Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » ЖАК-ВИКТОР-ЭДУАРД ТЕБУ ДЕ МАРИНЬИ (1793—1852 гг.)

ЖАК-ВИКТОР-ЭДУАРД ТЕБУ ДЕ МАРИНЬИ (1793—1852 гг.)

ЖАК-ВИКТОР-ЭДУАРД ТЕБУ ДЕ МАРИНЬИ (1793—1852 гг.)
История
zara
Фото: Адыги.RU
06:56, 07 февраль 2020
2 972
0
Прекрасный пол здесь, хотя ему и предназначается самая трудовая жизнь, далеко не осужден, как, например, у турок, на вечное затворничество. Особенно девушки допускаются на все празднества, которые они оживляют своей игривостью, и их общество является одним из лучших способов отдохновения для мужчин, с которыми девушки общаются с величайшей непринужденностью. ...черкешенка в день замужества имеет такую же талию, что была у нее в возрасте шести лет. Трудно понять, как эти народы, сами имеющие рабов и считающие свободу первым из благ, могут решиться про¬давать СВОИХ детей; отец имеет такое право по отношению к детям; брат — к сестре, если у них нет родителей; муж также продает свою жену, уличенную в супружеской не¬верности. Зачастую это бывает единственным пожеланием девушки, если она красива и если она уверена в том, что ей
Прекрасный пол здесь, хотя ему и предназначается самая трудовая жизнь, далеко не осужден, как, например, у турок, на вечное затворничество. Особенно девушки допускаются на все празднества, которые они оживляют своей игривостью, и их общество является одним из лучших способов отдохновения для мужчин, с которыми девушки общаются с величайшей непринужденностью.
...черкешенка в день замужества имеет такую же талию, что была у нее в возрасте шести лет.
Трудно понять, как эти народы, сами имеющие рабов и считающие свободу первым из благ, могут решиться про¬давать СВОИХ детей; отец имеет такое право по отношению к детям; брат — к сестре, если у них нет родителей; муж также продает свою жену, уличенную в супружеской не¬верности. Зачастую это бывает единственным пожеланием девушки, если она красива и если она уверена в том, что ей удастся занять место в турецком гареме, что они пред¬почитают своему существованию в Черкесии.
Приблизительно через час нас провели к княгине. Господин Тауш, за которым я следовал, сказал мне, чтобы я повторял все, что будет делать он, чтобы не нарушить церемониал общения с прекрасным полом. При нашем появлении все женщины встали; мы проследовали один за другим вдоль противоположной стены твердым, но мед¬ленным шагом, опустив в знак уважения на всю длину рукава нашей одежды. Мы приветствовали их, со значительным видом приложив правую руку к головному убору. Как только мы сели, женщины семьи Индар-Оглы вновь заняли свои места на софе, в то время как с десяток женщин из их свиты остались стоять на ногах. Княгиня-мать в возрасте около пятидесяти лет производила впечатление красотой и особенно одухотворенностью лица. На ней было длинное платье, открытое спереди и застегнутое от груди до пояса, похожее на верхнюю одежду турецких женщин. На ней были также широкие «шаль-вары» (chalvar) из полосатой ткани и на голове большое белое покрывало, скрывавшее часть корпуса. Под платком ее волосы почти не были видны.
Юные жены князей или оруженосцев весьма изобретательны по части причесок: они носят под покрывалом краную ермолку, украшенную спереди маленькой лентой из черного сафьяна и серебряными кнопками, которая очень им идет; из-под шапочки спадают их волосы, заплетенные в длинные косички. Бюст дочерей Индар-Оглы был исклю¬чительно сжат, и их верхнее платье было снизу доверху застегнуто серебряными пряжками. На поясе старшей до¬чери висело множество брелоков из того же металла; форма их головного убора была не слишком изящной, они были сделаны из шести суконных полосок разного цвета, сшитых в форме долек дыни, и несколько галунов были приделаны так, чтобы закрыть швы. Девушки более низкого проис¬хождения носили просто круглые и одноцветные шапочки. Две юных княжны, не слишком красивые, но с приятными лицами, звались: старшая — Гваша [Гуащэ], младшая — Чапсин. Я забыл значение этих двух имен; имена, которые дают новорожденным имеют одно значение; а видел двух женщин, одну из которых звали «львиный взор», а другую «талия лани».
После этих рассказов меня непременно станут спраши¬вать о том впечатлении, которое произвели на меня чер¬кешенки, которых я видел. Если бы я попытался судить о их красоте, столь расхваливаемой восточной красоте, сразу же по прибытии в их страну, мне было бы затруднительно сделать это беспрепятственно, поскольку на меня влияли бы европейские представления об этом предмете; также и мое пылкое воображение при виде страны, с которой связано так много романтических представлений, могло ввести меня в заблуждение; но, привыкнув к их именам, имея время изучить их, я могу уверить европеек, что они им ни в чем не уступают.
Черкешенки из племени натухайцев имеют овальное лицо, черты их лица, обычно крупные; глаза у них чаще всего черные, красивы; они осознают это в полной мере и считают глаза своим сильным оружием; брови у них кра¬сивого рисунка, и черкешенки, чтобы сделать их менее густыми, выщипывают. Их бюст, который, как я уже го¬ворил, лишен у девушек своего основного украшения, чрез¬вычайно тонкий и гибкий, зато у многих женщин нижняя часть корпуса очень большая, что почитается за большую красоту на Востоке и что мне показалось уродством у некоторых из них. Тем из женщин, кто пропорционально сложен, нельзя отказать в благородстве в осанке и в большой привлекательности. К тому же их костюм, особенно у за¬мужних женщин, очень красив. Но, чтобы восхищаться ими, их нужно видеть только вписанными в интерьер их дома, так как когда они выходят из своего дома, их мед¬ленная походка и ленивый вид, налагающий отпечаток на все их движения, поражают взгляд европейца, привыкшего к живости и элегантности наших дам. Даже их длинные волосы, которые так приятно видеть разбросанными по груди и плечам черкешенки, это покрывало, которым они драпируются с тем искусством, что свойственно желающему понравиться прекрасному полу во всех странах, даже, на¬конец, их платье, которое, сжимая вначале их талию, затем разделяется и открывает шальвары, которые также не ли¬шены привлекательности,— все это вдруг превращается в смешные и стесняющие атрибуты, когда черкешенка покидает свою софу. Они в целом не лишены ума; у них живое воображение, они способны на большие чувства, они любят славу, и у них вызывает гордость слава их мужей, добытая в боях.


Путешествия в Черкесию
В кн.: Адыги, балкарцы и карачаевцы в известиях европейских авторов XIII—XIX вв. Нальчик, 1974 г., 291—321 с.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)