Авторизация | Регистрация
Территория и население

Территория и население

Вокруг озера Меотиды (Азовское море.— X. К.) живут меоты. У моря расположена Синдская область. Здесь побережье ахейцев, зигов и гениохов... В город 1 собираются 70 народностей (согласно другим... до 300). Все они говорят на разных языках, так как живут врозь и замкнуто в силу своей гордости... Но
Малочисленные народы и великие культуры

Малочисленные народы и великие культуры

Как свидетельствует история, культура численно небольшого народа может сыграть исключительную роль в становлении мировых культурных явлений. Примеров тому множество: признанная во всем мире, удивительная по глубине, индийская цивилизация развилась из культуры арьев — небольшого народа в долине реки

Малочисленные народы и великие культуры

Как свидетельствует история, культура численно небольшого народа может сыграть исключительную роль в становлении мировых культурных явлений. Примеров тому множество: признанная во всем мире,

Возрождение «Последних из ушедших»

Понимание и осознание закона природы, а именно Закона спирали или эволюции, другими словами – «Все возвращается на круги своя», трагедия 150-летней давности, результатом которой является

Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-Лотрек

Рыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение, военное мастерство, высокие духовные качества – благодаря всему этому кабардинский рыцарь был «и один в

Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне.

После капитуляции Франции под ударом нацистской Германии в 1940 г. 8 эскадронов Черкесской группы (groupement tcherkesse) «Специальных войск Леванта» входили в состав Французской армии периода

Возрождение «Последних из ушедших»

Возрождение «Последних из ушедших»
Понимание и осознание закона природы, а именно Закона спирали или эволюции, другими словами – «Все возвращается на круги своя», трагедия 150-летней давности, результатом которой является исчезновение целого народа, культуры, языка – заставила переоценить события того времени и переложить в реалии современной жизни.
Все начиналось, как всегда бывает, с самого простого. Книга «Последний из ушедших», автором которой является Баграт Шинкуба, прочитанная мною в школьном возрасте. В ней история убыхского народа в период вынужденного выселения в Османскую империю во главе с Хаджи Джерандук (Герандук) Берзек весной 1864 года. Затем случайная встреча во время службы в рядах Советской Армии в 1988 году однофамильца Мурата Берзегова из аула Егерухай Республики Адыгея. Далее были распросы отца о происхождении фамилии, о наличии связей с другими ветками рода и т.д.
Рыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение, военное мастерство, высокие духовные качества – благодаря всему этому кабардинский рыцарь был «и один в поле войн». Не случайно у кабардинцев уже в нартском эпосе упоминается термин шу закъуэ (одинокий рыцарь) – философия рыцарства, доведенного до абсолюта. Воин, способный в одиночку выступить против всего того, что не приемлет.
Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне.
После капитуляции Франции под ударом нацистской Германии в 1940 г. 8 эскадронов Черкесской группы (groupement tcherkesse) «Специальных войск Леванта» входили в состав Французской армии периода «перемирия», иначе говоря – вооруженных сил правительства Виши. Командовал группой полковник Филибер Колле, пользовавшийся большим уважением среди черкесских бойцов и командиров. Согласно другим данным, черкесских эскадронов было 15, в т.ч. три моторизованных.
Накануне летнего наступления войск Союзников против «вишистов» в Сирии и Ливане в 1941 г. полковник Колле перешел на сторону генерала де Голля и «Сражающейся Франции». Вместе с 19 французскими офицерами и 300 солдатами он пересек границу Палестины и присоединился к силам
Несколько ярких эпизодов из истории Черкесского полка
«Я сформировал 1-й Черкесский эскадрон в Алжире в 1922 г. В ходе сирийского восстания 1925-1926 г.г. группа выросла до восьми эскадронов по сей день оставаясь в этом составе под моим командованием. Каждый эскадрон находится под командованием французского офицера, а также его заместителя - черкесского офицера. Эскадрон состоит из четырех взводов, каждым из которых командует черкесский офицер. Учёт ведется четырьмя французскими унтер-офицерами.
Эскадроны находятся под контролем нашей армии, их бюджет обеспечивают страны-участницы мандата.
Большинство кавалеристов – черкесы, выходцы с Кавказа, семьи которых эмигрировали в Сирию в 1870 г.
В начале XIX в. Карачай стал местом убежища для беглых кабардинцев, абазин и ногайцев. В 1804–1807 гг. свирепствовавшая на Кавказской линии чума распространилась ими за Кубанью. Особенно пострадал большой аул Джамагат в Теберде, заселённый в конце XVIII в. переселенцами из Баксанского ущелья и Белой речки Терского бассейна. Это трагическое событие отражено в карачаево-балкарском фольклоре, упоминается о нём и в письменных источниках.
О культуре адыгов

