Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ. УБЫХСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ. УБЫХСКИЙ ПАРЛАМЕНТ

НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ. УБЫХСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
История
zara
Фото: Адыги.RU
11:06, 09 февраль 2020
5 209
0
После взятия русскими войсками Гуниба и пленения Шамиля в августе 1859 года закончилось покорение Восточного Кавказа. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский издал свой знаменитый по краткости приказ: «Гуниб взят. Шамиль в плену. Поздравляю Кавказскую армию», весьма неудачно уподобляясь (после тридцатилетней войны) Цезарю, который в своем победоносном блиц-походе в Малую Азию сообщил в Рим: «Пришел! Увидел! Победил!».
НОВЫЙ ЭТАП ВОЙНЫ НА ЗАПАДНОМ КАВКАЗЕ. УБЫХСКИЙ ПАРЛАМЕНТ
После взятия русскими войсками Гуниба и пленения Шамиля в августе 1859 года закончилось покорение Восточного Кавказа. Главнокомандующий Кавказской армией князь Барятинский издал свой знаменитый по краткости приказ: «Гуниб взят. Шамиль в плену. Поздравляю Кавказскую армию», весьма неудачно уподобляясь (после тридцатилетней войны) Цезарю, который в своем победоносном блиц-походе в Малую Азию сообщил в Рим: «Пришел! Увидел! Победил!».

Царскому правительству представилась возможность перебросить с Восточного Кавказа на Западный крупные воинские подразделения из находившейся в Дагестане и Чечне двухсоттысячной русской армии. После подавления сопротивления горцев Восточного Кавказа многие племена северного склона Западного Кавказа начали «присягать на верность России». Еще в мае 1859 г. «принесли покорность бже-духи, в июле прекратили сопротивление темиргоевцы, махошевцы, беслинеи , шахгиреи и ряд других мелких адыгейских и североабазинских племен. 20 ноября сдался Магомет-Эмин и временно признали свою покорность абадзе-хи. В январе 1860 года прекратила сопротивление и начала выселяться в Турцию большая часть натухайцев. Но часть натухайцев и шапсугов оставалась под влиянием Карабаты-ра, который после смерти своего отца Сефер-бея в декабре 1859 года и сдачи в плен Магомет-Эмина единолично возглавил горцев крайнего Запада Кавказа и заявил, что будет продолжать борьбу с русскими.

В мае 1861 года из Константинополя на Черноморское побережье Кавказа к шапсугам и убыхам прибыло посольство, состоявшее из трех лиц. Это были: капитан Турецкой службы Смель (по происхождению - убых), эфенди Гасан (по происхождению - шапсуг) и один английский офицер. Эти эмиссары, присоединившись к Карабатыру и согласовав свои действия с убыхским меджлисом, распространили среди западнокавказ-ских горцев воззвание с призывом к объединению всех племен к совместному вооруженному выступлению против России, чтобы принудить ее признать независимость Черкесии. Одновременно обещались покровительство и поддержка «Черкесского государства» со стороны Англии и Турции.

Командующий войсками только что образованной Кубанской области и наказной атаман Кубанского казачьего войска генерал Евдокимов разработал и представил Александру II в 1860 году план военных действий для завершения покорения Западного Кавказа. Основной смысл этого плана заключался в рассечении территории горских племен казачьими кордонными линиями и постепенным заселением казачьими станицами всей территории Западного Кавказа с предварительным выселением всех горских племен на равнины или же принуждением их удалиться в Турцию.

Именно в этот период вновь активизировалась подстрекательская деятельность Англии , Франции и Турции, заинтересованных в затягивании Кавказской войны, занимавшей большую часть русских войск.

Под угрозой надвигавшейся потери своей независимости убыхи, абадзехи и шапсуги послали в середине 1860 года своих наиболее видных представителей в Сочи, где после двухнедельных дебатов 13 июня было принято решение о создании военного союза этих племен и учрежден «черкесский парламент» - меджлис, названный «Великим свободным заседанием». Вся территория союзных племен делилась на 12 административных округов; было принято решение о введении общей системы налогов и создании постоянного ополчения (от каждых 100 дворов выставлялось 5 вооруженных всадников).

