Голанские высоты

Голанские высоты
Иордания
zara
Фото: Адыги.RU
10:39, 03 сентябрь 2016
6 034
0
По данным источников и сведениям наших респондентов, в районе Кунейтра находилось 12 адыгских поселений: Кунейтра, ал-Мансура, 'Айн Зиуан, ал-Мударийа, ал-Бурайка, Би'р ал-'Аджам, ал-Джувай-са, ал-Фахам, ал-'Аднанийа, ал-Хашнийа (24, д. 2), ас-Сарман, Мумасийа (52, с. 693). Эти данные подтверждаются списком поселений, приведенным в работе Н. Льюис, где автор, помимо перечисленных, называет еще несколько аулов в районе Кунейтры (263, с. 118)27. Однако после оккупации этой территории Израилем в 1967 г. практически все жители черкесских сел были вынуждены бежать. Часть из них эмигрировала в США и Германию, часть осела в Дамаске и его пригородах (Кудсийа, Мардж ас-Султан), лишь жители двух сел -ал-Бурайка и Би'р ал-'Аджам - вернулись после окончания войны домой (24, д. 1, 2).
По данным источников и сведениям наших респондентов, в районе Кунейтра находилось 12 адыгских поселений: Кунейтра, ал-Мансура, 'Айн Зиуан, ал-Мударийа, ал-Бурайка, Би'р ал-'Аджам, ал-Джувай-са, ал-Фахам, ал-'Аднанийа, ал-Хашнийа (24, д. 2), ас-Сарман, Мумасийа (52, с. 693). Эти данные подтверждаются списком поселений, приведенным в работе Н. Льюис, где автор, помимо перечисленных, называет еще несколько аулов в районе Кунейтры (263, с. 118)27. Однако после оккупации этой территории Израилем в 1967 г. практически все жители черкесских сел были вынуждены бежать. Часть из них эмигрировала в США и Германию, часть осела в Дамаске и его пригородах (Кудсийа, Мардж ас-Султан), лишь жители двух сел -ал-Бурайка и Би'р ал-'Аджам - вернулись после окончания войны домой (24, д. 1, 2).

Другими населенными пунктами, где компактно проживают потомки мухаджиров сегодня, являются Дейр аз-Зор, Ра'с ал-'Айн, Манбидж, Ханасир (близ Алеппо), Джессин, Дейр-Фуль (два последних - дагестанские села).

www.circas.ru
По материалам сайта Адыги.RU (www.adygi.ru)
Из серии проектов НатПресс.Net (www.natpress.net)

Исследователь черкесских общин в арабских странах А. Кушхабиев приводит в своей монографии материалы о численности представителей северокавказских народов в Сирии на 1990 г.: 70 тыс. адыгов, 1,5 тыс. дагестанцев, I тыс. чеченцев, 900 карачаевцев и балкарцев, 800 абхазов, 600 осетин (187, с. 152). По статистическим данным, приведенным на сайте турецкого фонда потомков мухаджиров Kafkas Vakfi, цифры значительно ниже:

в 1990 г. в Сирии проживало 28 тыс. 500 адыгов; в 1995 г. — 33 тыс. 800 адыгов, 6 тыс. чеченцев; в 2000 г. - 40 тыс. адыгов (338). Два поселения адыгов находятся в Израиле. Это Ри-ханийа (основано в 1869 г. абадзехами) и Кефар-Кама (основано в 1878 г. бжедугами) (242, с. 21) с населением соответственно 800 и 2 тыс. 200 человек (126, с. 83).

На территории современной Иордании черкесы-адыги (черкесы) впервые появились в 1868 г. Около 700 шапсугов поселились в развалинах древнеримского города Аммон (Филадельфия, современный Амман), но, не успев освоиться, подверглись нападению со стороны местного бедуинского населения, в результате которого многие переселенцы погибли (253, с. 32—33). Лишь через 10 лет в 1878 г. прибыла очередная группа переселенцев. Эмигранты добирались двумя путями: пароходом через Бейрут и по суше из Дамаска (2, Д. 2431, л. 2, 3 об.), где местными властями в 1902 г. была образована Комиссия по делам мухаджиров. Ее председателем был назначен начальник сирийской жандармерии Хосров-паша, черкес по происхождению (2, д. 2431, л. 2 об.). По материалам российских источников, к 1906 г. в Аммане находилось 650 дворов мухаджиров, в ас-Салте — 300, Джараше — 250, аз-Зарке - 200, Науре — 150 и ар-Русайфе — 60 дворов (3, д. 762, л. 52 об.). Таким образом, на территории современной Иордании на тот момент было 1 тыс. 610 дворов, т.е. около 16 тыс. «черкесов». В 1912 г. только в Аммане жило 1 тыс. 500 «черкесов», а в 1914 г. - 1 тыс. 800 человек (252, с. 55; 266, с. 390).