О культуре адыгов

Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними? Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются и развиваются в разные исторические эпохи, или, как мы привыкли говорить, в разных
Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество всегда обладало набором необходимых характеристик, той степенью тождества, если угодно, «похожести», которые позволяют определить его как самостоятельный историко-культурный тип. На протяжении длительного периода история абхазов, абазин, убыхов,

О культуре адыгов

Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними? Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество всегда обладало набором необходимых характеристик, той степенью тождества, если угодно, «похожести», которые позволяют определить его как

"Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге

Информация о том, что европейцы исполняют танец под названием «Черкесский круг», для многих стала культурной сенсацией. Представители адыгской делегации, принимавшие участие в Северо-Атлантическом

О лесосадах, которые были широко распространены на территории Кавказа

Некоторые остатки этих сокровищ дожили и до наших дней, в приложении к записи я выкладываю фотографию одного из деревьев в уцелевшем лесосаду, сохранившемся недалеко от будущего места расположения

"Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге

"Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге
Информация о том, что европейцы исполняют танец под названием «Черкесский круг», для многих стала культурной сенсацией. Представители адыгской делегации, принимавшие участие в Северо-Атлантическом форуме народных скрипачей, который проходил летом 2006 г. в Абердине (Шотландия), сами были удивлены числу его разновидностей и тем, насколько широко популярен танец в Европе. К примеру, бельгийский «Черкесский круг» значительно отличается от шотландского, тот, в свою очередь, от голландского или французского. Однако все эти танцы имеют общее название, происхождение которого до настоящего времени остается весьма загадочным. Почему в различных европейских культурах утвердилось название «Черкесский круг»? С какого времени существует танец? Какие культурные контакты породили присвоение чужой информации? Что есть «черкесское» в «Черкесском круге»? Почему «Черкесский круг» исполняется под разные мелодии?
О лесосадах, которые были широко распространены на территории Кавказа
Некоторые остатки этих сокровищ дожили и до наших дней, в приложении к записи я выкладываю фотографию одного из деревьев в уцелевшем лесосаду, сохранившемся недалеко от будущего места расположения "Пермакультурного исследовательского центра РАЙАР".
Тайный «охотничий» язык у черкесов
Черкесы верили, что использование тайного «охотничьего» языка во время походов и охоты имело скрытую силу, защищало от злых духов и приносило удачу, а вместе с ней победу.

Шакобзэ (ЩакIуэбзэ) «фаршибзе» и «зиковшир» так в черкесском языке в разных формах именовался тайный «охотничий» язык, появлением которого, по мнению ряда исследователей, обязаны охоте: ЩакIуэбзэ: «щакIуэ» — охотник, «бзэ» — язык. Охотники верили, что они могут скрыть свои намерения от зверей, так как они думали, что звери понимают язык людей, поэтому козу охотники называли не "бхан", а "ткеше" (малый короткий хвост), лошадь - не "шы", а "кепе" (быстро несущееся животное), огонь - не "маш1о, мапха" , а "негхуне" (глаз света). [2]
Наиболее употребительные адыгские благопожелания:
1. Тем, у кого родился ребенок (мальчик или девочка), адресуют одно из пожеланий типа: Алыхьым къыфхуигъэхъу — Аллах для вас пусть даст ему вырасти; Псэ быдэ тхьэм фхуищ1 — Душу его крепкой бог для вас пусть сделает; Алыхьым фхуигъэпсэу, и гущэпс тхьэм быдэ ищ1 — Аллах жить ему для вас пусть даст, лямки его люльки да будут прочными; Тхьэм шъудегъэтхъэжь (адыг.) — Бог вам жить с ним в довольстве пусть даст; И хъер тхьэм фигъэлъагъу — Добро от него увидеть бог пусть вам даст; И нэщ1эбжьэ тхьэм фимыгъэлъагъук1э — Его горя, чтоб вы не видели, бог пусть даст.
Традиции пиратства у черкесов с античных времен по новое время
Пиратство зародилось одновременно с мореплаванием и морской торговлей. С древности эта традиция была освоена всеми народами, жившими у моря и владевшими навыками мореплавания.
ПЕТР ГЕНРИ БРУС

