Авторизация | Регистрация
{main}
История сближения  кабардинцев с Россией

История сближения кабардинцев с Россией

Кабардинцы, как и русские, страдали от опустошительных набегов крымских феодалов, поэтому они стали искать пути сближения с набиравшим силу Московским княжеством, вынужденным после похода крымчаков на Москву (1521 года) платить дань татарам. В процессе сближения Кабарды и Московского княжества
Кабардинская диаспора

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому царю была изгнана с исконных мест своего проживания, некоторая часть добровольно покинула Кавказ,

Кабардинская диаспора

Основная часть современных адыгов (включая кабардинцев) проживают за рубежом. Таким оказался результат окончания Русско-Кавказской войны, после которой большая часть адыгов за неподчинение русскому

В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами

В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами на свадьбу в Хакуриновский (Хакуринохабль) аул. Его наблюдения о молодых черкесах и девушках черкешенках во

Отношение России и Кабарды

В томе 17 БСЭ, изд. 1952 г. о «присоединении» Кабарды к Московскому царству также еще не говорится. БСЭ констатирует лишь тот факт, что кабардинские и черкесские князья признали себя в шестидесятых

Влияние Турции на Черкесию

С середины XVI века Черкесия вступает в решающую эпоху своей истории: христианские, окруженные вместе с Грузией со всех сторон мусульманским тюрко-монгольским миром, обе страны ищут союза с Москвой и

В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами

В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами
В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами на свадьбу в Хакуриновский (Хакуринохабль) аул. Его наблюдения о молодых черкесах и девушках черкешенках во время этой свадьбы:
Отношение России и Кабарды
В томе 17 БСЭ, изд. 1952 г. о «присоединении» Кабарды к Московскому царству также еще не говорится. БСЭ констатирует лишь тот факт, что кабардинские и черкесские князья признали себя в шестидесятых годах вассалами Ивана IV (стр. 267).
Влияние Турции на Черкесию
С середины XVI века Черкесия вступает в решающую эпоху своей истории: христианские, окруженные вместе с Грузией со всех сторон мусульманским тюрко-монгольским миром, обе страны ищут союза с Москвой и устанавливают дружеские отношения с ней.


Черкесия, Абхазия и Крым
Интересно отметить, что итальянские фактории в Черноморье были проводниками католической пропаганды в Черкесии, Абхазии и в Крыму. Князь зихов Верзахт -глава Таманской части Черкесии - принял даже вместе с населением католичество, а папа из Авиньона препроводил к нему в июле 1333 г. особое послание, в котором благодарил его за католическое усердие. В 1350 же году Зихия получила от папы Климента VI своего католического епископа в лице францисканца Иоанна, вероятно, черкеса, как думают некоторые ученые. Но греческий культ хранил свои старые позиции. Среди митрополитов под ведомством Константинопольского патриарха в правление императора Андроника II (1282-1328) указывается зихский («зекхский») митрополит. Его местопребывание было в Матреге.
Взаимоотношения Черкесии и Греции
Черкесы массами посещали ярмарки греков в Трапезунде, как свидетельствует Масуди. Об их благосостоянии можно судить по описанию одежд черкесов из парчи и тканей, шитых золотом.

Походы русов на Каспий в IX и X вв. показали им военное и торговое значение Керченского пролива. У них созрел план завладения последним. В результате похода Владимира Святого и византийцев против хазар в 1016 г., имевшим театром военных действий Азовское море, и поражения хазар, с которыми действовали за одно и черкесы, Тамань была занята русами и отдана в удел Мстиславу, младшему сыну Владимира.
Территория Черкесии в период Монгольского ига

Территория Черкесии в период Монгольского ига

Монгольское вторжение положило этому конец. Два полководца Чингис-хана Джебе и Сюботей дошли до Северного Кавказа и дальше до севера Азовского моря, и после битвы на реке Калке в 1222/23 гг. основали Монгольскую империю на месте Кипчака.
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

