Война на Кавказе и расселение зихов

Война на Кавказе и расселение зихов
История
zara
Фото: Адыги.RU
11:21, 26 январь 2020
6 076
0
В конце VII в. Северо-Западный Кавказ временно попадает под влияние Хазарского царства, представлявшего собой неустойчивое государственное объединение различных племен юго-восточной Европы (тюрки, болгары, хазары и др.). Однако это влияние практически не распространилось на причерноморские племена территории Большого Сочи, хотя и поколебало позиции Византии на северном склоне.
В конце VII в. Северо-Западный Кавказ временно попадает под влияние Хазарского царства, представлявшего собой неустойчивое государственное объединение различных племен юго-восточной Европы (тюрки, болгары, хазары и др.). Однако это влияние практически не распространилось на причерноморские племена территории Большого Сочи, хотя и поколебало позиции Византии на северном склоне.

В конце VII в. арабские завоеватели, разгромив Армению и Грузию, вторгаются в Абхазию и захватывают ряд крепостей в долине Кодора. В 736-737 гг. 60-тысячное войско арабского полководца Мурвана-ибн-Мухаммеда, вновь разорив всю Грузию, ворвалось в центральную Абхазию, разрушило Сухумскую крепость и ринулось дальше к северо-западу вдоль Черноморского побережья Кавказа, но было остановлено грузино-абхазским войском, возглавлявшимся кар-тлийским царем Арчилом, у Анакопийской крепости, в районе современного Нового Афона. Арабы осадили крепость, но внезапно разразившаяся эпидемия чумы обратила их в бегство. При этом от чумы погибло 35 тысяч и при бегстве 3 тысячи арабов. Остатки войск Мурвана были вынуждены уйти за пределы Абхазии. Таким образом, территория Большого Сочи вновь оказалась вне досягаемости иноземных захватчиков, хотя на этот раз они находились в непосредственной близости, всего лишь в 100 км от южной границы Сочи.
Война на Кавказе и расселение зихов

Во второй половине VIII в., сохранив свое политическое влияние, Византия все же вынуждена была признать как самостоятельную политическую единицу усилившееся к этому времени Абхазское царство, в состав которого входит и все Черноморское побережье Кавказа, вплоть до Таманского полуострова. После освобождения в самом конце VIII в. от византийского влияния, в период расцвета Абхазского царства, усиливается грузинское культурное влияние, в это время завершается процесс формирования абхазско-абазинской народности. При этом абазги и апсилы послужили основой для абхазской, а саниги - абазинской и, вероятно, убыхской народностей.

К концу раннего средневековья (IX-X вв.) древние кочевники скифо-сарматского происхождения как самостоятельные племена в Юго-Восточной Европе уже почти исчезли (за исключением части алан), частично уничтоженные ордами тюркоязычных кочевников, а большей частью слившихся с ними и со славянами, а на Кавказе - с местным аборигенным населением.

В IX веке с берегов Волги и с Урала выдвигаются орды печенегов, которые в X веке распространяются до Дуная и захватывают Крым и весь Северный Кавказ, но по договору с Византией, умело использовавшей в своих интересах эту новую силу, их влияние на южный склон Западного Кавказа не распространялось.

Раннее средневековье оставило нам мало исторических свидетельств о племенах Черноморского побережья Кавказа. После Прокопия (середина VI в. н.э.) только в книге об управлении Византийской империей при императоре Константине, написанной его сыном, мы находим указание о том, что во времена Константина (середина X в.), как и во времена Прокопия, на Черноморском побережье Кавказа были известны только два больших народа: зихи (последнее упоминание) и абсаги. Массуди в 943 г. сообщал, что между Кавказом и морем Рум (Roum - Черное море) обитают кеше-ки. Далее в изложении Дюбуа де Монпере1: «Это нация миролюбивая, - писал Массуди, - и исповедует религию магов. В этих краях нет ни одного народа, мужчины которого имели бы более правильные черты, более яркий цвет лица и были бы так стройны станом. Говорят, что их женщины изумительной красоты и весьма сладострастны. Для своей одежды кешеки употребляют белые полотна, греческие шелка, малинового цвета атлас, а также другие затканные золотом шелковые ткани. Несмотря на то, что аланы более могущественный народ, они не смогли, однако, покорить кешеков; они сопротивляются, укрываясь в крепостях, которыми владеют по берегу моря... Кешеки еще не смогли помериться силами в открытом бою с аланами, потому что у них нет вождя, который мог бы их объединить. Если бы они жили в полном согласии, ни аланы, ни какой другой народ не смогли бы устоять против них. Слово «кешек» - персидское и означает - «гордый», «надменный». По берегу моря, по соседству с ними, обитает другой народ, занимающий страну «Семь кантонов». Народ этот многочисленный и воинственный и его страна неприступна. Вера его мне неизвестна»2.