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.) Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д. ...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными
ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью

ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные,

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного

Записки Ермолова (выдержки)

Теперь расскажу о народах, против Кавказской линии обитающих. От вершин Кубани полевому берегу живут подвластные Оттоманской Порте народы под общим названием закубанцев, известные, воинственные,

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
28 января 2014

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного Кавказа – карабулаков.
Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества и абречества в период Кавказкой войны и утверждения колониально-административной системы. Общественные институты, зародившись в определенную эпоху, в определенных социально-политических условиях, с изменением этих условий, с течением
Особые методы лечения болезней у адыгов

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка». Чеченская поговорка гласит: «Чергачин мехкарнй санна хаза, създа!» дословно: «Как

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием

Черкешенки в книгах европейских авторов

Черкешенки в книгах европейских авторов
Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно светлая, но не мертвой бледности. Брови темные, шелковистые, широкие посредине, сужающиеся к краям. Белки глаз чуть голубоватые, роговица темная. Сам глаз должен быть большой и выпуклый, наилучшие веки белые, с почти невидимыми розовыми прожилками. Ресницы не слишком густые, не слишком длинные и не слишком темные. Ухо средней величины, крепкое и красивой формы. Нос, который определяет красоту профиля, должен мягко и равномерно сужаться кверху, у переносицы может быть чуть выше, но не так, чтобы приобретал рисунок орлиного, что женщинам не идет. Уста лучше маленькие, но не выпяченные, и не плоские. Губы не очень узкие и красивого рисунка. Зубы должны быть не слишком мелкие, ровные, красиво расположенные, цвета слоновой кости. Подбородок округлый, не стесанный, и не острый. Шея белая и круглая, лучше длинная, чем короткая.».
12 августа 2013

Черкесские лошади

Черкесские лошади
".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины. Ничего не может быть более простым, чем их метод объезжания лошадей: черкес сначала доставал лассо, что является само по себе искусством необычной опасности, так как покинутое стадо бродит полудико по лесам.
Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.




Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство)
основании изучения археологических и письменных источников исследователи истории черкесов пришли к выводу о существовании у них со времен раннего средневековья ремесел, связанных с обработкой металла, кузнечного и серебряного дела. Именно они вышли за рамки домашней промышленности и достигли уровня профессионального ремесла. Кроме мирного применения, эти ремесла специализировались на производстве оружия, и были тесно связаны с его изготовлением и украшением.
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения - умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно - по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное
Ашуйская цивилизация

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая как раннеклассовая локальная цивилизация 1-го поколения.

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».

Мечети Аула Пшикуйхабль

По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул

Мечети аула Пчегатлукай

В ауле действовали 3 мечети и частные медресе. Первая мечеть была открыта в 1900 году. К моменту установления Советской власти в ауле были девять образованных и дипломированных эфенди: Хуако Байслан,

