Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » История » «Адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи»

«Адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи»

«Адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи»
История
zara
Фото: Адыги.RU
20:25, 12 февраль 2020
9 706
0
Еще в конце прошлого века Лопатинский вывел самоназвание черкесских племен «адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи», господствовавшему в начале первого тысячелетия.1 Черкесы у абхазов и сейчас известны под именем «азаху», название саниги легко сопоставимо с наименованиями «сандов», «чандов» (шандов по шапсугски) или «сад-зов», проживавших в окрестностях Адлера до 1864 г. Аммиан Марцелин в IV в. отмечал, что на Кавказских берегах Черного моря живет множество народов, отличающихся разнообразием языков и внутреннего строя, и перечисляет следующие племена: яксаматы, меоты, язиги, аланы, меланхлены, гелоны, говоря далее, что «они кочуют в разных направлениях». О том, что жители Кавказских берегов являются кочевниками, упоминали и Страбон и ряд других античных авторов. А.В. Фадеев объясняет эти свидетельства о кочевых горцах тем, что
«Адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи»Еще в конце прошлого века Лопатинский вывел самоназвание черкесских племен «адыге» через «адзыхе» к этнониму «зихи», господствовавшему в начале первого тысячелетия.1

Черкесы у абхазов и сейчас известны под именем «азаху», название саниги легко сопоставимо с наименованиями «сандов», «чандов» (шандов по шапсугски) или «сад-зов», проживавших в окрестностях Адлера до 1864 г. Аммиан Марцелин в IV в. отмечал, что на Кавказских берегах Черного моря живет множество народов, отличающихся разнообразием языков и внутреннего строя, и перечисляет следующие племена: яксаматы, меоты, язиги, аланы, меланхлены, гелоны, говоря далее, что «они кочуют в разных направлениях». О том, что жители Кавказских берегов являются кочевниками, упоминали и Страбон и ряд других античных авторов. А.В. Фадеев объясняет эти свидетельства о кочевых горцах тем, что на Черноморском побережье всегда широко было развито эйлажное (отгонное) скотоводство. Эйлаг - летние пастбища, высокогорные луга (от турецкого «iaila»), куда скот выгонялся в летние месяцы. В зимние месяцы эти пастбища недоступны по климатическим условиям, и скот возвращался в нижнюю предгорную зону. Когда все благосостояние населения базировалось на скотоводстве, то при передвижении стад скота вслед за ним перемещались и его владельцы. Скот гонялся на значительные расстояния и нередко стада переваливали и через главный хребет.1

Исследователи середины XIX века отмечали широко развитое эйлажное скотоводство у Сочинских убыхов, которые, помимо летних альпийских пастбищ, тянувшихся вдоль Главного Кавказского Хребта, часто перегоняли скот на северный склон - землю дружественных им абадзехов.

Из перечисленных Аммианом причерноморских племен на территорию современного Большого Сочи попадают язиги и аланы. Под первыми легко угадываются все те же зихи. Но особенно примечательно упоминание о пребывании еще в IV в. на Черноморском побережье Кавказа какой-то группы алан. Это обстоятельство при сопоставлении с другими данными может пролить свет на этногенез по крайней мере одного из племенных подразделений убыхов, носившего в середине XIX века название Алань.

Во многих античных источниках, начиная с VI в. до н.э. вплоть до IV в. н.э., упоминается о меотах и синдах, которых Страбон считает родственными племенами. При этом меоты локализуются на Азовском побережье и вдоль нижнего и среднего течений Кубани на обоих ее берегах, а синды размещаются на юге Таманского полуострова, от Керченского пролива до Цемесской бухты, т.е. вплоть до земель керкетов.

Начиная с IV в. до н.э., вытесняя скифов, на просторы Северного Кавказа вторглись родственные им сарматские племена, возглавляемые сираками. Выходцы из Северного Прикаспия и Южного Приуралья, многочисленные и отлично вооруженные конные орды сираков-сарматов уничтожили или загнали в горные ущелья прежних обитателей Северного Кавказа. Значительно потеснили они и племенные объединения синдов и меотов крайнего Северо-Запада Кавказа и Таманского полуострова, часть которых под натиском пришельцев отошла на южный склон Западного Кавказа и, смешавшись с аборигенным также, видимо, родственным им населением, сыграла значительную роль в формировании протоадыгейского этноса.

Уже в первых веках нашей эры из сарматской среды выделяются могущественные аланские племена, покорившие огромные степные пространства Северного Причерноморья, Крыма и Северного Кавказа.

После Аммиана античные названия причерноморских племен Западного Кавказа уже более не упоминаются, за исключением имени «зихи», которые локализуются примерно на участке побережья от Геленджика до Шахе.