Расселение горцев происходило в следующих районах: Амман, Вади ас-Сир, Наур, Сувайлих, ар-Русайфа, аз-Зарка, Джараш, Сухна, Азрак аш-Ши-шан, Мардж ал-Хаммам и Байадир, где их потомки живут до сих пор (245, с. 277). Некоторые из этих населенных пунктов, в том числе города Амман и Джараш, возродили именно эмигранты (17, с. 1)2К. Однако это были не единственные населенные пункты, где правительство намеревалось поселить мухаджиров. Например, новым группам прибывавших эмигрантов предлагались земли в ан-Накире, ат-Тафиле и Азрахе в казе29 Маан, богатые запасами питьевой воды. Однако они отказались, предпочитая селиться в деревнях, в которых уже жили группы их соотечественников (157, с. 440).

Говоря о расселении, необходимо затронуть вопрос о характере поселений различных кавказских этносов. Каждая этническая группа стремилась селиться обособленно, отдельно от других мухаджиров, в результате чего появились моноэтнические поселения.

Этнический состав сел мухаджиров

Амман 1868 г. шапсуги, кабардинцы

Вади ас-Сир 1880 г. бжедуги, абадзехи, отдельные убыхские семьи

Джараш 1884-1885 гг. в основном кабардинцы, несколько абхазских семей
Наур 1901 г. бжедуги, абадзехи, шапсуги

аз-Зарка 1902 г. в основном чеченцы

ар-Русайфа до 1904 г. в основном чеченцы

Сувайлих 1906 г. чеченцы
Сухна чеченцы, кабардинцы
Азрак аш-Шишан 1932 г. чеченцы

На двух из этих населенных пунктов следует остановиться подробнее.

Амман. Именно черкесы-адыги (черкесы) «оживили» древний Аммон, поселившись на его развалинах в 1878 г. Источники воды еще задолго до мухаджиров привлекали сюда бедуинские племена, которые кочевали неподалеку. Первые поселенцы оказались в плачевном состоянии, не сумев справиться с натиском недружелюбных соседей. Однако, когда сюда стали приезжать все новые и новые партии горцев (в основном кабардинцы), они поставили эту и близлежащие территории

под свой контроль (17, с. 1—2)31. Амман постепенно превратился в торговый город, куда стекались и арабы из соседних районов. Оживилась торговля и ремесла, а строительство Хиджазской железной дороги дало сильный толчок развитию города, превратив его в стратегически важный пункт. В 1905 г. здесь уже было построено около 700 домов и проживало около 3 тыс. человек (265, с. 107—108) — трудно было поверить, что когда-то здесь были только развалины древнеримского города и небольшая группа людей, изгнанных со своей родины. По сей день в городе сохранился мухаджирский квартал как память об истории города и государства.

Джараш основали кабардинцы, лидером которых был Амир Нух-бей, бывший майор русской армии. Вскоре его сын, Абдул-Хамид, стал главой города и округа. Земля в окрестностях была плодородной, и поэтому эмигранты прекрасно выполняли обязанности, возложенные на них османским правительством как на сельскохозяйственных колонистов и жителей пограничной зоны. Ко всему прочему, они помогали взимать налоги с населения соседних местностей, и Джараш быстро процветал, привлекая купцов и ремесленников со всей страны. В 1900 г. там проживало 1 тыс. 500—600 человек, большую часть которых составляли потомки мухаджиров (263, с. 109).

Последняя волна «черкесов»-переселенцев прибыла в Иорданию в 1948 г. Их численность была невелика. Это были граждане СССР, которые после немецкой оккупации некоторых районов Северного Кавказа оказались в Германии. Как известно, политика советского правительства по отношению к бывшим военнопленным была довольно суровой. После окончания второй мировой войны по Ялтинской декларации (12 февраля 1945 г.) эти люди подлежали депортации в СССР. Поэтому из Германии они направились не на родину, а в Италию, где жили в течение трех лет. Позже они отправили своего представителя Абдул-Керима Шуаб-зока к королю Абдалле с просьбой о предоставлении им политического убежища в Иордании. Иорданское правительство взяло на себя все расходы по переезду первой партии бжедугов (38 человек) и предоставило им иорданское подданство (253, с. 49). Вскоре прибыл представитель второй группы (86 человек, в основном кабардинцы) Джанжри Хабжока с аналогичной просьбой, Однако трудности с обустройством и адаптацией не позволили им остаться, и при поддержке Фонда Толстого32 они эмигрировали в США в г. Патерсон (штат Нью-Джерси), где компактно проживают до сих пор (253, с. 50).

Для более наглядной демонстрации роста численности «черкесского» населения Иордании приведем собранные нами данные в следующей таблице.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)