На этот раз предстояло побывать у тех групп адыгского населения, которые были мне знакомы только по литературе. Кроме того, заинтересовала совершенно неизученная небольшая народность— абазины. Мой учитель и сослуживец А. Н. Генко был первым исследователем абазинского языка. Меня привлекала

Территория Черкесии в период Монгольского ига

Монгольское вторжение положило этому конец. Два полководца Чингис-хана Джебе и Сюботей дошли до Северного Кавказа и дальше до севера Азовского моря, и после битвы на реке Калке в 1222/23 гг. основали

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

На этот раз предстояло побывать у тех групп адыгского населения, которые были мне знакомы только по литературе. Кроме того, заинтересовала совершенно неизученная небольшая народность— абазины. Мой

О культуре адыгов

Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними? Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество

Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество всегда обладало набором необходимых характеристик, той степенью тождества, если угодно, «похожести», которые позволяют определить его как

О культуре адыгов

О культуре адыгов
Как видно, оба определения — и нации, и народности — фактически не отличаются друг от друга. В чем же все-таки разница между ними?

Очевидно, ома заключается в том, чго народность и нация формируются и развиваются в разные исторические эпохи, или, как мы привыкли говорить, в разных общественно-экономических формациях. Общность экономической жизни, которая в этих определениях занимает главное положение, присутствует и в том и в другом определении. Но в одном случае, когда речь идет о народности, эта общность означает главным образом единообразие хозяйственной деятельности и потребления людей. То есть, выращиваются в основном одни и те же сельскохозяйственные культуры, что в свою очередь предопределяет в основном одинаковость пищи, одинаковые типы жилищ, одежды, орудий труда, ритуалов, обычаев и т. д. В то же время, как уже выше говорилось, каждая местность живет достаточно изолированно, обеспечивая себя всем необходимым.
Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество
Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество всегда обладало набором необходимых характеристик, той степенью тождества, если угодно, «похожести», которые позволяют определить его как самостоятельный историко-культурный тип. На протяжении длительного периода история абхазов, абазин, убыхов, садзов, адыгов рассматривалась, как правило, изолированно — причем до такой степени, что во многих трудах по адыгам мы не сможем обнаружить ни единого упоминания об абхазо-абазинах, и наоборот.
"Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге
Информация о том, что европейцы исполняют танец под названием «Черкесский круг», для многих стала культурной сенсацией. Представители адыгской делегации, принимавшие участие в Северо-Атлантическом форуме народных скрипачей, который проходил летом 2006 г. в Абердине (Шотландия), сами были удивлены числу его разновидностей и тем, насколько широко популярен танец в Европе. К примеру, бельгийский «Черкесский круг» значительно отличается от шотландского, тот, в свою очередь, от голландского или французского. Однако все эти танцы имеют общее название, происхождение которого до настоящего времени остается весьма загадочным. Почему в различных европейских культурах утвердилось название «Черкесский круг»? С какого времени существует танец? Какие культурные контакты породили присвоение чужой информации? Что есть «черкесское» в «Черкесском круге»? Почему «Черкесский круг» исполняется под разные мелодии?
О лесосадах, которые были широко распространены на территории Кавказа
Некоторые остатки этих сокровищ дожили и до наших дней, в приложении к записи я выкладываю фотографию одного из деревьев в уцелевшем лесосаду, сохранившемся недалеко от будущего места расположения "Пермакультурного исследовательского центра РАЙАР".
Тайный «охотничий» язык у черкесов
Черкесы верили, что использование тайного «охотничьего» языка во время походов и охоты имело скрытую силу, защищало от злых духов и приносило удачу, а вместе с ней победу.

