Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой, удилами, уздечками и пр. Эти изделия изготавливались местными кузнецами, которых в Кабарде вплоть до последней трети XIX в. было немного. Всего по одномудвум хорошим седельным кузнецам насчитывалось в таких селениях Кабарды, как Когоскинское, Анзорово, Чесма, Джанхотовское, Куденетовское.
Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой, удилами, уздечками и пр. Эти изделия изготавливались местными кузнецами, которых в Кабарде вплоть до последней трети XIX в. было немного. Всего по одномудвум хорошим седельным кузнецам насчитывалось в таких селениях Кабарды, как Когоскинское, Анзорово, Чесма, Джанхотовское, Куденетовское.
К этому перечню, составленному Маргграфом, Г. X. Мамбетов прибавляет селения Кызбурун III, Куриджин, Урвань, Дейское и Балкарское общество /Мамбетов,67-70/. Они работали только на заказ и брали довольно дорого с заказчиков. Пара стремян, на производство которой кузнец тратил два-три дня, продавалась за 3—5 рублей /Маргтраф, 165/. Впоследствии число кузнецов начало расти: ес-
ли в 1874 г. их было 34, то в 1878 г. — 70, в 1894 г. - 129, в 1916 г. - 200. К этому времени во многих селениях работало до 10 кузнецов и более. Самой выгодной после оружия работой было производство принадлежностей к кабардинскому седлу. Маргграф отмечал, что в Кабарде начинали появляться также дагестанские кузнецы. Несмотря на то что они продавали свои изделия дешевле, чем кабардинцы, они не могли составить конкуренуию местным мастерам, потому что они еще не приспособились ко вкусу и требованиям кабардинского населения.
Кабардинские стремена отличались от стремян других народов Северного Кавказа по форме, размерам и качеству. «Горские стремена и удила всегда поражали знатоков своей прочностью и изяществом; они изготовлялись обычно из целых кусков металла и холодным способом, что давало несомненную гарантию прочности и надежности» /Хижняков, 48/.
К этому перечню, составленному Маргграфом, Г. X. Мамбетов прибавляет селения Кызбурун III, Куриджин, Урвань, Дейское и Балкарское общество /Мамбетов,67-70/. Они работали только на заказ и брали довольно дорого с заказчиков. Пара стремян, на производство которой кузнец тратил два-три дня, продавалась за 3—5 рублей /Маргтраф, 165/. Впоследствии число кузнецов начало расти: ес-
ли в 1874 г. их было 34, то в 1878 г. — 70, в 1894 г. - 129, в 1916 г. - 200. К этому времени во многих селениях работало до 10 кузнецов и более. Самой выгодной после оружия работой было производство принадлежностей к кабардинскому седлу. Маргграф отмечал, что в Кабарде начинали появляться также дагестанские кузнецы. Несмотря на то что они продавали свои изделия дешевле, чем кабардинцы, они не могли составить конкуренуию местным мастерам, потому что они еще не приспособились ко вкусу и требованиям кабардинского населения.
Кабардинские стремена отличались от стремян других народов Северного Кавказа по форме, размерам и качеству. «Горские стремена и удила всегда поражали знатоков своей прочностью и изяществом; они изготовлялись обычно из целых кусков металла и холодным способом, что давало несомненную гарантию прочности и надежности» /Хижняков, 48/.
Ссылки по теме:
В Адыгее родители 597 детей получают ежемесячную выплату из маткапитала
Князь Цицианов генерал-лейтенанту Глазенапу 2 апреля № 785 гор. Георгиевен
Из рапорта генерала от кавалерии Тормасова его Императорскому величеству. Июль 1810 год
Семейные традиции адыгов. Обычай избегания
Традиция или нарушение нормы?