К X веку границы расселения зихов смещаются к севе-ро-западу. При этом южная граница проходила в районе Не-чепсухо (между Туапсе и Джубгой), а северная - продвинулась к устью Кубани.

Оттеснение зихов к северо-западу относится к периоду абхазской экспансии (VIII-X вв.)» происходившей большей частью мирным путем, когда, при относительно слабом перемещении этнических элементов, аборигенное население переходило на язык более сильного и влиятельного соседа.

Константин Богрянородный помещал Зихию между устьем Укруха (Кубани) и рекой Никопсисом (Нечепсухо), на которой был одноименный город Никопсис (на месте современного пос. Ново-Михайловка). Южнее Никопсиса этот автор размещает Абазгию. Для территории расселения зихов VI-IX вв. характерны своеобразные захоронения в так называемых «каменных ящиках» и в грунте, встреченных по всему Черноморскому побережью Кавказа северо-западнее Туапсе. Наряду с обычным захоронением наблюдалось и трупосожжение. Погребения большей частью одиночные, реже коллективные.

В них найдены керамические изделия, наконечники копий и стрел, мечи и кинжалы, топоры, рыболовные крючки, конские удила, множество бронзовых и серебряных украшений. Много также привозных вещей из Византии (стеклянная посуда, украшения, монеты и др.).

На территории Большого Сочи, в основном в юго-восточной его части, от периода раннего средневековья сохранились развалины не менее десяти храмов и стольких же крепостей.

Наиболее ранний этап византийской церковной архитектуры, по всей видимости, характеризовался храмом с фресковой росписью и мозаичным полом, располагавшимся на территории совхоза «Южные культуры» и уничтоженным в 1954 году при строительстве адлерских канализационных очистных сооружений. Поверхностными исследованиями здесь был выявлен целый комплекс, включавший: одноабсид-ный храм размером 12x7,5 м, дозорную башню, жилое здание, два колодца, много могильников разного возраста и обширное поселение к северо-востоку. Еще в сороковых годах двадцатого столетия башня возвышалась до 3 м. Две рельефно-орнаментные мраморные плиты, изготовленные из константинопольского мрамора и входившие в систему украшений алтарной преграды храма, были найдены на погребении VIII-IX.bb. Подобные характерные орнаменты имеются в Софийском соборе VI в. в Стамбуле. Аналогичны детали древнего Пицундского храма, также датированного VI в. Приведенные доводы позволили археологам датировать время возведения адлерского храма также VI веком. Найденные предалтарные плиты (хранятся в фондах Сочинского музея краеведения), использованные в качестве перекрытия погребения VIII-IX вв., свидетельствуют о том, что к этому времени храм был уже разрушен или подвергался реконструкции.

Вероятно этот храм имел в виду Дюбуа де Монпере, упоминая церковь вблизи аула Ардохаич («селение ардонов») в устье Мзымты.