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».
Тхагушева Дахэсара Рашидовна рассказывает: «Азан в мечети очень красиво кричал Тхагушев Индрис Лэпшхачевич. У нас в доме сохранился Коран моей бабушки Коблевой (Тешевой) Гощмаф, которая умела читать Коран, Коран также читала Коблева (Яквашева) Айшет Салиховна, Тхагушева (Шхалахова) Цацыф Лильуовна, Тхагушева (Напсо) Тыщхъан».
Тешев Черандук Мурселович говорит: «Эфенди в мечети был Тхагушев Къочас, он был хаджи, был и другой хаджи Яквашев Алькас, он тоже проводил намазы. Другим эфенди в ауле был Хушт Лъашер».
Хамзет говорит: «Как подстилку для намаза часто использовали козью шкурку, поэтому я старался держать всегда у себя для своей бабушки разные козьи шкуры».
В советские годы в ауле эфенди были Яквашев Шабан, который умел читать Коран и Тхагушев Хусейн.
По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул Понежукай, а позже стали проводить молитву в частных домах. В знак благодарности мусульмане в конце года делились с этими семьями новым урожаем. Затем была построена мечеть, которая действовала до конца, пока не была разрушена советскими властями.
Шеуджен Харун, Шеуджен Ширух и Дэгумыко Малахо были эфенди, совершившими хадж. Кроме них деятельность эфенди в ауле несли Шеуджен Касей, Тхаркахо Пшифес, Кумук Ру, Хакуй Юсуф, Хакуй Ереджиб и Шеуджен Фуат.
В настоящее время в ауле Пшикуйхабль строится новая мечеть на средства уроженца аула Хакуй Аскера Теучежевича. Строительные работы почти завершены, открытие мечети планируется в ближайшее время. Сегодняшним эфенди аула является Хакуй Мухдин.
В ауле действовали 3 мечети и частные медресе. Первая мечеть была открыта в 1900 году. К моменту установления Советской власти в ауле были девять образованных и дипломированных эфенди: Хуако Байслан, Якуб, Исхак, Юсуф; Вайкок Аюб; Паранук Алий, Ибрагим; Схапцежук Салих; Дзыбэ Махмуд. Из них Вайкок Аюб и Хуако Юсуф имели высшее исламское образование.
В ауле мусульман, совершивших хадж, было 22 человека. Среди них: Гиш Сельмен, Хаблау; Духу Пшимаф, Емгугу; Дзыбэ Зачерий, Хаджемет и др.
На сегодняшний день общими усилиями аульчан при спонсорской помощи, организованной Хатковым Самиром построена новая мечеть, открытие которой состоялось в 2001 г. В мечети проходит ежедневная молитва во главе с имамом мечети и председателем религиозной организации Рамазаном Хуако. Рамазан получил религиозное образование в Черкесском исламском институте, совершил хадж. Его помощником является Гиш Гучипс.
По воспоминаниям 89-летнего жителя аула Понежукай Ханаха Лигуцевича Панеш до революции в ауле действовали 3 мечети и 2 медресе. Одним из преподавателей основ Ислама был Кат Тыу. Когда мечети были разрушены и была запрещена религиозная деятельность, Тыу Кат втайне от властей обучал аульчан основам Ислама.
Жители аула вспоминают следующих эфенди: Тугуз Нухуко, Хабаху Сафербий, Намиток-Хадж (они же и совершившие хадж). Кроме них эфенди в разное время были: Кат Тыу, Гонежук Мухамод, Ехутль Ибрагим, Гадагатль Юсуф.
С 1998 году в ауле работает новая мечеть. Существенный вклад в строительство мечети внесли Министр МЧС РФ Сергей Кужугетович Шойгу, уроженец аула и глава администрации а. Панежукай Хачмамук Вячеслав.
В ауле на сегодняшний день имеется довольно активная мусульманская умма. Мечеть работает в полном режиме: 5 раз в день звучит Азан и проводится пятикратная молитва. 15-20 человек молодых мусульман ежедневно посещают мечеть. Эфенди аула с 1990 г. были: Хут Кадырбеч, Хадагатль Юсуф, Гутов Рашид, ныне действующий эфенди — Наниз Джанчерий. В последние годы хадж совершили около 5 человек.
29 сентября 2013

Ислам в Ауле Панахес

Первую деревянную мечеть в ауле Панахес построили жители аула Ачмиз X., Хурум X., Джарим А., Хурум Ю., Наш Т., Джарим Ш., Хачак Е., Мамхо Г. в 1912 году. Имамом работал Ачмиз Хасан Нашхович. В 1946 году Советская власть отобрала мечеть и сделала ее зернохранилищем для колхоза. Снова аульчане своими силами построили мечеть в 1950-1951 годах. Затем в 1958 году коммунисты разрушили мечеть, и в ауле не было мечети до 2008 года.
Жители аула, совершившие хадж до Октябрьской революции: Хатхе Салих, Чуц Аслан, Джарим Ибрагим, Нэпсэу Хадж (точное имя неизвестно), Схакумидов Хадж (точное имя неизвестно), Чачыху-хадж (точное имя неизвестно), Тахтамир Исхак Туович, Батэ Кунзещ; Ачмиз Пщимаф — при возвращении из хаджа в 1928 году умер в пути, в Иордании, где его и похоронили. Джерандуко Берзедж хадж — участник Кавказской войны.
Некоторые жители аула Панахес имели возможность обучать своих детей религии в разных городах юга России и за рубежом.
Культура адыгов

Культура адыгов

Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен. На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах,

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Европейские корни Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в

Канжальская битва

В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в

Кавказская война в стихах

К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского
Европейские корни
Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в том, что адыги проживали в европейской части России, в центральной и Западной Европе?
7 января 2014

Канжальская битва

Канжальская битва


В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.
Кавказская война в стихах
К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.
2 января 2014

