Сарацинское оружие и доспех

Сарацинское оружие и доспех
Культура
zara
Фото: Адыги.RU
08:38, 04 февраль 2019
8 661
0
Рассмотрение мамлюкской проблематики предполагает изучение многих узкоспециальных вопросов. В числе таковых — комплекс вооружения и доспехов. Мамлюкские источники содержат подробную информацию по этому вопросу. Хроно¬логические рамки при изучении мамлюкского вооружения своей нижней границей имеют XII век, так называемую «сарацинскую» эпоху. Большую часть сарацин составляли мамлюки, которые после прихода в 1250 г. к власти по-прежнему для многих европейских авторов оставались «сарацинами». На территории «Благодатного Полумесяца» доспех применялся задолго до появления мамлюков. Есть свидетельства его функционирования в среде арабов в доисламский период. Он представлял собой кольчужную рубашку (dir'), защищавшую большую часть тела. Несмотря на то, что кольчуга хранилась в семье на протяжении поколений и считалась не просто дорогой
Сарацинское оружие и доспех
Рассмотрение мамлюкской проблематики предполагает изучение многих узкоспециальных вопросов. В числе таковых — комплекс вооружения и доспехов. Мамлюкские источники содержат подробную информацию по этому вопросу. Хроно¬логические рамки при изучении мамлюкского вооружения своей нижней границей имеют XII век, так называемую «сарацинскую» эпоху. Большую часть сарацин составляли мамлюки, которые после прихода в 1250 г. к власти по-прежнему для многих европейских авторов оставались «сарацинами». На территории «Благодатного Полумесяца» доспех применялся задолго до появления мамлюков. Есть свидетельства его функционирования в среде арабов в доисламский период. Он представлял собой кольчужную рубашку (dir'), защищавшую большую часть тела. Несмотря на то, что кольчуга хранилась в семье на протяжении поколений и считалась не просто дорогой вещью, но отчасти реликвией, а частые войны вынуждали иметь сразу несколько кольчуг, в наше время нет даже кусочка арабской кольчуги досарацинского периода. Первые или наиболее ранние, аутентичные образцы и зарисовки кольчуг относятся уже к первым годам Аййубидского периода (1170-е гг.). Тот факт, что доспехи передавались и оставались в упот¬реблении на протяжении поколений, объясняет, во многом, устойчивость типов. Это, в свою очередь, затрудняет датировку сарацинских или мамлюкских кольчуг; изменения были слабыми и незначительными, и единственным ориентиром является надпись или краткое посвящение и герб, которые позволяют установить в общих чертах развитие фасонов доспеха. В любом собрании мамлюков черкесского периода можно было увидеть простые кольчуги; кольчуги, усиленные тонкими пластинками; пластинчатый доспех и панцирный доспех.


Б аййубидском и мамлюкском обще¬стве ношение доспеха являлось привилегией военной аристократии, и благодаря мемуарам Усамы ибн Мункыза есть возможность отчетливо представить себе доспех эмира аййубидской эпохи. Он состоял из шлема (khawdha), кольчуги (dir1 или zardiya), кольчужных чулок (ranat), гамаши (sak al-muza, или kalsat al-zard), и ботинок (khuff) со шпорами (mihmaz); оружие эмира состояло из сабли (saif), кинжала (dashan или sikh), ножа (sikkina), копья (rumh, kantariya), дротика (harba), и щита (turs или daraka).



Три вида доспеха были наиболее употребительны в то время: кольчужный плащ, пластинчатый доспех и панцырь. Более распространенным являлся простой кольчужный плащ, которым не переставали пользоваться почти до наших дней. Несмотря на то, что кольчуга часто упоминалась в арабских источниках, ее детальные описания отсутствуют. Но из случайных указаний можно сделать вывод, что они носились по одной или по две сразу, были короткими или длинными, и, что некоторые из них были не просто длинными, а волочились по земле, когда всадник спешивался. Часть позднечеркесских кольчужных плащей имеют воротники.

Связующие звенья этих и более ранних кольчуг имеют на себе оттиск орнамента, формы которого достаточно однообразны: геометрический орнамент из линий, канавок, точек, или текстов из священного писания. Каждое кольцо сарацинской кольчуги было склепано, иногда из двух или более втулок, которые проходили метал насквозь.

Кольчужные плащи были усилены прямоугольными параллельными пластинами (djawshan), известными на протяжении длительного периода, но, начиная с периода ранних мамлюков, подобный тип кольчуги встречается чаще и несколько позднее, при Черкесах, они использовались почти исключительно для дорогих доспехов высших эмиров. К ним принадлежит второй по великолепию кольчужный плащ сарацинской эпохи, принадлежащий в настоящее время М. Жоржу Паульхаку из Парижа. Несмотря на то, что имя эмира, которому принадлежала эта кольчуга, вряд ли возможно установить, но технические параметры кольчуги позволяют датировать ее третьей четвертью XV века. Кольчужный плащ Каитбая, который очень похож на этот доспех, был изготовлен несколько позднее.


Сведения по второму типу доспеха, а именно по пластинчатому доспеху, в средневековой арабской литературе отсутствуют. Тем не менее, сарацины были знакомы с этим видом доспеха и пользовались им, о чем свидетельствуют два совершенно отличных источника. Первый показывает, что их непосредственные соседи, малоазиатские турки, носили этот доспех, как это свидетельствует рельеф в Чинили Кошк в Стамбуле. Второе свидетельство представлено витражным окном в церкви Святого Дэниса, в Париже, на котором, помимо рисунков XVIII века, представлено раннее изображение сражения между сарацинами и христианскими рыцарями. В обоих случаях доспех почти идентичен и может быть расценен как пластинчатый доспех в точном смысле этого понятия или менее качественное изделие в виде кожаной куртки с нашитыми на нее большими металлическими пластинами. Последняя разновидность пластинчатого доспеха была распространена среди центрально-азиатских турок и монголов.

На протяжении мамлюкского периода пластинчатый доспех вошел в моду и был уже хорошо известен в Европе
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)