Как и в случае с адлерским храмом, могущественная и вездесущая организация «Водоканал» приложила значительные усилия, чтобы в ближайшее время довершить разрушение Лооского храма, более тысячелетия выдержавшего напор беспощадного времени и стихии. Вплотную к площадке храма в мощной грунтовой полувыемке пристроены огромные железобетонные резервуары для водоснабжения пансионата Ленинградского завода им. С.М. Кирова. При строительстве резервуаров восточный склон вершины, на котором стоит храм, был подрезан полувыемкой таким образом, что откос подрезки оказался в трех-пяти метрах от восточной стены с нефами. Тем самым созданы условия для возможных оползневых деформаций части или всей площадки с развалинами храма. Даже если будут предприняты защитные меры и окончательного разрушения храма не произойдет, навсегда испорчен естественный ландшафт с живописным видом. Мало того, попадая в зону санитарной охраны водных резервуаров, храм станет совершенно недоступным для посещений, его можно будет осматривать лишь с ближайших окрестностей.

Другие раннесредневековые храмы, развалины которых сохранились на территории Большого Сочи, имеются: в междуречье Мзымта-Псоу у с. Веселое; на правом берегу р. Псоу у с. Ермоловка; на правобережье долины р. Мзымты, у с. Каменка (Липники); на левобережье долины р. Хоста в районе Белых скал - напротив крепости в тисо-самши-товой роще; в долине р. Сочи в устьях рек Агуа, Ац, Грузинки и Монашки.

Крепостные и храмово-крепостные комплексы того же периода известны: на левом склоне долины р. Мзымты напротив с. Монастырь (Красная скала); на водоразделе между долинами Хосты и Кудепсты у с. Верхние Каштаны; знаменитая крепость в тисо-самшитовой роще. Целая группа раннесредневековых крепостей известна в краснополян-ском районе, в долине Мзымты: Ачипсинская, Аибгинская, Пслухская, Куницинская, на р. Монашке (две), на р. Бешенке (две). Довольно подробное описание почти всех этих крепостей и храмов приведено в вышедшей из печати замечательной работе Ю.Н. Воронова «Древности Сочи и его окрестностей».

На юго-западном приморском склоне горы Малый Ахун, непосредственно выше пионерского лагеря «Альбатрос», в прибровочной части пологой древнеоползневой ступени, сохранились развалины раннесредневекового храма с внутренней площадью около 100 кв.м. На развалинах и непосредственно вблизи них найдены фрагменты каменной резьбы по местному песчанику хостинской свиты палеогена. В кладке фундаментов и стен, состоящей из местного дикого камня (в основном песчаника) на известково-песчаном растворе, встречаются облоглки красной кровельной черепицы. Кладка стен состояла из панциря, с заполнением внутреннего пространства разновеликими обломками песчаника и заливкой известковым раствором. Панцирь на развалинах стен храма не сохранился. Наиболее интересны находки фрагментов облицовки и украшений, изготовленных из керченского известняка-ракушечника, очень сильно выветренного и разрушающегося при легком ударе. Возможно, что эти детали храмовых украшений были изготовлены на Боспоре, являвшемся в раннем средневековье провинцией Византии и одновременно одним из центров распространения христианства на Западном Кавказе.

В районе крепостей и храмов раннего средневековья на территорий Большого Сочи, датируемых в основном периодом Vll—IX вв., найдена многочисленная так называемая «скотоводческая» пористая керамика, характерная и для одновозрастных крепостей соседней Абхазии (Анакопий-ской, Колдахварской, Псхувской). Одновременно сухая кладка краснополянских крепостей аналогична кладке циклопических крепостей позднеантичного времени, характерных для центральной Абхазии.1 Археологические материалы последних десятилетий позволили абхазскому археологу Ю.Н. Воронову сделать вывод о существовании в первую фазу раннего средневековья (VI-VIII вв.) единого этно-куль-турного массива от реки Келасури до пос. Лазаревского в устье Псезуапсе, подвергшегося значительному культурно-этномическому влиянию со стороны Византии. При этом, в отличие от предыдущей и последующих эпох, когда внешние влияния ограничивались в основном узкой прибрежно-мор-ской полосой, в период византийской экспансии в торгово-экономический оборот была включена и значительная часть горных территорий Большого Сочи, через которые проходили караванные пути от берега Черного моря на северный склон Западного Кавказа.