Шакобзэ (ЩакIуэбзэ) «фаршибзе» и «зиковшир» так в черкесском языке в разных формах именовался тайный «охотничий» язык, появлением которого, по мнению ряда исследователей, обязаны охоте: ЩакIуэбзэ: «щакIуэ» — охотник, «бзэ» — язык. Охотники верили, что они могут скрыть свои намерения от зверей, так как они думали, что звери понимают язык людей, поэтому козу охотники называли не "бхан", а "ткеше" (малый короткий хвост), лошадь - не "шы", а "кепе" (быстро несущееся животное), огонь - не "маш1о, мапха" , а "негхуне" (глаз света). [2]
ПЕТР ГЕНРИ БРУС

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.) Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д. ...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными
ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью

ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные,

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного

Записки Ермолова (выдержки)

Теперь расскажу о народах, против Кавказской линии обитающих. От вершин Кубани полевому берегу живут подвластные Оттоманской Порте народы под общим названием закубанцев, известные, воинственные,

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
28 января 2014

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного Кавказа – карабулаков.
Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества и абречества в период Кавказкой войны и утверждения колониально-административной системы. Общественные институты, зародившись в определенную эпоху, в определенных социально-политических условиях, с изменением этих условий, с течением
Особые методы лечения болезней у адыгов

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка». Чеченская поговорка гласит: «Чергачин мехкарнй санна хаза, създа!» дословно: «Как

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием

Черкешенки в книгах европейских авторов

Черкешенки в книгах европейских авторов
Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно светлая, но не мертвой бледности. Брови темные, шелковистые, широкие посредине, сужающиеся к краям. Белки глаз чуть голубоватые, роговица темная. Сам глаз должен быть большой и выпуклый, наилучшие веки белые, с почти невидимыми розовыми прожилками. Ресницы не слишком густые, не слишком длинные и не слишком темные. Ухо средней величины, крепкое и красивой формы. Нос, который определяет красоту профиля, должен мягко и равномерно сужаться кверху, у переносицы может быть чуть выше, но не так, чтобы приобретал рисунок орлиного, что женщинам не идет. Уста лучше маленькие, но не выпяченные, и не плоские. Губы не очень узкие и красивого рисунка. Зубы должны быть не слишком мелкие, ровные, красиво расположенные, цвета слоновой кости. Подбородок округлый, не стесанный, и не острый. Шея белая и круглая, лучше длинная, чем короткая.».
12 августа 2013

Черкесские лошади

Черкесские лошади
".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины. Ничего не может быть более простым, чем их метод объезжания лошадей: черкес сначала доставал лассо, что является само по себе искусством необычной опасности, так как покинутое стадо бродит полудико по лесам.
Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.




Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство)
основании изучения археологических и письменных источников исследователи истории черкесов пришли к выводу о существовании у них со времен раннего средневековья ремесел, связанных с обработкой металла, кузнечного и серебряного дела. Именно они вышли за рамки домашней промышленности и достигли уровня профессионального ремесла. Кроме мирного применения, эти ремесла специализировались на производстве оружия, и были тесно связаны с его изготовлением и украшением.
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения - умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно - по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное
Ашуйская цивилизация

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая как раннеклассовая локальная цивилизация 1-го поколения.

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».

Мечети Аула Пшикуйхабль

По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул

Мечети аула Пчегатлукай

В ауле действовали 3 мечети и частные медресе. Первая мечеть была открыта в 1900 году. К моменту установления Советской власти в ауле были девять образованных и дипломированных эфенди: Хуако Байслан,

