Авторизация | Регистрация
{main}
АДАМ ОЛЕАРИЙ (1600—1671 гг.): Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

АДАМ ОЛЕАРИЙ (1600—1671 гг.): Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно

Женщины у них обыкновенно хорошо сложены, миловидны лицом, белотелы и краснощеки; волосы черные как смоль, в двух длинных крученых локонах свисают с обеих сторон; ходят они с открытыми лицами. На голове у них двойные черные подушки, на которые они кладут нежный бумажный платок или платок, пестро
Е. Н. КУШЕВА Народы Северного Кавказа и их связи с Россией

Е. Н. КУШЕВА Народы Северного Кавказа и их связи с Россией

Походы крымских и турецких войск на адыгов предпринимались или со стороны Таманского полуострова, причем войска из Крыма перевозились через Керченский пролив, или со стороны Дона. Целью походов «на ближних черкасов», т. е. на западных адыгов, было обращение их в подручных, т. е. служилых. Наряду с

Е. Н. КУШЕВА Народы Северного Кавказа и их связи с Россией

Походы крымских и турецких войск на адыгов предпринимались или со стороны Таманского полуострова, причем войска из Крыма перевозились через Керченский пролив, или со стороны Дона. Целью походов «на

ЕВГЕНИЙ ОСЕТРОВ Три жизни Карамзина

Карамзину время от времени приходилось бывать в Оружейной палате, в которой были собраны сокровища московских князей и царей. Старые вещи хранили воспоминания о тех, кто ими пользовался. Посох Ивана

Р. Г. СКРЫННИКОВ Иван Грозный

Второй брак Грозного был скоропалительным. Не добившись успеха в Польше и Швеции, царские дипломаты привезли царю невесту из Кабарды. Невеста — княжна Кученей (Гуэхцэней), дочь кабардинского князя

Сношения России с Кавказом

В 1561 году совершилось событие, которое еще более связало Московское государство с Кавказом и главным образом с Кабардинскими Черкесами: в этом году царь Иван IV вступил во второй брак с дочерью

ЕВГЕНИЙ ОСЕТРОВ Три жизни Карамзина

Карамзину время от времени приходилось бывать в Оружейной палате, в которой были собраны сокровища московских князей и царей. Старые вещи хранили воспоминания о тех, кто ими пользовался. Посох Ивана Грозного; блюдо Марии Темрюковны, восточной красавицы (выделено нами.— X. С., И. С.), привезенной от гор Кавказа в Белокаменную...
Р. Г. СКРЫННИКОВ Иван Грозный
Второй брак Грозного был скоропалительным. Не добившись успеха в Польше и Швеции, царские дипломаты привезли царю невесту из Кабарды. Невеста — княжна Кученей (Гуэхцэней), дочь кабардинского князя Тумир Гуки (Темрюка.— X. С., И. С.) — была очень молода. Иван «смотрел» черкешенку на своем дворе и, как сказано в официальной летописи, «полубил ее». Кученей перешла в православие и приняла имя Мария. Три дня в Кремле продолжался брачный пир. Все это время жителям столицы и иностранцам под страхом наказания было запрещено покидать свои дворы. Власти боялись, как бы чернь не омрачила свадебного веселья. Все помнили о том, что произошло в столице после первой царской свадьбы.

Сначала Мария, не зная ни слова по-русски, не понимала того, что говорил ей муж. Но потом она выучила язык и даже подавала царю ксе-какие советы (об учреждении стражи наподобие той, которая была у горских князей, и пр.) В браке с Марией Черкасской у царя родился сын Василий, но он умер младенцем. Темные слухи об отравлении Марии Грозным легендарны. Перед кончиной Мария ездила с мужем в Вологду и там заболела. Известия о «заговоре» в Новгороде принудили Ивана поспешить в Москву. Больную жену он доверил вести за собой боярину Басманову. Путь был труден и долог. Больную Марию привезли «по наказу» в Александровскую слободу, там она вскоре и умерла.

В книге Б. М. Соколова «Шурин Грозного, удалой борец Мамстрюк Темгрюкович».— Спб., 1913 (по поводу книги С. К. Шамбинаго «Песни-памфлеты XVI в.») даются песни «о царской женитьбе, связанные с именем Ивана Грозного, Марии Темрюковны и шурина любимого Мамстрюка (Ко-стрюка) Темгрюковича, в некоторых пересказах присоеди-
Сношения России с Кавказом
В 1561 году совершилось событие, которое еще более связало Московское государство с Кавказом и главным образом с Кабардинскими Черкесами: в этом году царь Иван IV вступил во второй брак с дочерью Кабардинского князя Темгрюка Мариан-Мариею. Документов, касающихся этого царского бракосочетания, сохранилось тах мало, что мы не имеем даже чина этой свадьбы и издатель «Древней Российской Вивлиофики», поместив в XIII томе (2-е изд.) чины свадеб великих князей и царей, после чина свадьбы царя Ивана IV на Анастасии Романовой принужден был заявить: «здесь по порядку следовало быть второй свадьбе царя и великого князя Ивана Васильевича, но описания этой свадьбы не отыскано». Мы даже не знаем точно, когда будущая царица приехала в Москву.
С. М. СОЛОВЬЕВ История России с древнейших времен
«Еще будучи только 43 лет, в 1573 году, Иоанн говорил литовскому послу Гарабурде, что он уже стар. Действительно, такая страшная жизнь, какую вел Иоанн, такая страшная болезнь, которою страдал он, должны были состарить его преждевременно. Несчастная война с Баторием, потеря Ливонии, унижение, претерпенное Иоанном, должны были также разрушительно подействовать на его здоровье. Наконец, сюда присоединилось невоздержание всякого рода, против чего не могло устоять и самое крепкое телосложение. Мы видели, что по смерти Анастасии Иоанн сватался на сестре польского короля, но сватовство это не имело успеха;
История государства Российского
Тогда Иоанн, уже решительно оставив мысль быть Сигизмундовым зятем, искал себе другой невесты, в землях Азиатских, по примеру наших древних Князей. Ему сказали, что один из знатнейших Черкесских Владетелей, Темрюк, имеет прелестную дочь (курсив наш.— X. С., И. С.). Царь хотел видеть ее в Москве, полюбил и велел учить Закону. Митрополит был ее восприемником от купели, дав ей Христианское имя Мария. Брак совершился 21 августа 1561 года...
Черкесские блюда из теста

