Седельное производство

Седельное производство
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
9 608
0
Кабардинское или черкесское седло относится к типу арчаков. Слово «арчак» означает остов седла или ленчик. В России в XVI—XVII вв. этот термин обрел специальное значение: арча-ками называли небольшие седла с привязанной к сиденью подушкой. Легкое седло и сейчас называют арчаком. Небольшое, легкое, довольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками.
Кабардинское или черкесское седло относится к типу арчаков. Слово «арчак» означает остов седла или ленчик. В России в XVI—XVII вв. этот термин обрел специальное значение: арча-ками называли небольшие седла с привязанной к сиденью подушкой. Легкое седло и сейчас называют арчаком.

Небольшое, легкое, довольно высокое черкесское седло опирается на спину коня двумя параллельными седельными полками. Узкая передняя лука с закругленным верхом располагается перпендикулярно к седлу. Задняя, более широкая лука, также имеющая закругленный верх, плавно отогнута назад. Форма седла диктовалась военными целями — высокое седло придавало свободу посадке воина, а низкая задняя лука не мешала повороту в седле и возможности отстреливаться на скаку. Удобство черкесского седла отмечал Д. Лонгворд: «Я привык к нему и по достоинству оценил его преимущества как боевого седла. Черкесы поворачиваются в нем с чрезвычайной легкостью и могут, подобно древним парфянам, стрелять назад на полном скаку, а также, держась за передний деревянный выступ, могут перегнуться почти под брюхо своего скакуна и на полном карьере поднять все что угодно с земли. Их посадка на спине лошади по сравнению с тяжелым турецким или плоским европейским седлом кажется игрушечной; то же можно сказать и об их весе, который составляет половину первого и треть второго». Между тем «во время утомительных походов и набегов, которые они совершают, несколько фунтов больше или меньше веса всадника и упряжи могут иметь серьезное значение» /Лонгворд, 533/.

Наружная и внутренняя стороны седла, за исключением полок, оклеивались черной или красной кожей. Иногда верхние части лук и концы седельных полок (извести) оковывались серебряными пластинками — огибями. В более редких случаях серебряные пластинки покрывали луки и извести целиком и украшались чер-невым орнаментом и позолотой. Среди орнамента располагались надписи. С обеих сторон к седлу прибивались крыльца или крылья — куски тонкой и мягкой кожи с закругленным нижним краем, отороченные галуном или бахромой. Иногда крыльца расшивались растительным орнаментом, исполненным серебряными нитями. С обеих сторон седла на кожаных ремешках укреплялись тебеньки — куски толстой кожи квадратной или закругленной формы, украшенные тисненым или раскрашенным геометрическим орнаментом. Тебеньки защищали колени всадника от грязи и пота лошади. К седлу полагались кожаная подушка и потник, которые изготавливались в домах*.

Как отмечалось, производство арчаков было развито в Кабарде, там почти в каждом ауле имелись свои седельщики. Особенно много — около сорока — мастеров насчитывалось в селении князя Докшукина, среди которых лучшими считались братья Хатахшуко и Ельмурза Асы-новы. Седельщики имелись также в селениях 1-го участка Пятигорского округа (в Хату Анзо-рова было два, в Кайсым Анзорова — три, в
Джанхотово — два, в Верхне-Кожоковом — один, в селении Нальчик — два мастера). Мастера работали в одиночку и компаниями (преимущественно в городах, куда на заработки отправлялась часть мастеров в свободное от сельских работ время). Хорошие мастера имели учеников, которые уплачивали небольшую сумму за обучение или учились на особо оговоренных условиях.

Производство седел не составляло единственного занятия мастеров, а служило скорее подспорьем к другим хозяйственным занятиям, поэтому размеры производства были относительно невелики. Каждый из братьев Асыновых, например, изготавливал в год 50—70 арчаков. По мнению одного из них, за шесть месяцев можно изготовить от 50 до 100 седел. Сбыт арча-ков не представлял больших трудностей: изделия известных мастеров раскупались на месте производства или на базарах и ярмарках Владикавказа, Пятигорска, Георгиевска, Моздока и других городов, где седла приобретались казаками и горцами.


Седельное производство
А. Орловский, Черес на коне, 1830 г

Материал для производства арчака приготавливался самим мастером или приобретался на стороне. Древесину на деревянную часть седла мастера рубили в лесах. Обычно употреблялось дерево самых крепких пород: карагача, клена, орешника и березы. (Считалось, что ольху использовали недобросовестные мастера.) Клей и кожу для оклейки арчака покупали в Нальчике, Пятигорске, Георгиевске и других городах.

Инструментами седельных мастеров являлись топоры, мотыговидные инструменты и полукруглое долото, ножи с изогнутыми рукоятками. Все инструменты выделывались самими же мастерами. Производство арчаков считалось довольно выгодным ремеслом, так как арчак на месте ценился от 3 до 9 рублей и более /Маргтраф, 162-163/.

Все кожаные детали седла — тебеньки, подпруги, ремни — изготавливались мастерами-шорниками.

На один арчак шло до четверти фунта клею (по 30 коп.) и кожи на 1—2 рубля, Кроме обыкновенной черной кожи для более ценных арчаков употреблялся особый сорт кожи — хоз, который выделывался из лошадиных шкур и своей красивой шероховатой поверхностью напоминал шагрень. Хоз ценился дороже обыкновенной кожи, и его на седло шло на 2-4 рубля. Дешевые арчаки покрывались телячьей и жеребячьей кожей или оставлялись неоклеенными.

Седельное производство
Национальное черкесское седло

Седельное производство
Черкесская парадная упряжь и ее серебряные детали
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)