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».
Тхагушева Дахэсара Рашидовна рассказывает: «Азан в мечети очень красиво кричал Тхагушев Индрис Лэпшхачевич. У нас в доме сохранился Коран моей бабушки Коблевой (Тешевой) Гощмаф, которая умела читать Коран, Коран также читала Коблева (Яквашева) Айшет Салиховна, Тхагушева (Шхалахова) Цацыф Лильуовна, Тхагушева (Напсо) Тыщхъан».
Тешев Черандук Мурселович говорит: «Эфенди в мечети был Тхагушев Къочас, он был хаджи, был и другой хаджи Яквашев Алькас, он тоже проводил намазы. Другим эфенди в ауле был Хушт Лъашер».
Хамзет говорит: «Как подстилку для намаза часто использовали козью шкурку, поэтому я старался держать всегда у себя для своей бабушки разные козьи шкуры».
В советские годы в ауле эфенди были Яквашев Шабан, который умел читать Коран и Тхагушев Хусейн.
По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул Понежукай, а позже стали проводить молитву в частных домах. В знак благодарности мусульмане в конце года делились с этими семьями новым урожаем. Затем была построена мечеть, которая действовала до конца, пока не была разрушена советскими властями.
Шеуджен Харун, Шеуджен Ширух и Дэгумыко Малахо были эфенди, совершившими хадж. Кроме них деятельность эфенди в ауле несли Шеуджен Касей, Тхаркахо Пшифес, Кумук Ру, Хакуй Юсуф, Хакуй Ереджиб и Шеуджен Фуат.
В настоящее время в ауле Пшикуйхабль строится новая мечеть на средства уроженца аула Хакуй Аскера Теучежевича. Строительные работы почти завершены, открытие мечети планируется в ближайшее время. Сегодняшним эфенди аула является Хакуй Мухдин.
В ауле действовали 3 мечети и частные медресе. Первая мечеть была открыта в 1900 году. К моменту установления Советской власти в ауле были девять образованных и дипломированных эфенди: Хуако Байслан, Якуб, Исхак, Юсуф; Вайкок Аюб; Паранук Алий, Ибрагим; Схапцежук Салих; Дзыбэ Махмуд. Из них Вайкок Аюб и Хуако Юсуф имели высшее исламское образование.
В ауле мусульман, совершивших хадж, было 22 человека. Среди них: Гиш Сельмен, Хаблау; Духу Пшимаф, Емгугу; Дзыбэ Зачерий, Хаджемет и др.
На сегодняшний день общими усилиями аульчан при спонсорской помощи, организованной Хатковым Самиром построена новая мечеть, открытие которой состоялось в 2001 г. В мечети проходит ежедневная молитва во главе с имамом мечети и председателем религиозной организации Рамазаном Хуако. Рамазан получил религиозное образование в Черкесском исламском институте, совершил хадж. Его помощником является Гиш Гучипс.
По воспоминаниям 89-летнего жителя аула Понежукай Ханаха Лигуцевича Панеш до революции в ауле действовали 3 мечети и 2 медресе. Одним из преподавателей основ Ислама был Кат Тыу. Когда мечети были разрушены и была запрещена религиозная деятельность, Тыу Кат втайне от властей обучал аульчан основам Ислама.
Жители аула вспоминают следующих эфенди: Тугуз Нухуко, Хабаху Сафербий, Намиток-Хадж (они же и совершившие хадж). Кроме них эфенди в разное время были: Кат Тыу, Гонежук Мухамод, Ехутль Ибрагим, Гадагатль Юсуф.
С 1998 году в ауле работает новая мечеть. Существенный вклад в строительство мечети внесли Министр МЧС РФ Сергей Кужугетович Шойгу, уроженец аула и глава администрации а. Панежукай Хачмамук Вячеслав.
В ауле на сегодняшний день имеется довольно активная мусульманская умма. Мечеть работает в полном режиме: 5 раз в день звучит Азан и проводится пятикратная молитва. 15-20 человек молодых мусульман ежедневно посещают мечеть. Эфенди аула с 1990 г. были: Хут Кадырбеч, Хадагатль Юсуф, Гутов Рашид, ныне действующий эфенди — Наниз Джанчерий. В последние годы хадж совершили около 5 человек.
29 сентября 2013