Сосруко

Сосруко
Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний, особенно у абхазов, абазин и адыгов, у которых он сохраняет весьма архаические черты «культурного героя». Он возвращает нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у "богов". Он добывает их так же как греческий Прометей и другие «культурные герои» в мифах самых разных народов. Так же как и в случае с Прометеем, похищение при этом трактуется как возвращение того, что еще ранее было отнято у людей/нартов.
-ЭТ/-АТ/-ЯТ – В арабских личных именах окончание «-ат» признак женского рода. Соответственно этому у адыгов появились и два других. Иногда «-т» в имени отбрасывается.
БЭЧ – От тюркского слова «бек (господин, начальник, глава, помещик)».
БИЙ/БЫЙ – От титула феодалов «бей (господин)» или «бай (князь, богатый)» стран Ближнего и Среднего Востока, Ирана. Но есть также имена, в которых слово применяется в значении исконно адыгского «бий/пый (враг)».
БИЧЭ(БИЧЕ) – От тюркского «бике (госпожа)».
Шенджий

Шенджий

Шенджий: Аул основан в 1860 году[4] . В 1898 году в Шенджие была открыта построенная екатеринодарским препринимателем, уроженцем аула, Лю Траховым [5] соборная мечеть — первая мечеть на Северном Кавказе, построенная из кипича. В здании этой мечети сейчас размещается фельдшерско-акушерский пункт.
О происхождении Карачаевцев

О происхождении Карачаевцев

Автор данной статьи далее на более чем 10 страницах изложил обзор наиболее важных версий иностранных, российских и отечественных авторов XVIII-первой половины XX века по проблеме происхождения и расселения балкарцев и карачаевцев на Кавказе. Мы эту часть статьи опускаем, чтобы не утомлять читателей

О происхождении Карачаевцев

Автор данной статьи далее на более чем 10 страницах изложил обзор наиболее важных версий иностранных, российских и отечественных авторов XVIII-первой половины XX века по проблеме происхождения и

Аул Малый Кичмай

В ауле Малый Кичмай до революции была одна мечеть. Поскольку минарет при мечети отсутствовал, призыв к молитве «Азан» читали с рядом стоящего дерева. В одно время дерево хотели срубить, и кто-то из

Аул Тхагапш

Жители аула Тхагапш еще задолго до революции имели мечеть, сделанную из хвороста и обмазанную глиной. Она функционировала до строительства той мечети, которая была закрыта советскими властями. При

Аул Хаджико

В ауле Хаджико функционировала одна мечеть. «Мои прадеды одними из первых поселись в этом ауле, — рассказывает Ушхо Салих Ахметович. Когда в мечети начинал звучать Азан, моя мама говорила: «А ну-ка

Аул Малый Кичмай

В ауле Малый Кичмай до революции была одна мечеть. Поскольку минарет при мечети отсутствовал, призыв к молитве «Азан» читали с рядом стоящего дерева. В одно время дерево хотели срубить, и кто-то из аульчан решился на это, но когда он залез на дерево, у него схватило спину, и его пришлось коллективно снимать с дерева.
Из аула вышли замечательные мусульмане, которые продолжают дело возрождения Ислама. Это Нибо Умар (Владимир) Халидович, обучавшийся в г. Дамаске, владеет арабским языком, грамотный богослов и Шхалахов Маджид Шихамович.
14 февраля 2014

Аул Тхагапш

Жители аула Тхагапш еще задолго до революции имели мечеть, сделанную из хвороста и обмазанную глиной. Она функционировала до строительства той мечети, которая была закрыта советскими властями. При мечети работало медресе, куда приезжали учиться даже из других аулов.
Эфенди аула был Ачегу Алецук, а имамом мечети — Тешев Таль Алиевич. Рассказывает Тешев Наби: «Мой отец Маджид родился в 1897 г., прожил 110 лет. Он рассказывал мне про своего отца Тешева Таля Алиевича, который родился в г. Туапсе. Обучался 16 лет в школах духовенства в городах Екатеринодара и Санкт-Петербурга, где получил высшее духовное образование.
13 февраля 2014

