Авторизация | Регистрация
{main}
Классики о адыгах

Классики о адыгах

М.Ю. Лермонтов и Л.Н. Толстой и другие русские писатели с уважением относились к национальному своеобразию кавказских народов. Образцы горцев, созданные ими, всегда вошли в русскую классику. В поэме «измаил-бей» Лермонтова писал:
Адыги -  современные кабардинцы и черкесы.

Адыги - современные кабардинцы и черкесы.

Адыги - современные кабардинцы и черкесы. Адыги одними из первых на Северном Кавказе установились дружеские отношения с русским народом выразившееся в их совместной борьбе против наземных захватчиков развитие экономических и культурных связей. Однако проводимая царского самодержавия со второй

Адыги - современные кабардинцы и черкесы.

Адыги - современные кабардинцы и черкесы. Адыги одними из первых на Северном Кавказе установились дружеские отношения с русским народом выразившееся в их совместной борьбе против наземных

Население Анатолии

Наука ещё не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь

Кавказ и хетты

Общеизвестно, что Кавказ является одним из центров раннего расселения человечества. Каменная и бронзовая эпохи наступили здесь раньше, чем на землях современных независимых государств и в целом в

Кто такие черкесы?

Черкесы – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов – адыгэ. Термин черкес утверждается во всех видах источников, начиная с середины XIII века, постепенно вытесняя из

Население Анатолии

Население Анатолии
Наука ещё не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые раннегосударственные образования. Ряд косвенных данных указывает на то, что они, вероятно, возникли здесь уже в III тысячелетии до н.э. В частности, такой вывод может быть сделан на основании некоторых аккадских литературных текстов, повествующих о торговой деятельности аккадских купцов в Анатолии и военных акциях Саргона Древнего и Нарам-Суэна против правителей городов-государств Малой Азии; эти истории известны и в пересказах, записанных по-хеттски.
13 июля 2015

Кавказ и хетты

Кавказ и хеттыОбщеизвестно, что Кавказ является одним из центров раннего расселения человечества. Каменная и бронзовая эпохи наступили здесь раньше, чем на землях современных независимых государств и в целом в Европе. Подтверждается это археологическими находками в Адыгее в бассейне Кубани, где найдены каменные орудия доледникового периода.
В 4-м тыс. до н. э. хатты - выходцы с Кавказа - основали свое государство в Анатолии. На протяжении столетий это государство, расширяясь, достигло границ Египта. События тех далеких времен так отражены в фольклоре:
Кто такие черкесы?Черкесы – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов – адыгэ. Термин черкес утверждается во всех видах источников, начиная с середины XIII века, постепенно вытесняя из употребления древнее наименование адыгов – зихи, а страны – Зихия. До 1864 г., когда страна адыгов - Черкесия – прекратила свое существование, насчитывалось более десяти адыгских субэтнических групп: кабардинцы, бесленеевцы, темиргоевцы, махошевцы, егерухаевцы, мамхеги, абадзехи, шапсуги, натухаевцы, адамиевцы, жанеевцы, хакучи, хатукаевцы, бжедуги. К адыгам с полным на то основанием следует отнести и убыхов, которые были полностью интегрированы в этнокультурное и социально-политическое пространство Черкесии. Убыхи были двуязычны (убыхский и адыгский), при этом зачастую лучше владея адыгским нежели убыхским. На протяжении первой половины XIX в. убыхи стремительно забывали свой родной язык и переходили исключительно на адыгский. Они сами себя считали адыгами, а вся их знать однозначно воспринимала себя как аристократию адыгского общества.
13 июля 2015

Черкесы

ЧеркесыЧеркесы (Адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до слияния Терека с Сунджой. Границами их страны являются: на юго-западе — Абхазия и Черное море; на юге—Малая Абхазия и Осетия; да севере — реки Кубань, Малка и Терек отделяют их от России; на востоке Терек и Сунджа служат границей между черкесами и народностью кистов. Черное море омывает западные границы Черкесии от устья Кубани до речки Агрипш.
Синонимичность этнонимов зихи и касоги.
Адыгское население Северо-Западного Кавказа было известно в западных (византийских и италийских) источниках как зихи, а страна, занимаемая ими как Зихия. В восточных (арабо-персидских, хазарских и русских) источниках как кашаки (касоги). Очень закономерная ситуация, поскольку, например, русские летописцы изначально пребывали под влиянием хазарской этнонимической номенклатуры терминов. Точно также, в русских источниках неизвестны аланы, но известны только ясы, поскольку этот этноним являлся восточным аналогом западного термина алан.
Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы

Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы

Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика, где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников. Государь там, говорят, имеет сто жен. Все мужчины наголо бреют головы и тщательно растят бороды,
Этнокультурный архетип кабардинцев в условиях войн XX века

Этнокультурный архетип кабардинцев в условиях войн XX века

Этнос – это определенный стереотип поведения. Лев Гумилев Геополитическое положение Кавказа, соединяющего в качестве моста Европу и Азию, на протяжении столетий притягивало внимание многих завоевателей. Отсюда вся его история представляла собой череду нескончаемых войн, в которых северокавказские

Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы

Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется Матрика, где вождь и народ называют себя христианами, имея греческое писание и греческих священников.

Этнокультурный архетип кабардинцев в условиях войн XX века

Этнос – это определенный стереотип поведения. Лев Гумилев Геополитическое положение Кавказа, соединяющего в качестве моста Европу и Азию, на протяжении столетий притягивало внимание многих

ТРАДИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ АДЫГОВ) (II)

Главной особенностью системы наказаний у адыгских народов было отсутствие средств физического насилия. У черкесов не существовало ни тюрем, ни телесных наказаний, никаких других видов лишения

Натухайцы

Натухайцы (самоназвание — адыгэ, нэткъуадж, нэтыхъуай) — один из субэтносов адыгов. До Русско-Кавказской войны Натухай (территтория натухайцев) была одной из самых густонаселенных областей Черкесии,

ТРАДИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ АДЫГОВ) (II)

ТРАДИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ АДЫГОВ) (II)
Главной особенностью системы наказаний у адыгских народов было отсутствие средств физического насилия. У черкесов не существовало ни тюрем, ни телесных наказаний, никаких других видов лишения свободы. Все наказания ограничивались наложением штрафа, размер которого зависел от характера совершенного проступка и увеличивался в случае его повторения. Хан-Гирей писал по этому поводу: «…воровство, разбои и другие беспорядки внутри владений прекращают страхом тяжкого штрафования, которое съезд налагает на нарушителей его установлений. Словом, вся пружина исполнительной власти основана, так сказать, на страхе взыскания штрафа».
2 мая 2015

Натухайцы

Натухайцы
Натухайцы (самоназвание — адыгэ, нэткъуадж, нэтыхъуай) — один из субэтносов адыгов. До Русско-Кавказской войны Натухай (территтория натухайцев) была одной из самых густонаселенных областей Черкесии, и занимала Таманский полуостров и восточное побережье Азовского моря. В настоящее время «натухайцы» проживают в ауле Натухай и дисперсно в разных населенных пунктах Республики Адыгея и за её пределами, в том числе за пределами России. Небольшое количество натухайцев сейчас живёт в Израиле.
Если адыги (под разными этнонимами) были известны древним историкам и этнографам ещё до нашей эры, то адыгское племя (субэтнос) натухайцев начал выделяться относительно недавно, примерно за сотню лет до начала Русско-Кавказской войны.
ЖЕНСКОЕ ОГОЛЕНИЕ - ПРИЧИНА ВЫМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ.
Современная мода, обнажающая женщин, ведет европейскую цивилизацию к депопуляции (вымиранию). Даже на своих территориях она все больше замещается другими этносами, в обыденной жизни которых есть запреты на даже частичный эксгибиционизм (оголенность сексуальных признаков). Место европейцев на земле замещают народы, хранящие целомудрие и закрытость своих женщин, и тем самым берегущих также и своих мужчин. В первую очередь, это народы Ислама.
Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.
МУЖЕСТВО - Л1ЫГЪЭ. ВИДЫ МУЖЕСТВА.Мужество - большая воля и важное моральное качество, ассоциирующееся с силой нравственных позиций и устремлений личности. Благодаря мужеству человек преодолевает страх, превозмогает боль, усталость, голод, холод, стойко переносит удары судьбы, действует решительно в условиях опасности. Традиционно все это связывают с чертами настоящего мужчины, воина, рыцаря, и нет, следовательно, ничего удивительного в том, что в основе термина "мужество" лежит слово "мужчина" ( л1ы - "мужчина", л1ыгъэ - "мужество")
О мужественном человеке говорят: Л1ЫГЪЭ ХЭЛЪЩ - "обладает мужеством". Но можно ограничиться коротким л1ы, л1ыщ - "мужчина".
Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках

Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках

Не поддававшиеся до сих пор переводу надписи на древнегреческих вазах (VI-V века до Н.Э.) были переведены с черкесского и абхазского языков. Переводивший их специалист не видел, что изображено на вазах... Эдриен Мэйр (Adrienne Mayor) из Стэнфордского университета и Дэвид Сондерс (David Saunders) из
Кабардинский князь Жанбот Атажукин

Кабардинский князь Жанбот Атажукин

Кабардинский князь Жанбот Атажукин, потеряв всякое терпение испытывать оскорбительное обращение с ним ближайшего начальства, оставил родину свою и перешел к непокоренным закубанцам, где он, хорошо ознакомившись с краем, начал с сильными партиями делать набеги на Кубанскую и Лабинскую линии.

Кабардинский князь Жанбот Атажукин

Кабардинский князь Жанбот Атажукин, потеряв всякое терпение испытывать оскорбительное обращение с ним ближайшего начальства, оставил родину свою и перешел к непокоренным закубанцам, где он, хорошо

На Кавказе всем известный Темиргоевский князь Джанболат Айтеков принадлежал к числу тех людей

На Кавказе всем известный Темиргоевский князь Джанболат Айтеков принадлежал к числу тех людей, которые по пленительной своей наружности и благородным свойствам души привязывают к себе сердца других.

На вопрос мой, каким образом закубанские племена сумели подчинить себя одной власти, князь Мисостов

На вопрос мой, каким образом закубанские племена сумели подчинить себя одной власти, князь Мисостов рассказал мне следующее: «Разноплеменные закубанские племена испытавшие много зла от междуусобной

Из речи посла Великобритании в Турции Дэвида Уркарта:

«…Но, как известно, каждой стране, каждому государству нужна своя эмблема, свой национальный символ, который должен обязательно ассоциироваться с именами великих людей этой страны, с ее принципами,

Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках

Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках
Не поддававшиеся до сих пор переводу надписи на древнегреческих вазах (VI-V века до Н.Э.) были переведены с черкесского и абхазского языков. Переводивший их специалист не видел, что изображено на вазах...
Эдриен Мэйр (Adrienne Mayor) из Стэнфордского университета и Дэвид Сондерс (David Saunders) из Музея имени Пола Гетти и их коллеги изучали древнюю керамику периода 550-450 годов до новой эры. На 12 античных ваз были нанесены надписи и рисунки, изображающие амазонок — легендарных воительниц — во время охоты или битвы.
Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках
Не поддававшиеся до сих пор переводу надписи на древнегреческих вазах (VI-V века до Н.Э.) были переведены с черкесского и абхазского языков. Переводивший их специалист не видел, что изображено на вазах...
Эдриен Мэйр (Adrienne Mayor) из Стэнфордского университета и Дэвид Сондерс (David Saunders) из Музея имени Пола Гетти и их коллеги изучали древнюю керамику периода 550-450 годов до новой эры. На 12 античных ваз были нанесены надписи и рисунки, изображающие амазонок — легендарных воительниц — во время охоты или битвы.
Кабардинский князь Жанбот Атажукин
Кабардинский князь Жанбот Атажукин, потеряв всякое терпение испытывать оскорбительное обращение с ним ближайшего начальства, оставил родину свою и перешел к непокоренным закубанцам, где он, хорошо ознакомившись с краем, начал с сильными партиями делать набеги на Кубанскую и Лабинскую линии.
На Кавказе всем известный Темиргоевский князь Джанболат Айтеков принадлежал к числу тех людей
На Кавказе всем известный Темиргоевский князь Джанболат Айтеков принадлежал к числу тех людей, которые по пленительной своей наружности и благородным свойствам души привязывают к себе сердца других.
Все закубанские разнородные племена одинаково любили и уважали его. Матери детям своим, племена своим князьям ставили в пример его мужество и благородство, называя его любимцем народа.
На вопрос мой, каким образом закубанские племена сумели подчинить себя одной власти, князь Мисостов
На вопрос мой, каким образом закубанские племена сумели подчинить себя одной власти, князь Мисостов рассказал мне следующее:
«Разноплеменные закубанские племена испытавшие много зла от междуусобной вражды, нашли для блага своего необходимым иметь над всеми ими одного полновластного Валия (владетеля).
КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

