Кольчуга, или панцирь

Кольчуга, или панцирь
Искусство
zara
Фото: Адыги.RU
17:41, 21 сентябрь 2019
7 534
0
Афе, или афех — это защитный доспех, сплетенный из колец. В источниках нет твердого различия между понятиями кольчуга и панцирь. Однако исследователь защитного вооружения Н. В. Гордеев предлагает различать их по способу крепления кольца — в кольчуге «на гвоздь», в панцире «на шип».
Кольчуга, или панцирь

Афе, или афех — это защитный доспех, сплетенный из колец. В источниках нет твердого различия между понятиями кольчуга и панцирь. Однако исследователь защитного вооружения Н. В. Гордеев предлагает различать их по способу крепления кольца — в кольчуге «на гвоздь», в панцире «на шип».

Крепление «на гвоздь» состоит в том, что расплющенные концы согнутого в колечко отрезка проволочки с пробитыми отверстиями соединяют гвоздиком, проходящим в оба отверстия, концы которого расклепывают по обе стороны кольца. Крепление «на шип» заключается в том, что в одно из отверстий укрепляют конической формы шип, на его острие накладывают отверстие второго конца проволочки и расплющивают шип. При этой технике головка образуется лишь на одной стороне кольца, другая остается гладкой и на ней иногда видно место укрепления шипа. Благодаря тому, что одна сторона кольца гладкая, панцири меньше рвут надеваемую под них одежду, чем кольчуги. Все панцири одинакового плетения, то есть каждое кольцо захватывает четыре других.
Кольца у панцирей меньшего размера, чем у кольчуг, и панцири легче их.

И кольчуга, и панцирь были непременной частью защитного вооружения знати. Д. Интериано сообщил в конце XV в., что воины не расстаются со своим доспехом. «Они спят с так называемым ими панцирем, то есть кольчужной рубахой, под головой вместо подушки и с оружием наготове и, пробудившись внезапно, тотчас надевают на себя этот панцирь и оказываются сразу же вооруженными» /Интериано, 49/. Э. Кемпфер через столетие замечал: «Знатнейшие люди страны носят теперь панцири, на которые они надевают шелковые кафтаны» /Кемпфер, 117/. Как это нередко имело место в традиционном обществе, происхождение доспе-ха связывали с мифологическими сюжетами. Так, Потоцкий записал в 1798 г.: те кольчуги, «которые делаются в настоящее время, не в слишком большом почете, но у них есть старинные, которым нет цены; считают, что их производили некие девственницы, которые сейчас исчезли и которых называли таххуты» /Потоцкий, 227/. Кольчуги продолжали цениться даже с распространением огнестрельного оружия; существовал даже особый способ проверки иХ прочности, описанный Г.-Ю. Клапротом: кольчугу «кладут на теленка и стреляют из пистолета. Как правило, пули не пробивают их, лишь теленок после этого слегка пошатывается». Клапрот же сообщал, что под кольчугой черкесы «носят на войне еще одежду на вате, от которой пули отскакивают еще лучше» /Клапрот, 266/. Кольчуги, как и другие части защитного доспе-ха, в целом носили до середины XIX в., хотя в это время, в связи с широким распространением огнестрельного оружия, их защитные функции резко упали.

Согласно нашим источникам, кольчуги ввозились в Черкесию из Персии, Константинополя, Дагестана, Кубани, земель абхазов. Вместе с тем защитный доспех производили и в самой Черкесии. В 1595 г. шах Аббас, показывая русскому послу князю Андрею Звенигородскому разное оружие, сказал: «А пансыри добрые выходят к нам из Черкас» /Веселовский, 1899, 271/. В 1615 г. кабардинский князь из Малой Кабарды Мудар Алкасов повез иранскому шаху Аббасу в дар пять иноходцев и «пансыри» /Ку-шева, 103; Вилинбахов, 129/. В 1660-1662 гг. в Москву через Астрахань выписывали «черкас пансырного дела самых добрых мастеров да булатного сабельного дела сварщиков самых же добрых мастеров», а в Астрахани стремились наладить учение этому мастерству местных «ребят» и присланных из Оружейного Приказа Москвы «иноземных (литовских. — Э. А.) ребят» /КРО, I, 322-326/. Из документа 1662 г.
известны имена двух черкесских мастеров панцирного дела, работавших в Астрахани, — Ко-любата и Баду /КРО, 1, 327/.

Таким образом, черкесские панцири, как и шлемы, не только производились на внутренний рынок, но и вывозились и вызывали одобрение таких искушенных обладателей прекрасного и в боевом, и в художественном отношении оружия, как шах Аббас, да и представители русского господствующего слоя не жалели денег на дорогое оружие.

Так как техника изготовления кольчуг повсеместно была почти одна и та же, то определить их происхождение довольно трудно. Подспорьем в этом могут являться только какие-нибудь дополнительные детали, например форма воротника или застежки и т. д.

В Оружейной палате Московского Кремля хранятся шесть «черкасских панцырей» XVII в. (так все они значились в описи 1687 г.). Их исследовал Н. В. Гордеев. Согласно его описанию, черкесские панцири имеют, как правило, «кольцо железное, круглое, плоское, средней величины» /ОМОП, III, 2, 66—68/. Кольца имеют почти одинаковый размер по всему панцирю, их диаметр 10—11 мм, толщина проволоки от 1 до 2 мм.

В описи 1884 г. указано, что все черкесские панцири «креплены в узел». Это означает такой способ крепления, когда раскованные в виде лопаточек проволочки кольца заходят друг за друга, образуя продолговатое утолщение, как при креплении кольца «на гвоздь». Кольца всех черкесских панцирей клепаны «на шип» в горячем состоянии, так как в месте склепки видна сварка металла, вследствие чего кольца совершенно невозможно разъединить. Техника плетения и крепления колец, по оценке Н. В. Гордеева, первоклассная /Гордеев, 87/.

Черкесские панцири представляют собой рубашки с короткими выше локтей прямыми рукавами, с круглыми разрезными воротами. Два из них имеют разрезные подолы. По описи 1687 г. у одного панциря у ворота была медная застежка, впоследствии утраченная. У этого же панциря, по той же описи, на груди располагались «две больших и две малых мишени (пластинки. — Э. А.) с подрезкою, на спине две таких же мишени... медных посеребрянных». Вообще же при описи 1687 г. было «у трех пансирей по шти (шести) мишени медные, посеребрянные, а у двух по три мишени». У одного из панцирей к вороту прикреплен воротник, состоящий из 13 рядов тонких колец диаметром 10 мм. По приблизительным подсчетам в черкесских панцирях насчитывается более 25 тыс. колец. Длина панцирей от 66 до 75 см, ширина с рукавами от 93 до 111 см, ширина в подоле от 48 до 57 см, вес от 3,390 до 4,920 кг. Вес увеличивался за счет утолщения колец. Цена панцирей во второй половине XVII в. была не очень высока: панцирь с мишенями стоил 15 рублей, но наиболее распространена была цена от 6 до 10 рублей /ОМОП, 66—68; Гордеев, 87/.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)