Население территории Большого Сочи к югу от Лазаревской в этот период было занято скотоводством и мотыжным земледелием. Эта же территория в последующие века традиционно вошла в состав раннесредневекового Абхазского царства VIII-X вв., еще долгое время сохранявшего тесные связи (культурные и торгово-экономические) с Византией.

Следует отметить, что в пределах Лазаревского района Сочи несомненно существовали раннесредневековые храмы и крепости и развалины их таятся в лесных чащах, в стороне от современных проторенных дорог и ждут своих исследователей. Так, у Белля имеется упоминание о развалинах крепостных сооружении приморской террасовидной поверхности к югу от устья р. Макопсе. Внутри крепости Белль видел большой каменный трон с пьедесталом.

Есть данные о нахождении сторожевой башни и остатков крепостных стен к северу от Лооского храма на левобережном водоразделе долины р. Лоо в нескольких километрах от ее устья.

Начальный период развитого средневековья (XI-XV вв.) для территорий, прилегающих к Кавказу, был характерен появлением новых кочевых племен, приведших к изменению политической обстановки в данном районе и перемещению этнических масс.

К середине XI река из-за Дона и Волги на запад и юг двинулись орды кипчаков, которых русские называли половцами, а византийцы - куманами. К концу XI века они оттеснили печенегов к Дунаю, заняли южнорусские степи, часть Крыма и Северный Кавказ. Аборигенное население северного склона Западного Кавказа вновь было стеснено в горных ущельях и, частично, вытеснено на южный склон.

Часть половцев, после поражения в 1111 г. от русских войск киевского князя Владимира Мономаха, отхлынув на Северный Кавказ, прошла через него и, перевалив через Кавказский хребет, вошла в пределы Грузии (до 45 тысяч семей), где была использована Грузинским царем Давидом IV Строителем как личное войско в борьбе с бунтовавшими феодалами.

Одновременно с половцами из Средней Азии двинулись турки-сельджуки, отвоевавшие у Византии почти все ее азиатские владения. В 1064 году войска турков-сельджуков разгромили Армянское царство, разрушив его столицу Ани. Многие из армянских беженцев поселились в этот период в Причерноморье и на Северо-Западном Кавказе, образовав сначала отдельные поселения, а затем ассимилировавшись в местной этнической среде.

И в последующие века в период турецких и персидских нашествий и религиозных гонений волны армян переселенцев доходили до Западного Кавказа. Армяне селились среди черкесов и держали в своих руках всю торговлю. Армяне, жившие среди черкесов, получили название черкесо-гаи. В период Кавказской войны (1830-1864гг.), когда среди запад-нокавказских горцев начал усиленно распространяться ислам, армяне, сохранившие христианское вероисповедание, начали покидать горские аулы и переселяться под защиту русских укреплений, составив значительную часть населения во многих крупных поселениях того периода (Армавир, Майкоп и др.).

В конце X и XI вв. значительное влияние на западнокав-казские племена оказывало русское Тмутараканское КНЯЖ6-ство, образовавшееся на месте древнего Боспорского государства на Таманском полуострове. Начало Тмутараканскому княжеству, видимо, было положено знаменитым походом Святослава, захватившего в 965 году Саркел и Итиль и разгромившего Хазарскую державу. Из Итиля (устье Волги) дружина Святослава прошла через земли алан (ясов) и затем через земли касогов по левобережью Кубани и предгорьям Западного Кавказа вышла на Таманский полуостров, где уже тогда существовали крупные русские поселения. Первое летописное упоминание о Тмутараканском княжестве относится к 988 г., когда киевский князь Владимир посадил в Тмутаракань своего сына Мстислава. Тмутаракань была торговым портом, через который шла вся торговля племен Западного Кавказа (ясов, касогов, обезов) с городами Северного Причерноморья. Тмутараканскому князю, в XI веке зависевшему уже от Чернигородского княжества, принадлежали также Керчь и ряд других пунктов в восточной части Крыма. Предки адыгов, касоги, в XI веке находились в даннических отношениях с Тмутараканью. В дружине Чернигово-Тмутараканского князя Мстислава служило много касогов. В 1022 году Мстислав предпринял большой поход против касогов. Именно к этому походу Лаврентьевс-кая летопись приписывает известное единоборство Мстислава с касожским князем Редедей, в котором Мстислав победил, после чего наложил на побежденных большую дань. Это же событие упоминается и в «Слове о полку Игореве».