Ислам в Ауле Панахес

Первую деревянную мечеть в ауле Панахес построили жители аула Ачмиз X., Хурум X., Джарим А., Хурум Ю., Наш Т., Джарим Ш., Хачак Е., Мамхо Г. в 1912 году. Имамом работал Ачмиз Хасан Нашхович. В 1946 году Советская власть отобрала мечеть и сделала ее зернохранилищем для колхоза. Снова аульчане своими силами построили мечеть в 1950-1951 годах. Затем в 1958 году коммунисты разрушили мечеть, и в ауле не было мечети до 2008 года.
Жители аула, совершившие хадж до Октябрьской революции: Хатхе Салих, Чуц Аслан, Джарим Ибрагим, Нэпсэу Хадж (точное имя неизвестно), Схакумидов Хадж (точное имя неизвестно), Чачыху-хадж (точное имя неизвестно), Тахтамир Исхак Туович, Батэ Кунзещ; Ачмиз Пщимаф — при возвращении из хаджа в 1928 году умер в пути, в Иордании, где его и похоронили. Джерандуко Берзедж хадж — участник Кавказской войны.
Некоторые жители аула Панахес имели возможность обучать своих детей религии в разных городах юга России и за рубежом.
Культура адыгов

Культура адыгов

Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен. На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах,

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Европейские корни Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в

Канжальская битва

В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в

Кавказская война в стихах

К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского
Европейские корни
Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в том, что адыги проживали в европейской части России, в центральной и Западной Европе?
7 января 2014

Канжальская битва

Канжальская битва


В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.
Кавказская война в стихах
К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.
2 января 2014

Сосруко

Сосруко
Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний, особенно у абхазов, абазин и адыгов, у которых он сохраняет весьма архаические черты «культурного героя». Он возвращает нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у "богов". Он добывает их так же как греческий Прометей и другие «культурные герои» в мифах самых разных народов. Так же как и в случае с Прометеем, похищение при этом трактуется как возвращение того, что еще ранее было отнято у людей/нартов.
-ЭТ/-АТ/-ЯТ – В арабских личных именах окончание «-ат» признак женского рода. Соответственно этому у адыгов появились и два других. Иногда «-т» в имени отбрасывается.
БЭЧ – От тюркского слова «бек (господин, начальник, глава, помещик)».
БИЙ/БЫЙ – От титула феодалов «бей (господин)» или «бай (князь, богатый)» стран Ближнего и Среднего Востока, Ирана. Но есть также имена, в которых слово применяется в значении исконно адыгского «бий/пый (враг)».
БИЧЭ(БИЧЕ) – От тюркского «бике (госпожа)».
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила известные мне ранее устные рассказы стариков о прошлом края.
Свидетельства о Черкесии в средние века

Свидетельства о Черкесии в средние века

Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Значительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась в обладании болгар, т. е. гуннов-утургуров; готы оказались в самой глубине Черкесии - на Таманском

Свидетельства о Черкесии в средние века

Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Значительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали

В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали его с Дербентом. Однако Гагра прикрывала Абхазию от набегов лишь ближайших ее соседей, а Дербент — все Восточное Закавказье и Иран от кочевников Предкавказья и Юго-Восточной Европы. На путях из Предкавказья в Абхазию было много труднопроходимых мест, и каждое из них могло иметь такое же военное значение, как Гагра.
В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические дисциплины не были представлены в нем из-за отсутствия соответствующих кадров. Директором стал черкес М. М. Сакиев, а научными сотрудниками черкес А. М. Гукемух, абазия М, А. Нипа и ногаец А. К. Мурзабеков, все лингвисты и фольклористы. Шла подготовка к фольклорной экспедиции.
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на побережье моря вплоть до Кодорского мыса.

В разных местах на территории крепости видны остатки стен и зданий. Всюду много битой керамики, преимущественно без поливы. Попадаются ручки амфор, квадратные кирпичи и гладкие черепицы.
15 августа 2014

В АДЫГЕЕ (1955 г.)

С 21 по 25 сентября, находясь в Майкопе на научной сессии, познакомился с адыгейским писателем Д. Г. Костановым. Он из аула Вжедугхабль, населенного адыгейцами и греками. Интересно, что те и другие говорят на адыгейском языке и различаются лишь характером личных имен, отражающих былую принадлежность одних к исламу, а других к христианству. Сам Дмитрий Григорьевич — грек.