В каждом из округов назначались муфтии и кадии (судьи), а также мухтар (старшина). В состав меджлиса вошли 15 наиболее видных горских старшин, в большинстве убыхи.

В их числе выделялись Измаил Дзиаш (Измаил Бара-кой), Хаджи Хоша Шахисли (Хаджи Бабуков) и Хаджи-Бер-зек Керантух (Хаджи Догомуков); последний в этот период играл наиболее выдающуюся роль, его часто называли убых-ским Шамилем. Делопроизводство в меджлисе велось на арабском языке.

В постройке комплекса зданий меджлиса приняли участие, кроме убыхов, джигеты, ахчипсувцы, аибгинцы и шап-суги-гои. Каждый двор должен был поставить по две доски определенного размера. Здания суда, мечети и кунацких (гостиниц) были возведены на левом склоне долины р. Псахе (Мамайка), близ Сочи. Все эти постройки, «прикрытые легкими возвышенностями, от берега удалены не более чем на версту.1 Меджлис, совмещавший гражданскую и религиозную власти, развернул интенсивную пропаганду «газавата» священной войны, мобилизовав для этой цели всех мусульманских священников. Наряду с заключением военного союза абадзехов, шапсугов и убыхов во главе с последними, горные общества Аибги, Ахчипсу, Псху и Цебельды, находившиеся в тесных родственных связях, также образовали свой фамильный оборонительный союз и дали взаимные клятвенные заверения бороться до конца за независимость своих горных обществ. Против восставших псхувцев в августе 1860 года была направлена карательная экспедиция. Одновременно для предотвращения вспомогательных выступлений со стороны садзов и убыхов на сочинское побережье был высажен десант. В течение 6 дней здесь были разорены многие прибрежные аулы, жители которых вынуждены были скрыться в глубине горных долин.

На северном склоне Западного Кавказа в июле 1860 года войска генерала Евдокимова, состоявшие в это время из 70 батальонов, драгунской дивизии, 20 казачьих полков и 100 орудий, двинулись на абадзехов. В Хамкетский лагерь, где базировался штаб Евдокимова, прибыла делегация абадзех-ских старшин с просьбой прекратить начавшееся наступление русских войск на их земли. Старшины ссылались на то, что вместе со сдачей в плен Магомет-Эмина они «принесли покорность царю» и хотят жить в мире. В ответ им было заявлено, что абадзехи первыми нарушили договорные условия, вступив в военный союз с убыхами и шапсугами и теперь должны принять новые общие для всех горцев требования - выселиться на Кубанскую равнину или в Турцию. Встревоженный этим новым ультиматумом, меджлис срочно посылает своих представителей в Тифлис к наместнику Кавказа князю Барятинскому. В состав делегации вошли: от абадзехов - Гассан Бидхев (Гассан Хайдер), от убыхов -Хаджи-Берзек Керантух и от шапсугов - Ислам Тхаушев. В виду отсутствия в это время в Тифлисе Барятинского, делегация явилась к командующему армией генералу князю Ор-белиани, который подтвердил условия ультиматума и в заключение объявил, что Александр II в скором времени прибудет на Кавказ и сможет лично выслушать их просьбы.