Аул Хаджико

В ауле Хаджико функционировала одна мечеть. «Мои прадеды одними из первых поселись в этом ауле, — рассказывает Ушхо Салих Ахметович. Когда в мечети начинал звучать Азан, моя мама говорила: «А ну-ка дети, тихо, читается Азан». В период атеизма мечеть была разобрана. Эфенди в ауле был Хушт-эфенди, имя не помню, он был хаджи, он также обучал людей основам Ислама.
Моя старшая сестра Айшет училась у него и хорошо освоила основы арабского языка. Она читала Коран и рассказывала дома о том, как следует поступать в тех или иных случаях, чтоб не совершить греха». Многие женщины аула обучались Исламу, а также осваивали искусство чтения Корана. В их числе также была Ушхо (девичья Чачух) Наку Чупачевна.
В ауле проживали мусульмане, совершившие хадж: Хэшхы Ахмед Хачебиевич, Тэхъу-хаджи и др. Из муадзинов вспоминают Гвашева Хасана и Черен Ибрахима Зачериевича.
Сизо (Чунтыжева) Хаджет Салиховна, семья которой была репрессирована в 1930-е годы сохранила в себе даже в советские годы неверия веру и верность Аллаху и до конца своих дней выстаивала пятикратную молитву, держала пост.
В поселке Шхафит в декабре 1992 г. состоялся первый съезд мусульман причерноморских адыгов по возрождению Ислама в адыгских аулах, где имамом Шапсугии был избран Батмиз Шхалахов.
12 февраля 2014

Аул Калэж

В ауле Калэж действовала одна мечеть. «Я помню маленькой нашу мечеть, которая стояла во дворе нашего клуба, — рассказывает Коблева (девичья фамилия Нибо) Фатмэт Ахмедовна. — Детьми мы ходили туда, с интересом слушали Азан и наблюдали за молящимися, которые совершали намаз. Затем мы повторяли за ними их движения. Эфенди в мечети был Боус Дамир. Мой отец Нибо Ахмед Алебиевич и моя бабушка Хахъу Паляку читали Коран. Я помню, как Хъэртыу Паляку читала Коран и рассказывала нам об Исламе», — вспоминает она.
Посёлок Шахапэ (Головинка) Уже более 15 лет мусульмане поселка собираются на пятничную молитву в частном домике Ачмизовой Нурет. Благодаря имаму Нибо Умару в этот дом люди стали приходить на молитву, слушать проповеди и проводить праздники. Также с помощью Умара многие совершили хадж за себя и за других.

ФОТО НОВОСТИ:

Georgian, Circassian and Armenian Races

Грузины (1,2,3): Князь в военном облачении. Женщина в домашнем платье. Мужчина из Кахетии. Черкесы (4,5,6): Ополченец из Анапы. Женщины из Геленджика. Армяне (7,8): Паломники в Святую Землю.

Georgian, Circassian and Armenian Races

Черкесские добровольцы
Черкесские добровольцы, отправляющиеся на русско-японскую войну. Аул Уляп. Кубанская область. 1905 год. Из фондов Национального музея Республики Адыгея.

Черкесские добровольцы

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Кавказские народы картина
Кавказские народы:
1. Черкесский аристократ в обычной одежде.
2. Вооруженный черкес.
3. Княжеская дочь.

Кавказские народы картина

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

г. Екатеринодар (Краснодар) ул. Рашпилевская № 10, дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая, из адыгов натухайцев.
Построен в 1910г.

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема, центральная Анатолия, июнь 1920 года.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии
Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии с первой мировой войны. Фото 1917 г., Екатеринодар. Из личного архива Самира Хотко.

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии

КНИГИ

Кубанская область в верховьях рек Уруштена и Белой (1897)

Кубанская область в верховьях рек Уруштена и Белой (1897)

Это Николай Яковлевич Динник (1847-1917) – известный и выдающийся исследователь природы Кавказа.
Оштен и окружающие его части Кубанской области (1894)

Оштен и окружающие его части Кубанской области (1894)

Изучению природы горной части современного Кавказского заповедника Н Я. Динник посвятил четыре
Горы и ущелья Кубанской области

Горы и ущелья Кубанской области

Это Николай Яковлевич Динник (1847-1917) – известный и выдающийся исследователь природы Кавказа.
История убыхов

История убыхов

История убыхов
Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)

Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)

Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)
Адыгская азбука

Адыгская азбука

Адыгская азбука 1 djvu| PREVIEW | 3.902 Mb pass: 01zonaru
Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет

Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет

Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет 1 djvu| PREVIEW | 2.62 Mb

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Возрождение «Последних из ушедших»

Возрождение «Последних из ушедших»

Понимание и осознание закона природы, а именно Закона спирали или эволюции, другими словами – «Все
Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-Лотрек

Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-Лотрек

Рыцарская культура была основным направлением парадигмы адыгов. Вооружение, конь, снаряжение,
Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне.

Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне.

После капитуляции Франции под ударом нацистской Германии в 1940 г. 8 эскадронов Черкесской группы
Несколько ярких эпизодов из истории Черкесского полка

Несколько ярких эпизодов из истории Черкесского полка

«Я сформировал 1-й Черкесский эскадрон в Алжире в 1922 г. В ходе сирийского восстания 1925-1926
КАРАЧАЕВЦЫ-УРУСБИЕВЦЫ В ТЕБЕРДЕ

КАРАЧАЕВЦЫ-УРУСБИЕВЦЫ В ТЕБЕРДЕ

В начале XIX в. Карачай стал местом убежища для беглых кабардинцев, абазин и ногайцев. В 1804–1807
БЕГСТВО ЧАСТИ КАБАРДИНЦЕВ В ЗАКУБАНЬЕ В 1804 г.

БЕГСТВО ЧАСТИ КАБАРДИНЦЕВ В ЗАКУБАНЬЕ В 1804 г.

При Екатерине II российская политика в Кабарде основывалась на противопоставлении кабардинцев
КАБАРДА И ПЯТИГОРЬЕ В СИСТЕМЕ  АЗОВО-МОЗДОКСКОЙ ЛИНИИ

КАБАРДА И ПЯТИГОРЬЕ В СИСТЕМЕ АЗОВО-МОЗДОКСКОЙ ЛИНИИ

Интенсивное укрепление Азово-Моздокской линии в 1777–1783 гг. имело важное значение в создании
РАЗДЕЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

РАЗДЕЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА

Азово-Моздокская линия, обозначившая новую границу Российской империи от устья Дона до Терека,
КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ ДОГОВОР 1774 г.

КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ ДОГОВОР 1774 г.

Кубанские ногайцы, в отличие от ордынских, остались верны Крымскому ханству и активно участвовали в
ОРДЫНСКИЕ НОГАЙЦЫ МЕЖДУ АЗОВОМ И КУБАНЬЮ

ОРДЫНСКИЕ НОГАЙЦЫ МЕЖДУ АЗОВОМ И КУБАНЬЮ

Османская империя не могла помочь Крымскому ханству, так как проигрывала России: «Нетерпеливое
РАССЕЛЕНИЕ В ПЯТИГОРЬЕ НОГАЙЦЕВ-СОЛТАНАУЛЬЦЕВ

РАССЕЛЕНИЕ В ПЯТИГОРЬЕ НОГАЙЦЕВ-СОЛТАНАУЛЬЦЕВ

Кабарда была включена в состав России, и 2 июля 1769 г. управление над нею получил командующий
Кипкеева З.Б. :СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: НАРОДЫ, МИГРАЦИИ, ТЕРРИТОРИИ

Кипкеева З.Б. :СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: НАРОДЫ, МИГРАЦИИ, ТЕРРИТОРИИ

На Северном Кавказе расположены субъекты Российской Федерации: Краснодарский край, Ставропольский
Вспоминая Елисеева

Вспоминая Елисеева

Из автобиографических воспоминаний полковника Кубанского казачьего войска Фёдора Ивановича
Взаимоотношения кубанских казаков и адыгов Северо-западного Кавказа в исторической интерпретации полковника Ф.И. Елисеева

Взаимоотношения кубанских казаков и адыгов Северо-западного Кавказа в исторической интерпретации полковника Ф.И. Елисеева

В своей статье хотелось бы коснуться некоторых аспектов взаимоотношений кубанских казаков и

"Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге

Информация о том, что европейцы исполняют танец под названием «Черкесский круг», для многих стала
Мифы о раздробленности Черкесии

Мифы о раздробленности Черкесии

1764-1765 На р. Уруп была созвана расширенная Хаса, в которой приняли участие представители
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и
Характер эмиграции черкесов в средние века и новое время

Характер эмиграции черкесов в средние века и новое время

На протяжении столетий происходили миграции черкесов (адыгов) за пределы Кавказа. В средние века и
А.В. КУШХАБИЕВ: ПРОБЛЕМЫ РЕПАТРИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ЧЕРКЕСОВ: ИСТОРИЯ, ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

А.В. КУШХАБИЕВ: ПРОБЛЕМЫ РЕПАТРИАЦИИ ЗАРУБЕЖНЫХ ЧЕРКЕСОВ: ИСТОРИЯ, ПОЛИТИКА, СОЦИАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