В III веке усилился напор северных кочевых племен, и римляне, сменившие к этому времени греков, устраивают вдоль северной части древней Меото-Колхидсксй дороги и в Закавказье цепочку крепостей, которые должны были послужить барьером в случае любых нашествий северных кочевников. В середине III в. готы, захватив Босфорский флот, совершили на нем ряд пиратских набегов на Северное и Восточное Причерноморье. В 252 г. они достигли Питиунта, захватили его и уничтожили римский гарнизон.

Однако нашествие готских (германских) племен в середине III века не оказало сколько-нибудь заметного культурного воздействия на Черноморское побережье Кавказа, и не оставило здесь новых этнических наслоений, так как основная волна готов прошла через Северное Причерноморье. Лишь в начале V в. одно из готских племен перешло из Крыма через Керченский пролив и расселилось на Таманском полуострове и крайнем Северо-Западе Кавказа. Эта небольшая группа готов упоминается у Прокопия Кесарийского (VI в.), бывшего секретарем Велизара в царствование императора Юстиниана и имевшего дело с подлинными донесениями военачальников Юстиниана. Прокопий называет их готами-тетракситами и помещает их на территории от устья Кубани до Анапы. Более поздних сведений о готах-тет-ракситах не имеется. Ввиду своей малочисленности они быстро ассимилировались в аборигенной среде.

По свидетельству того же автора, на участке побережья от Анапы до Геленджика простиралась страна Эвдулия, а южнее (до Шахе) жили зихи, имевшие царем Стахемфласа, поставленного византийским императором. К югу от зихов Прокопий помещает санигов, а за ними абасгов. Характерно, что в латинском написании Прокопия Кесарийского, относящемся к «стране зихов» - «Zeckhis», легко угадывается закрепившееся в более поздние века название западнокав-казских племен - черкесы.

Во второй половине IV в. по Северному Причерноморью прокатилась гуннская волна. В 372 году гунны разбили алан на Дону. Прекращает свое существование и пришедшее в упадок Боспорское царство, находившееся в вассальной зависимости от Рима. Во время правления Аттилы (433 - 454 гг.) гуннское нашествие на Северный Кавказ повторилось, но на Черноморское побережье Кавказа и в Закавказье гунны не проникли, хотя и прошли по многим долинам северного склона Западного Кавказа почти до Главного Кавказского хребта, загнав остатки разбитых алан, а с ними и аборигенное население в глухие ущелья верховьев этих рек и на южный склон Западного Кавказа, т.е. на территорию обитания зихов и санигов.

Все античные города Таманского полуострова вплоть до Горгиппии (Анапы) были уничтожены гуннами. Вместе с гуннами и вслед за ними из азиатских степей на просторы юго-восточной Европы двигались многочисленные кочевые племена, которые в V в. уже полностью вытесняют ираноязычных предшественников (скифов, сарматов, аланов), обитавших здесь сменяя друг друга в течение почти тысячелетия.

Памятники античного времени района Сочи, отражавшие теснее связи местных племен как с античным миром, так и со скифо-сарматским, довольно детально описаны в работе Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей».
Им выделяются памятники раннеантичного периода греческой колонизации (V-I вв. до н.э.) и позднеантичного периода римской экспансии (I-V вв. н.э.).

Наиболее тесные связи у местных ахеянских и гениох-ских племен были с греческими городами Северного Причерноморья и прежде всего с Боспорским царством. Целый ряд находок греческого происхождения на сочинском побережье характерен для устьевой части долины р. Псахе (Ма-майка). Среди них более всего характерны: небольшие гипсовые и стеклянные амфориски, чернолаковая и краснола-ковая посуда, терракотовые изделия, светильники, аттические шлемы. Интересны терракотовые женские статуэтки богини хлебопашества и заупокойного культа Демет-ры, изготовленные, по мнению Ю.Н. Воронова, на Боспоре, где эта богиня пользовалась большим почитанием.

Комплекс мамайских находок свидетельствует о возможности существования в устье Мамайки в течение длительного периода (V—I вв. до н.э.) греческой торговой фактории, основанной боспорцами.

Другой район находок греческого происхождения характерен для устьевых частей долин рек Кудепста, Мзымта, Псоу и их междуречий, прилегающих к берегу моря. Здесь обнаружены остатки хиосских амфор, краснолаковая посуда и многочисленные амфоры из коричневой глины. Многочисленны находки греческих монет, с явным преобладанием боспорс-ких монет, что лишний раз подтверждает многовековое влияние Боспора на племена сочинского побережья. Помимо предметов греческого происхождения для раннеантичного периода характерны находки железных наконечников копий и дротиков и железных топоров, имеющих теплую связь с памятниками Прикубанья скифского времени. К концу раннеантичного периода на сочинском побережье получают распространение мечи с полукруглыми и кольцевидными наве-ришями, характерными для рубежа нашей эры и для Боспора, Прикубанья, Центрального Кавказа и Абхазии.

Позднеантичный период (I—V вв. н.э.) на территорий Большого Сочи отмечен своеобразными погребальными комплексами, а также римскими и ранневизантийскими крепостными сооружениями.

www.circas.ru
фото: www.ifoto.info
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)