Действительно осенью 1861 года император России прибыл на Западный Кавказ. II сентября он высадился в Тамани и здесь к нему явилась большая депутация горцев, поклявшихся в вечном подданстве России и просивших лишь об одном, чтобы их не выселяли из тех мест, где они родились и где жили их отцы и деды. На их просьбу царь ответил, что сделает все возможное, и это было воспринято горцами как согласие. Но уже через несколько дней, 16 сентября 1861 г. когда в лагерь Абадзехского отряда, в котором находился Александр II, прибыла горская делегация в составе 50 человек, возглавляемая Хаджи-Берзеком Керантухом, и изложила просьбу принять всех горцев Западного Кавказа в русское подданство, Александр II выставил горцам ультимативные требования. Подтверждая свою покорность, Хаджи-Берзек Керантух передал царю письменное прошение с просьбой о неприкосновенности их земель. Однако в ответ он услышал жестокое решение самодержца, чтобы уже в ближайший месяц абадзехи приготовились к переселению на Кубанскую равнину, где получат земли в вечное владение и сохранят свое народное устройство, или же к выселению в Турцию. Озлобленные делегаты, разъехавшись по горным аулам, разнесли эту жестокую весть по всему Западному Кавказу, вызвав гнев и ненависть горцев. На одном из очередных заседаний убыхского меджлиса в Сочи было принято решение отправить специальное посольство в Константинополь, Париж и Лондон с просьбой о «заступничестве». Делегацию возглавил один из наиболее видных убыхских старшин, предводитель убыхов Вардане, Измаил Дзиаш (Измаил Баракай). Поело предварительного согласования с Турцией и Англией делегация отправилась из Сочи в июне 1862 года. Это убых-ское посольство везло в Лондон петицию с просьбой о военной помощи в борьбе против России. В это время в Лондоне развернул активную деятельность так называемый «Черкесский комитет», призывавший правительство Англии к защите «независимости Черкесии». Однако из-за сложной международной обстановки британское правительство отказалось от официальной поставки оружия меджлису. Убыхскую делегацию постигло горькое разочарование. Не имея даже средств на обратную поездку, она вынуждена была обратиться за помощью к «Черкесскому комитету». Желая как-то затушевать неудачу в Лондоне, после прибытия делегации из Европы в Константинополь, Измаил Дзиаш огласил манифест, распространив его среди уже многочисленных черкесов-эмигрантов, в котором напыщенно заявил, что все государства мира помогут освобождению их отечества.

Но горцам вскоре стали известны истинные результаты миссии посольства убыхского меджлиса. Большая часть старшинской верхушки, поняв, что сколько нибудь серьезной помощи от Англии и Турции (учитывая опыт прошлого) ожидать не приходится, начала переходить на капитуляци-онные позиции, делая тайные запросы царскому правительству и военной администрации на Кавказе о возможности заключения мира и вхождении в состав Российской империи автономным районом. Сам Измаил Дзиаш также был настроен обратиться непосредственно в Санкт-Петербург.

В этот период убыхам и другим западнокавказским горцам, вошедшим в военный союз, возглавляемый меджлисом, был нанесен большой моральный ущерб. Уже через несколько дней после отъезда убыхского посольства из Сочи в Константинополь, 19 июня 1862 года Кутаисский генерал-губернатор Колюбакин высадил в устье Сочи десант, который должен был отвлечь часть убыхских войск с Кубанской линии, куда они были направлены в количестве 5 тысяч по решению меджлиса по оказанию помощи абадзехам, теснимым войсками Евдокимова. Этот же десант во время карательной экспедиции в долину р. Псахе (Мамайка) сжег только что отстроенные здания убыхского меджлиса, располагавшиеся в километре от устья р. Псахе у подножия левого склона долины, на месте главных корпусов современного санатория «Ставрополье». После этого заседания меджлиса проходили в ауле Мутыхуа в среднем течении долины р. Сочи (ныне село Пластунка).

Создание убыхского парламента (меджлиса) в решающий период войны на Западном Кавказе было большим достижением в социальном развитии гррцев. Под угрозой потери независимости убыхи сделали отчаянную попытку преодолеть племенную разобщенность и разрозненность выступлений, используя проверенный Шамилем лозунг « газавата» . Но все социальные реформы меджлиса, основанные на административном делении территории союзных племен, не смогли преодолеть родоплеменной замкнутости горских обществ, заботившихся в основном только о собственной независимости.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)