В Тмутаракани находилась епархия при церкви Бориса и Глеба и отсюда при поддержке греко-византийской церкви христианство распространялось среди племен Северо-Западного Кавказа.

В конце XI - начале XII веков феодально раздробленная и ослабленная непрекращавшимися половецкими набегами Киевская Русь теряет связь с Тмутараканью. В XII-XIII веках русское население Тмутаракани ассимилируется касогами.

Походом Игоря Святославовича на ьоловцев в 1185 г., описанном в «Слове о полку Игореве», была сделана неудачная попытка вернуть Киевской Руси Тмутаракань, находившуюся в это время уже в зависимости от Византии.

В XI-XIII вв. Грузия испытывала период подъема производительных сил, несмотря на частые вторжения сельджуков. При Давиде Строителе, Георгии Ш и особенно при царице Тамаре Грузинское царство значительно расширило свои владения за счет Армении и Азербайджана. Именно в этот период с ослаблением Византии значительно увеличивается влияние Грузии и на причерноморские племена Западного Кавказа, включая и территорию Большого Сочи. Грузинская церковь вслед за Византией продолжает распространение христианства не только в пределах Западного Кавказа, но и в центральной его части. Еще в конце XVI века, всего лишь за несколько лет до грабительских походов Тимура на Грузию, западнокавказские племена находились в сфере ее влияния. В 1390 году Эристав Мингрелии Дадиан Вамек предпринял большой поход против Джихетии и Ала-нетии, проявивших свою непокорность. Поход его имел полный успех. Его войска прошли по горным ущельям Западного Кавказа, разрушили крепости и произвели опустошения среди джихов (черкесов). В качестве трофеев Дадиан увез в Мингрелию множество капителей и обломков мраморных колонн христианских храмов, из которых построил часовню у стены епископальной церкви в Хопе, в Мингрелии. На дверях этой часовни были запечатлены на грузинском языке основные сведения о походе Дадиана; эти сведения впервые приведены в известной работе Дюбуа де Монпере.1

После завоевания в 1219-1221 гг. Средней Азии войска Чингис-хана под командованием Джебе и Субедея, опустошив Северный Иран, покорили Азербайджан и разгромили объединенное грузино-армянское войско. Однако, встретив при дальнейшем продвижении в Грузию упорное сопротивление, татаро-монголы покинули Грузию и, пройдя через Дагестан, вышли на просторы восточной части Северо-кав-казских предгорий, где разгромили половцев и алан, которые отхлынули в западную часть Кавказа.

В 1236 г., накануне вторжения Батыя на Русь, его войска вновь прошли по предгорьям Северного Кавказа, подвергнув истреблению алан и загоняя остатки их в неприступные ущелья Центрального и Западного Кавказа, в том числе в верховья левобережных притоков Кубани (Лабу, Белую, Уруп, Зеленчук), откуда часть алан, вероятно, перешла и на южный склон Западного Кавказа и в Закавказье. Более массовые перемещения алан (асов) с северного склона Кавказа происходило через Дарьяльское ущелье в Грузию.

В 1240 г. монголы вновь вторгаются в Грузию и захватывают восточную ее часть. Но наибольшие опустошения в Грузии произвели семикратные нашествия Тимура в конце XIV начале XV вв., которые на несколько столетий остановили ее развитие.

Племена Черноморского побережья Кавказа и в этот тяжелый для многих народов Европы и Азии исторический период не подвергались непосредственным вторжениям татаро-монголов. В то же время, в виду резкого ослабления Руси и Грузии, а также Византии (от сельджуков), они в течение нескольких столетий были лишены культурного воздействия этих передовых христианских государств.