Процесс репатриации, т. е. возвращения эмигрантов и их потомков на родину, является следствием
Керамика майкопской культуры

Керамика майкопской культуры

Верхняя половина наиболее крупного сосуда украшена четырьмя горизонтальными пролощенными линиями
AiiA.PRO - Майкопский городской портал

МУЗЫКА

Айдэмыркъан (шапсугская)

Айдэмыркъан (шапсугская)

Айдэмыркъан (шапсугская) I Чаныхэр зыгъэпхъапхъэо, лlыхъухэри зыушъхьэкlу гущэри зиlапшъа, Зичэтэ
Ахьмэдыжь

Ахьмэдыжь

Ахьмэдыжь (шуточная песня) Автор песни Амин Афащиж Иlэр сиlэм къынэсыри, Сигу икур игъэсыри,
Young Buck - Back On My Buck Shit Vol 2 (2010)

Young Buck - Back On My Buck Shit Vol 2 (2010)

ARTiST : Young Buck TiTLE : Back On My Buck Shit Vol 2 GENRE : Hip-Hop\Rap FORMAT : mp3 QUALiTY :

КНИГИ

ФОТО

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

г. Екатеринодар (Краснодар) ул. Рашпилевская № 10, дом статского советника Кубанской области
Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.
Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема, центральная Анатолия, июнь 1920 года.

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Август 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ Али Цирхиж – черкесский воин Фамилия «Берсиров» К.К. Улагая - Горцы Северо-Западного Кавказа на службе России: история и генеалогия рода полковника Натырбов Мурат - Шпионский маскарад Черкесские султаны (мамлюки) правившие Египтом (1382-1517):

ЛИТЕРАТУРА

Культура адыгов Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского Канжальская битва

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ПЕТР ГЕНРИ БРУС ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.) ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭТНОГРАФИЯ

Шенджий О происхождении Карачаевцев Аул Малый Кичмай Аул Тхагапш

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

Фонвилль, «Последний год войны Черкесии за независимость, 1863-1864» Генерал Цицианов, 1804 год, «Владельцам Кабардинским…»: Генерал Булгаков, 1810 год, рапорт по результатам похода в Кабарду Декабрист Лорер: Грибоедов, который был в отряде Вельяминова, в 1825 году в письме к Бегичеву

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ Али Цирхиж – черкесский воин Фамилия «Берсиров» К.К. Улагая - Горцы Северо-Западного Кавказа на службе России: история и генеалогия рода полковника Натырбов Мурат - Шпионский маскарад

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

Территория и население Малочисленные народы и великие культуры Возрождение «Последних из ушедших» Черкесскую кольчугу носил даже Тулуз-Лотрек Черкесская тактическая группа и Черкесские эскадроны во Второй мировой войне. Несколько ярких эпизодов из истории Черкесского полка КАРАЧАЕВЦЫ-УРУСБИЕВЦЫ В ТЕБЕРДЕ БЕГСТВО ЧАСТИ КАБАРДИНЦЕВ В ЗАКУБАНЬЕ В 1804 г. КАБАРДА И ПЯТИГОРЬЕ В СИСТЕМЕ АЗОВО-МОЗДОКСКОЙ ЛИНИИ РАЗДЕЛ КРЫМСКОГО ХАНСТВА КЮЧУК-КАЙНАРДЖИЙСКИЙ ДОГОВОР 1774 г. ОРДЫНСКИЕ НОГАЙЦЫ МЕЖДУ АЗОВОМ И КУБАНЬЮ РАССЕЛЕНИЕ В ПЯТИГОРЬЕ НОГАЙЦЕВ-СОЛТАНАУЛЬЦЕВ Кипкеева З.Б. :СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ В РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: НАРОДЫ, МИГРАЦИИ, ТЕРРИТОРИИ Вспоминая Елисеева

КУЛЬТУРА

О культуре адыгов Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество "Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге О лесосадах, которые были широко распространены на территории Кавказа Тайный «охотничий» язык у черкесов Наиболее употребительные адыгские благопожелания: Традиции пиратства у черкесов с античных времен по новое время Черкесский мужской национальный костюм: символика и функциональность Черкесские лошади в Грузии Корсеты у адыгов

ИСКУССТВО

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества Особые методы лечения болезней у адыгов Черкешенки в книгах европейских авторов Черкесские лошади Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство) Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года История становление музыки в Адыгее Традиционные музыкальные инструменты адыгов Народно-поэтическое творчество и народные традиций адыгов