Другое знакомство состоялось с адыгейцем Анчоком из аула Ассоколай. Его отец, умерший в 1920 г., изобрел собственную азбуку, чтобы записывать свои стихи и общественно-философские заметки. Он даже обращался в письме к Л. Н. Толстому и получил от него в ответ несколько книг. У отца моего информатора был еще незаконнорожденный сын Ильяс. После смерти матери отец узаконил отцовство. Ильяс болезненно переживал свое внебрачное рождение, и когда однажды во время первой мировой войны попрекнули его этим, то убежал на фронт. Было ему тогда 16 лет. В 1920—1924 гг. Ильяс стал известным в Адыгее абреком, и о нем до сих пор помнят песню.
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно, переместившись вместе с кабардинцами на юго-восток».2

ФОТО НОВОСТИ:

Georgian, Circassian and Armenian Races

Грузины (1,2,3): Князь в военном облачении. Женщина в домашнем платье. Мужчина из Кахетии. Черкесы (4,5,6): Ополченец из Анапы. Женщины из Геленджика. Армяне (7,8): Паломники в Святую Землю.

Georgian, Circassian and Armenian Races

Черкесские добровольцы
Черкесские добровольцы, отправляющиеся на русско-японскую войну. Аул Уляп. Кубанская область. 1905 год. Из фондов Национального музея Республики Адыгея.

Черкесские добровольцы

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Кавказские народы картина
Кавказские народы:
1. Черкесский аристократ в обычной одежде.
2. Вооруженный черкес.
3. Княжеская дочь.

Кавказские народы картина

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

г. Екатеринодар (Краснодар) ул. Рашпилевская № 10, дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая, из адыгов натухайцев.
Построен в 1910г.

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема, центральная Анатолия, июнь 1920 года.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии
Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии с первой мировой войны. Фото 1917 г., Екатеринодар. Из личного архива Самира Хотко.

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии

КНИГИ

Кубанская область в верховьях рек Уруштена и Белой (1897)

Кубанская область в верховьях рек Уруштена и Белой (1897)

Это Николай Яковлевич Динник (1847-1917) – известный и выдающийся исследователь природы Кавказа.
Оштен и окружающие его части Кубанской области (1894)

Оштен и окружающие его части Кубанской области (1894)

Изучению природы горной части современного Кавказского заповедника Н Я. Динник посвятил четыре
Горы и ущелья Кубанской области

Горы и ущелья Кубанской области

Это Николай Яковлевич Динник (1847-1917) – известный и выдающийся исследователь природы Кавказа.
История убыхов

История убыхов

История убыхов
Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)

Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)

Ф. Бадерхан : СЕВЕРОКАВКАЗСКАЯ ДИАСПОРА В ТУРЦИИ, СИРИИ И ИОРДАНИИ (PDF)
Адыгская азбука

Адыгская азбука

Адыгская азбука 1 djvu| PREVIEW | 3.902 Mb pass: 01zonaru
Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет

Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет

Б.Х. Бгажноков - Адыгский этикет 1 djvu| PREVIEW | 2.62 Mb

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Черкесия, Абхазия и Крым

Черкесия, Абхазия и Крым

Интересно отметить, что итальянские фактории в Черноморье были проводниками католической пропаганды
Территория Черкесии в период Монгольского ига

Территория Черкесии в период Монгольского ига

Монгольское вторжение положило этому конец. Два полководца Чингис-хана Джебе и Сюботей дошли до
Взаимоотношения Черкесии и Греции

Взаимоотношения Черкесии и Греции

Черкесы массами посещали ярмарки греков в Трапезунде, как свидетельствует Масуди. Об их
Связь Черкесии с Римом

Связь Черкесии с Римом

Номинальная связь Черкесии с Римом продолжалась и тогда, когда Византия заступила его место. В
Внешняя торговля в древности

Внешняя торговля в древности

Вся торговля в Азовском море и значительная часть торговли в Черном море находилась в руках Босфора
О черкесах

О черкесах

«Историческое прошлое народа, характер и особенности его многовековой культуры определяют собой
ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСИИ

ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСИИ

По утверждению ученых древняя история черкесов начинается с периода Босфорского царства,
Черкесы мамлюки и разгром монгольской орды.