Древнейшая евразийская традиция Уорк-Хабзэ или "Путь Избранных" насчитывает несколько тысяч лет практики. Является мистическим ядром таких планетарных явлений как суфизм, рыцарство, алхимия, кавказское долголетие и этикет. Практика Кавказской йоги включает в себя очищение и оздоровление на всех
Черкесские лошади

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием

Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года

Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления,

Танец "Удж"

«Удж» - это древний адыгский праздничный парный танец.Во время исполнение этого танца раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.
20 мая 2015

Танец "Удж"

Танец "Удж"
«Удж» - это древний адыгский праздничный парный танец.Во время исполнение этого танца раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. Общий орнамент танца складывается из разнообразных рисунков и многочисленных переплетений прямых линий и диагоналей. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры взаимоотношения в парах остаются непринужденными. Однако возможность близкого общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм.
17 марта 2015

Кузнечные работы

Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой, удилами, уздечками и пр. Эти изделия изготавливались местными кузнецами, которых в Кабарде вплоть до последней трети XIX в. было немного. Всего по одномудвум хорошим седельным кузнецам насчитывалось в таких селениях Кабарды, как Когоскинское, Анзорово, Чесма, Джанхотовское, Куденетовское.
Шорное производство Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка, тебеньки, подпруги, уздечка, подушка и т. п. Наибольшей известностью на Северном Кавказе пользовались шорные изделия кабардинцев. О. В. Маргграф отмечал, что кабардинским, или черкесским, шорным товаром славились Пятигорск, Нальчик, Георги-евск, Владикавказ, Екатеринодар, Майкоп. Там сбывали свой товар десятки шорников. Так, исследовавший крестьянские промыслы Г. X. Мамбетов насчитывал более ста шорников, проживавших в конце XIX — начале XX в. в селениях Кабарды /Мамбетов, 52/.

ВИДЕО НОВОСТИ:

Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)
Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)

Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)

Лиза Харшук - Адыга Шэшэн
Лиза Харшук - Адыга Шэшэн

Лиза Харшук - Адыга Шэшэн

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесы на Голанских высотах
Черкесы на Голанских высотах

Черкесы на Голанских высотах

ФОТО НОВОСТИ:

Черкесские воины из аула Бжегокай
Черкесские воины из аула Бжегокай (Адыгея), мобилизация на восток, чтобы присоединиться к Русско-японской войне, 1905г. Считается, что снимок сделан в Екатеринодаре (Краснодар).

Черкесские воины из аула Бжегокай

Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.

Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.

Адыгэ Хэку - Черкесия
Адыгэ Хэку - Черкесия

Адыгэ Хэку - Черкесия

Рубо Франц Алексеевич

Шашка. 1883 39,5х30 Бумага, тушь
Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

М. Микешин. Типы и виды Кавказа и Малой Азии. Слева направо: два курда-чертопоклонника, кабардинец, чеченец, курд-магометанин из окрестностей Вана. Рисунок 1876 года в оригинальном цвете.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

КНИГИ

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы
Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2
Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев
Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”
Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.:
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

[right][/right]Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846
Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Население Анатолии

Население Анатолии

Наука ещё не располагает точными сведениями о том, когда именно появились в Анатолии первые
Хеттская религиозная система

Хеттская религиозная система

Хеттская религиозная система складывалась в результате взаимодействия религиозных традиций народов,
Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы

Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы

Выйдя там на море, они через 33 дня прибыли в страну, что зовется Сихия, в город, что именуется
Кавказ и хетты

Кавказ и хетты

Общеизвестно, что Кавказ является одним из центров раннего расселения человечества. Каменная и
КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

Древнейшая евразийская традиция Уорк-Хабзэ или "Путь Избранных" насчитывает несколько тысяч лет
Кто такие черкесы?