После походов Батыя (1236-1240гг.) и нашествия Тимура (139 5г.) на Северный Кавказ наблюдается активизация адыгейской (черкесской) экспансии на юго-восток. Если до этого времени предки адыгов теснились в северо-западной части Кавказа (в основном на Черноморском побережье), то при спадах татаро-монгольских нашествий происходило их интенсивное расселение к юго-востоку, до современных Кабарды и Осетии, а по берегу моря и в сторону Абхазии. Аланы - асы, ранее господствовавшие на Северном Кавказе, едва выдержав напор печенегов и половцев, были разгромлены татаро-монголами и не могли препятствовать адыгской экспансии.

Особенно опустошительным было нашествие Тимура, войска которого вторглись через Дербент на Северный Кавказ весной 1395 г. До Тимура татаро-монголы не проникали далеко вглубь гор. Войска же Тимура, вырубая леса и прокладывая дороги, добрались до самых отдаленных горных районов, подвергая уничтожению все на своем пути. Именно этим походом был окончательно завершен разгром алан. Остатки их укрылись в горах и, частично, перешли в Закавказье, где, смешавшись с аборигенным населением, послужили основой для формирования осетинской народности.

Остатки половцев (кипчаков) и печенегов, разгромленных татаро-монголами, также нашли укрытие в горах, в верховьях Кубани и левобережных притоков Терека, где в последующие столетия образовались карачаевская и балкарская народности.

Уничтожение татаро-монголами в XIII-XIV вв. большей части аборигенного населения Северного Кавказа, явилось одной из причин почти беспрепятственной экспансии на восток адыгских племен.

По сохранившимся преданиям первыми выселились с Черноморского побережья на северный склон Кавказа кабардинцы и бесленеевцы (ХШ в.), за ними темиргоевцы и хатукаевцы (XIV в.), затем (XV в.) большая часть бжедухов ( часть бжедухов оставалась в районе Шахе до второй половины XVII века). В конце XV-XVI вв., видимо, был максимум шапсугско-натухайской экспансии на северный склон Западного Кавказа. И одновременно или несколько позже с южной части Черноморского побережья в верховья Кубани и ее притоков перешли некоторые абазинские племена.

В XIV-XVI вв. на Черноморском побережье Кавказа, в том числе на территории Большого Сочи, возникает целый ряд генуэзских военно-торговых факторий. В ряде случаев генуэзцами были использованы уже существовавшие здесь крепости раннего средневековья (Мамайская, Годликская и др.).

Наряду с обычной обменной торговлей генуэзцы занимались насильственным грабежом местного населения, работорговлей, морским разбоем. Расширяя свою торговую экспансию на весь Западный Кавказ, генуэзцы использовали и древние караванные пути, тянувшиеся от берега моря через долины черноморских рек к перевалам и на северный склон Западного Кавказа, включая и систему военно-сторожевых постов, сохранявшихся в долинах Сочи, Хосты, Кудепсты, Мзымты и Псоу.

В архивах Генуи сохранились многочисленные документы, упоминающие о больших суммах, отпускавшихся на защиту генуэзских купцов и для обороны черноморских укреплений, находившихся в постоянной опасности нападения со стороны горских племен Черноморского побережья Кавказа. В Генуе постоянно снаряжались военные суда (фусты) для подавления «беспорядков» и усмирения непокорного населения черноморских берегов.

После захвата турками-османами в 1453 г. Константи нополя и разгрома Византийской империи турецкие султаны в короткий срок устанавливают свое господство на Черном море. В 1475 году турки захватили Каффу на южном берегу Крыма, служившую оплотом Генуи в Северном Причерноморье.

В 1578 г. турецкие войска овладели крепостью Севастополь (Сухуми), где находилась резиденция протектора всех генуэзских колоний на Кавказе и которая представляла собой главный невольничий рынок. К концу XVI в. все Черноморское побережье Кавказа находилось уже под контролем Турции. Все генуэзские укрепления - фактории - были разрушены турками.

К периоду упадка генуэзского влияния на Черноморское побережье Кавказа (начало XVI в.) относится одно из немногих и наиболее интересных описаний причерноморских зихов-черкесов, составленное генуэзцем Георгом Инте-риано: «Зихи, называемые так по-итальянски, гречески и латински и известные у турок и татар под именем чиаркасы, сами себя называют адигами; они обитают по всему азиатскому морскому берегу от Тана или Дона до Босфора.., затем вдоль берега моря к югу до Самшитовой бухты... и граничат здесь с Авагозией, составляющей часть Колхиды.

