Адыги - Новости Адыгеи, история, культура и традиции » Статьи » Архивные документы » О превентивных мерах по защите Константинополя от возможного захвата русскими войсками

О превентивных мерах по защите Константинополя от возможного захвата русскими войсками

О превентивных мерах по защите Константинополя от возможного захвата русскими войсками
Архивные документы
zara
Фото: Адыги.RU
09:19, 29 март 2012
3 926
0
Я постоянно высказывал мнение, что Россия не попытается овладеть силой Константинополем, если только резкие перемены в Европе не устранят трудностей и эвентуальных опасностей такого предприятия, или обстоятельства не сложатся так, что у \ русского правительства возникнут опасения, что оно может лишиться тех средств достижения конечного успеха, на которые, кажется, это правительство возлагает большие надежды.
Д.Понсонби - Г.Пальмерстону. 6 января 1837г. О превентивных мерах по защите Константинополя от возможного захвата русскими войсками .


Автор: Д.Понсонби
Д.Понсонби - Г.Пальмерстону.
Константинополь, 6 января 1837 г.


Я постоянно высказывал мнение, что Россия не попытается овладеть силой Константинополем, если только резкие перемены в Европе не устранят трудностей и эвентуальных опасностей такого предприятия, или обстоятельства не сложатся так, что у \ русского правительства возникнут опасения, что оно может лишиться тех средств достижения конечного успеха, на которые, кажется, это правительство возлагает большие надежды.

Я, конечно, до сих пор придерживаюсь такого мнения, но я считал нужным изложить Вашей Светлости этот вопрос и в том виде, как он представляется другим, с тем чтобы вы могли ознакомиться с различными мнениями, а также с такими (фактами и событиями, которые в большой или меньшей степени подтверждают обоснованность других мнений. Из всех, кто со мной беседовал по этому вопросу, я выделю одно лицо, которое Ваша Светлость хорошо знает и высоко ценит за его военный опыт и интеллект. Этот человек очень бдительно следит за /военными/ приготовлениями России на юге /о масштабах которых известно правительству Ее Величества/, и он считает, что они могут свидетельствовать лишь о намерении русских ухе этой весной захватить Константинополь.

Он говорит, что о нынешней слабости и беспомощности султана России, должно быть, хорошо известно, и он полагает, что Оттоманское правительство уже привели на грань отчаяния как опустошения, произведенные чумой, так и убеждение, к которому оно пришло, что европейские державы, казалось бы наиболее заинтересованные в поддержке сультана, либо равнодушны к судьбе Турции, либо слишком робки, чтобы встать на пути России; и, по его мнению, русские поступят мудро, если воспользуется таким положением дел и нанесут удар, чтобы овладеть Константинополем и захватить такую военную позицию, отвоевать которую даже объединенным силам Англии и Франции будет стоить огромных усилий. Он говорит, что если в период с сего дня до конца марта не принять некоторых мер военной предосторожности то он не будет удивлен, если Россия нападет и захватит Константинополь. Меры, на которые он намекал, сводятся к тому, чтобы собрать и сосредоточить двадцатитысячное войско для прикрытия /турецкой/ столицы с тем, чтобы одно войсковое соединение охраняло проход через Дунай, а другое держало под своим наблюдением и прикрывало территорию вплоть до Грузии, а также вооружить эти войска мушкетами.

Он говорит, что русские транспортные средства на Черном море не позволят им доставить за один рейс к Босфору больше двенадцати или тринадцати тысяч солдат и что вместе с теми силами, которые будут у турок, если его план расширить, это первое русское соединение легко можно будет разгромить, прежде чем подойдет второе, и тем самым безопасность столицы можно будет предохранить против нападения с моря.

Он ничего не сказал о том, какое сопротивление могли бы оказать морские силы турок, хотя, как мне кажется, об этом стоило бы подумать; но он говорит, что британская эскадра сделала бы сопротивление турок легким и уверенным, и что ее присутствие на Черном море положило бы конец всем будущим попыткам России покорить Константинополь.

Согласившись с мерами, которые предложило принять это лицо для обеспечения безопасности столицы, я употребил все свое влияние, чтобы убедить премьер-министра в необходимости прислушаться к тем заявлениям, которые будут к нему обращены, и к тем советам, которые ему будут поданы. Как обернутся дела, я смогу известить Вашу Светлость со следующим курьером, Пертев-паша сможет действовать энергично, как только вполне осознает опасность и поймет необходимость оградить себя против нее.

/Турецкая/ армия понесла многочисленные жертвы в результате чумы, а также этой дурацкой войны в Курдистане 1, но мне сказали, что, употребив подходящие способы,можно будет набрать шестьдесят тысяч солдат, а, кроме того, в стране имеются огромные естественные преграды для противника, которым захочет вторгнуться в ее пределы. Важно поднять моральное состояние турок.

По вопросу о Черкесии правительство Её Величества разговаривало с графом Нессельроде слишком понятным языком,чтобы из него не было ясно намерение Англии защитить свои права.

Впечатление, произведённое на императора Николая /по словам лорда Дерема/ английскими путешественниками в Черкесии, авантюра с захватом шхуны "Виксен" - вот факты, о которых я должен упомянуть, рассматривая вашу инструкцию лорду Дерему ставить больше, чем под вопрос законность русских притязании на суверенитет над Черкесией.