Кто такие черкесы?

Черкесы – автохтонный этнос Северо-Западного Кавказа. Самоназвание черкесов – адыгэ. Термин черкес
Черкесы

Черкесы

Черкесы (Адыге, адехе) населяют северные склоны Кавказа, а также долины от крепости Анапа до
Синонимичность этнонимов зихи и касоги.

Синонимичность этнонимов зихи и касоги.

Адыгское население Северо-Западного Кавказа было известно в западных (византийских и италийских)
БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2

БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2

До появления абадзехов в границах нынешней Кубанской области, бассейн реки Псекупса назывался

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Июль 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Али Цирхиж Али Цирхиж Берзек (Берзег) Хаджи Исмаил Догомуко Шырыхуко Тугуз Ахеджаго Пшикуй Кизбеч Шеретлуко

ЛИТЕРАТУРА

Жизнь и учение мудреца и философа Жабаги Казаноко Литературные архетипы в романе Н. Куека “Вино мертвых” Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Письмена, обнаруженные на древнегреческих вазах, читаются на черкесском и абхазском языках Кабардинский князь Жанбот Атажукин На Кавказе всем известный Темиргоевский князь Джанболат Айтеков принадлежал к числу тех людей На вопрос мой, каким образом закубанские племена сумели подчинить себя одной власти, князь Мисостов

ЭТНОГРАФИЯ

Расселение адыгов Зихи БАССЕЙН ПСЕКУПСА (1867 Г.) Часть 2 Цlэмэзыкъал (Цlэмэз) - адыгское название города Новороссийск

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

Кровопролитная война продолжалась Зачем нужен был Кавказ сверхдержавам? Приоритеты в начале Кавказской войны Усмирение навсегда горских народов или истребление непокорных Возрождение «Последних из ушедших»

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Али Цирхиж Али Цирхиж Берзек (Берзег) Хаджи Исмаил Догомуко Шырыхуко Тугуз Ахеджаго Пшикуй

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

Классики о адыгах Адыги - современные кабардинцы и черкесы. Население Анатолии Кавказ и хетты Кто такие черкесы? Черкесы Синонимичность этнонимов зихи и касоги. Дворянские рода Большой Кабарды Канжальская битва ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ Племена адыгов Первые дипломатические контакты России и Кабарды Источники пополнения османской армии и постепенная утрата этих источников СТОЛКНОВЕНИЕ ИНТЕРЕСОВ ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ, РОССИИ И АНГЛИИ НА СЕВЕРНОМ КАВКАЗЕ В XIX ВЕКЕ И ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫСЕЛЕНИЯ КАВКАЗЦЕВ Социально-экономические отношения на Северном Кавказе в конце XVIII века

КУЛЬТУРА

Народ Zich или (у Юлиана) Sich — черкесы Этнокультурный архетип кабардинцев в условиях войн XX века ТРАДИЦИИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБЩЕСТВЕННОГО ПОРЯДКА У НАРОДОВ СЕВЕРНОГО КАВКАЗА (НА ПРИМЕРЕ АДЫГОВ) (II) Натухайцы ЖЕНСКОЕ ОГОЛЕНИЕ - ПРИЧИНА ВЫМИРАНИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПОПУЛЯЦИИ. Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия. МУЖЕСТВО - Л1ЫГЪЭ. ВИДЫ МУЖЕСТВА. Основные заветы приветствия у адыгов Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год «Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

ИСКУССТВО

КАВКАЗСКАЯ ЙОГА Черкесские лошади Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года Танец "Удж" Кузнечные работы Шорное производство Конское снаряжение Налокотники, или наручи Шлемы