Весь этот морской берег имеет приблизительно 500 миль длины, распространяясь вглубь страны, на восток, на расстояние не более пяти дней пути... Они населяют эту страну, не имея ни одного места, которое было бы защищено стенами... Их язык ничуть не похож на язык их соседей, и звуки его произносятся гортанно... Они называют себя христианами и имеют греческих священников... У них нет своих письмен. Священники, совершая по-своему богослужение, пользуются греческими формулами и письменами, которых зихи не знают... Все их вести, обычно, передаются устно, через гонцов... Они разделяются на дворян, вассалов, крепостных и рабов. Дворяне пользуются большим почетом среди других и проводят все свое время на коне. Они не терпят, чтобы у подданных также были кони... У них нет ни писаных законов, ни лиц для выполнения правосудия. Сила, ловкость и посредники решают все их тяжбы... Они высоко ценят щедрость и охотно отдают все, чем обладают, впрочем, кроме коней и оружия... Позорно было бы для господина или дворянина построить себе каменный дом или крепость, так как это означало бы признаться в недостатке мужества и неумении охранять и защищать себя... Во всей стране нет ни одной обитаемой крепости; встречаются то здесь, то там древние башни и стены, но их употребляют себе на пользу только крестьяне, между тем дворянин считал бы для себя это позорным...»

Со второй половины XVI в., т.е. с началом позднего средневековья, Западный Кавказ становится ареной борьбы между Россией и Турцией, опиравшейся на вассальное Крымское ханство. Последнее в период XVI-XVIII вв. систематически совершало грабительские набеги на Северо-Западный Кавказ. Адыгское аборигенное население Приазовья и Тамани было уничтожено или вытеснено вплоть до района Анапы. Сильно пострадали от крымчаков шапсуги и натухайцы. Ряд мелких местных племен района Анапы - Новороссийска (шегаки, жанеевцы) были почти полностью истреблены или уведены в плен и проданы в рабство.

Турция создает на Черноморском побережье Кавказа ряд опорных пунктов, традиционно приуроченных к местам античных, византийских и генуэзских колоний. Однако, торговый оборот в этих пунктах был значительно меньше, чем у их предшественников, за исключением работорговли, получившей новое развитие. Владычество Турции на побережье привело к застою торгово-экономических связей как с внешним миром, так и между местными племенами. Главным орудием распространения и укрепления турецкого господства в Причерноморье явился ислам суннитского толка, который, однако, несмотря на все старания мусульманских проповедников, закрепился в основном лишь среди местной правящей дворянско-старшинской верхушки. Основная масса горцев продолжала исповедовать смешанную религию первобытных культов и христианства. Господство на Черном море феодально отсталой Турции изолировало горское население Западного Кавказа от прогрессивного европейского и русского влияния, активизировало в больших масштабах работорговлю и намного задержало развитие причерноморских племен.

Начавшиеся исторически складываться еще со времен Тмутараканского княжества (Х-ХИ вв.) русско-адыгейские связи были надолго прерваны татаро-монгольским нашествием, игом Золотой Орды, а затем влиянием Турции и Крымского ханства. Лишь в 1552 г. первое адыгское посольство прибыло в Москву в составе князей Маашука, Ез-бозлукова и Танашука «бить челом» Ивану Грозному о принятии западнокавказских горцев в состав России и защите адыгов от турок и крымчаков. С той же просьбой в 1555 г. в Москву прибыло новое посольство от адыгов. И, наконец, третий приезд адыгского посольства в Москву в 1557 г. завершился договором о добровольном присоединении Адыгеи и Кабарды к России. Этот договор был закреплен браком Ивана Грозного с дочерью кабардинского князя Тем-рюка Идаровича - княжной Гощеунай, которой после крещения дали имя Мария. К титулу московских царей добавилось: государь «кабардинской земли и черкесских горских князей».
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)