Черкесы мамлюки и разгром монгольской орды.

14 раджаба 680 года от Хиджры (29 октября (5 ноября) 1281) вблизи от сирийского города Хомс
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое
Свидетельства о Черкесии в средние века

Свидетельства о Черкесии в средние века

Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов.
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят
В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего
Присоединить Крым помог кавказский разведчик

Присоединить Крым помог кавказский разведчик

Благодаря секретной миссии кабардинского князя Российская империя успешно ввела войска на
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой
В АДЫГЕЕ (1955 г.)

В АДЫГЕЕ (1955 г.)

С 21 по 25 сентября, находясь в Майкопе на научной сессии, познакомился с адыгейским писателем Д.
Окрестности Армавира

Окрестности Армавира

Местные армяне забыли адыгсч с кий язык и пользовались в быту русским или армянским, котором
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш.
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)

На этот раз предстояло побывать у тех групп адыгского населения, которые были мне знакомы только по
Описание Кабарды

Описание Кабарды

2 августа поздно вечером выехал на грузовой машине в Нальчик. Ночевал в Нижнем Чегеме. Утром в
Аулы Адыгеи

Аулы Адыгеи

29—30 июля 1931 г. я прошел по маршруту: ст-ца Пашковская, аулы Тлюстенхабль, Тугургой, Лакшукай,
\"Кавказская

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Октябрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Мухаммад Захид аль-Каусари ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ Али Цирхиж – черкесский воин Фамилия «Берсиров» К.К. Улагая - Горцы Северо-Западного Кавказа на службе России: история и генеалогия рода полковника Натырбов Мурат - Шпионский маскарад

ЛИТЕРАТУРА

Культура адыгов Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского Канжальская битва

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ПЕТР ГЕНРИ БРУС ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.) ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭТНОГРАФИЯ

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.) Свидетельства о Черкесии в средние века В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.) В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

Начало войны и эпоха Мансура Начало военных действий в Черкесии Борьба Черкесии против русской угрозы Вражда внутри Кабарды Война в Кабарде

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Мухаммад Захид аль-Каусари ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ Али Цирхиж – черкесский воин Фамилия «Берсиров» К.К. Улагая - Горцы Северо-Западного Кавказа на службе России: история и генеалогия рода полковника

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

История сближения кабардинцев с Россией Кабардинская диаспора В мае 1914 г. кубанский казачий офицер Ф.И. Елисеев был приглашён своими кунаками адыгами Отношение России и Кабарды Влияние Турции на Черкесию Черкесия, Абхазия и Крым Взаимоотношения Черкесии и Греции Связь Черкесии с Римом Внешняя торговля в древности О черкесах ДРЕВНЯЯ ИСТОРИЯ ЧЕРКЕСИИ Черкесы мамлюки и разгром монгольской орды. Присоединить Крым помог кавказский разведчик Окрестности Армавира В ЧЕРНОМОРСКОЙ ШАПСУГИИ

КУЛЬТУРА

Территория Черкесии в период Монгольского ига В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.) О культуре адыгов Абхазо-адыгское этнолингвистическое сообщество "Черкесский круг" в европейско-кавказском межкультурном диалоге О лесосадах, которые были широко распространены на территории Кавказа Тайный «охотничий» язык у черкесов Наиболее употребительные адыгские благопожелания: Традиции пиратства у черкесов с античных времен по новое время Черкесский мужской национальный костюм: символика и функциональность

ИСКУССТВО

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества Особые методы лечения болезней у адыгов Черкешенки в книгах европейских авторов Черкесские лошади Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство) Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года История становление музыки в Адыгее Традиционные музыкальные инструменты адыгов Народно-поэтическое творчество и народные традиций адыгов