Дело "Виксен" даст повод подвергнуть проверке законность установленной. Россией блокады.

Все эти вещи станут известным черкесам, и они смогут организовать более систематическое и успешное сопротивление русским, тем более, что, как уже доказало прошлое, Россия в течение ряда лет безуспешно пыталась сломить этот народ, хотя у того не было даже надежды на помощь со стороны, а теперь они могут питать такую надежду. Разве Россия не может подумать,что ее игра проиграна, если они не сможет разрушить эту надежду на помощь, а каким еще способом она может это сделать, кроме как захватив Константинополь? Россия поэтому может пойти на попытку, завоевать этот город.

То, что произошло со шхуной "Виксен" и что потом, возможно, произойдет с другими британскими судами, может быть, подымет англичан на более твердую защиту принципа, который забывать или от которого отрекаться мы никогда не должны, то есть принципа сохранения за нами права и силы охранять нашу торговлю, с тем чтобы флаг Её Величества мог развеваться на всех морях, в которые заходят торговке суда Её народа. Разумеется, султан не должен запрещать заход в Черное море и британским военным кораблям, если русским военным кораблям дана свобода курсировать по нему в любых направлениях, какие им заблагорассудятся. Договор 1809 года 2 был фактически аннулирован Ункиар-Искелесиским договором, ибо этот последний полностью перечеркнул цели и намерения первого и сделал его недействительным.

У России не может быть сомнений в том,что все это может быть нами сделано, и она, возможно, думает, что это будет сделано в самое ближайшее время, а потому, чтобы отвести от себя этот сильный, если не смертельный удар, ей надо загородиться щитом, который только и сможет этот удар вынести и которым будет находящийся в ее руках Константинополь.

Я не оспариваю жизненной важности для России быть полной хозяйкой Черного моря и спокойно вести дело к покорению Черкесии без всяких помех, отрезая ее от всякой иностранной помощи. Это, я уверен, должно быть бесспорным для любого политика, если только он не круглый невежда, простак или крайний эгоист. Хочу поэтому резюмировать факты, на которых, главным образом, основывается все здесь мною сказанное.

Можно почти не сомневаться в реальных мотивах, определяющих поведение правительства в Санкт-Петербурге: могут сказать, что Россия сформировала такие крупные силы, морские и сухопутные, единственно для своей обороны, - допустим, - но потом она осознала наличие угрозы для нее и, естественно, задалась вопросом, откуда эта угроза исходит. Ответ мог быть только один: эта угроза исходит от Англии, но Англия может напасать на Россию только через Дарданеллы и Босфор, а гарантия против такого нападения может быть лишь одна, а именно,

овладение Константинополем, Если же это так,т о разве, Россия не может посчитать необходимым получить эту гарантию!

Я счел нужным представить Вашей Светлости эти замечания не беря на себя смелости судить об их правильности или о силе других соображений, которыми может руководствовавться русское правительство. Должен сказать, однако, что если такая большая беда, как захват Константинополя /русскими/ возможна, осторожность требует принятия превентивных мер, дабы ее избежать. Я считаю, что временно безопасность /Константинополя/ вполне может обеспечить британская эскадра, стоящая сейчас у Мальты, если султан вызовет ее себе на помощь и если достаточно быстро принять меры для того, чтобы она могла прибыть к проливу, ведующему в Черное море, до подхода туда русских сил, но при преобладающем в это время года направлении ветра риск, что эскадра в критический момент задержится в Дарданеллах, слишком велик, что бы, на него идти, и я полагаю, что во избежание такой задержки нам необходимо будет иметь там достаточное число пароходов для обеспечения прохода крупных кораблей до того места, где они могут потребоваться. Надо также чтобы султан был уверен в том, что помощь придет, и не боялся ее испрашивать.

Черноморский флот русских таков, что у него во всяком случае не будет шансов провести успешные операции против английскои эскадры, а если на него погрузят войска, то он наверняка будет уничтожен.

Двинуть свою армию к Черному морю по Дунаю русские могут попытаться лишь при попустительстве Австрии, а это отнимет у них много времени, которое мы можем использовать для подготовки эффективных контрмер.

Бросок через Малую Азию тоже будет для русской армии делом трудным, которое потребует много времени и больших предосторожностей. Мехмед-Али не осмелится выступить в поддержку своих русских друзей, ибо знает, что Англия может его разгромить и разгромит, если понадобиться.

Если, поэтому, не останется и тени сомнения в том, что Россия замышляет нападение на Константинополь, нам надо будет обратиться к султану и пусть он скажет, запросит он у Англии помощи или нет.

Все эти меры, что я перечислил выше, будут оборонительными и вполне оправданными. Мы имеем право спасти султана от России. Мы имеем право предотвратить нарушение равновесия сил в Европе. Эти меры будут, по-моему, иметь решающее значение и они внушат страх России.

Выше мною упоминался месяц март, но я не думаю, чтобы русские могли что-то предпринять так быстро, если предположить, что они намерены действовать. Более вероятным сроком я считаю июнь.

Имею честь...

PRO, FO 78/301


1 С 1835г. Турция вела изнурительную воину с восставшими курдами.
2 24 декабря 1808 г./5 января 1809 г./ между Англией и Турцией был подписан договор, чрезвычайно важный для Англии.
Ctrl
Enter
Заметили ошЫбку
Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Обсудить (0)