Черкесские блюда из теста

В черкесской кухне существует множество блюд из теста, которые не встречаются в других национальных кухнях: лакумы, слоеный сладкий хлеб, мажаджа. Ни одно торжество не обходится без тхуры-жа — это подобие хвороста, но оригинальной формы: в виде широкой ленты, закрученной в спираль.
Джиовани Лукка

Джиовани Лукка

Черкесы населяют... лесистые места, в которых они укрываются... Область (их) имеет самое большое протяжение от Тамани до ...Дербента, города, расположенного на берегу Каспийского моря. Страна Черкесов тянется на 26 дней пути.

Черкесские блюда из теста

В черкесской кухне существует множество блюд из теста, которые не встречаются в других национальных кухнях: лакумы, слоеный сладкий хлеб, мажаджа. Ни одно торжество не обходится без тхуры-жа — это

Джиовани Лукка

Черкесы населяют... лесистые места, в которых они укрываются... Область (их) имеет самое большое протяжение от Тамани до ...Дербента, города, расположенного на берегу Каспийского моря. Страна

МАЙКОПСКАЯ ПЛИТА С ДРЕВНЕЙШЕЙ КЛИНОПИСЬЮ

Долгая, насчитывающая тысячелетия, трагическая история адыгов полна загадок и тайн. Одной из самых интригующих является тайна так называемой «Майкопской плиты». километрах от города Майкопа, столицы

Родная земля

Земля адыгов... Что было здесь сотни и тысячи лет назад?! Как жили наши предки на Кавказе с незапамятных времен? С севера на юг край адыгский тянулся более чем на сотни километров, и столько же с

МАЙКОПСКАЯ ПЛИТА С ДРЕВНЕЙШЕЙ КЛИНОПИСЬЮ

МАЙКОПСКАЯ ПЛИТА С ДРЕВНЕЙШЕЙ КЛИНОПИСЬЮДолгая, насчитывающая тысячелетия, трагическая история адыгов полна загадок и тайн. Одной из самых интригующих является тайна так называемой «Майкопской плиты». километрах от города Майкопа, столицы Республики Адыгея, была найдена каменная плита с таинственной клинописью. Читается она справа налево.
20 ноября 2014

Родная земля

Родная земляЗемля адыгов... Что было здесь сотни и тысячи лет назад?! Как жили наши предки на Кавказе с незапамятных времен?
С севера на юг край адыгский тянулся более чем на сотни километров, и столько же с запада на восток. Длина морских границ составляла около 800 км, а сухопутных - более 850 км.
Огнестрельное оружиеРаспространение у черкесов огнестрельного оружия, согласно письменным источникам, относится ко второй половине XVII в. Д. Интериано /конец XV в./ в своем описании военного уклада черкесов огнестрельного оружия не упоминает. Известно, что кабардинские князья в XVI—XVII вв. неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой прислать воинов, вооруженных «вогненным боем». Посылки отрядов имели место четыре раза между 1558— 1567 гг., они повторялись в 1586, 1589, 1591 гг. В 30-х годах XVII в. терские воеводы, вмешиваясь в междоусобицы местных феодалов, посылали ратных людей с «вогненным боем» /Кушева, 105,131,209,237,259,273,283,303/. Таким образом, в XVI и первой четверти XVII в. черкесская феодальная верхушка знала о преимуществах огнестрельного оружия, но в собственном распоряжении его не имела. При описании населения Черкесии в 1634 г. Дж. Лукка не называет огнестрельного оружия. Эвлия Челеби в 1666 г. характеризовал место огнестрельного оружия в вооружении княжеских дружин.
20 ноября 2014

Лук и стрелы

Лук и стрелыЛук и стрелы оставались на вооружении у черкесов в течение долгого времени, вплоть до XIX в. До середины XVII в. они были главным видом оружия, поражающего противника на расстоянии. Использовались они и для поджогов. Д. Интериано писал: «Они поджигают дома врагов горящей серой, которую привязывают к стрелам, дома же там все соломенные». И еще: черкесы (по-видимому, Интериано имел в виду знатных) «сами каждодневно делают для себя стрелы, даже (находясь) на лошади, и делают превосходно, (так что) немногие стрелы можно найти, которые бы пролетали большее расстояние, чем ихние, с остриями или наконечниками, закаленными наилучшим образом» /Интериано, 49, 51/. В 20-х годах XVII в. Д. Лукка еще не упоминает об огнестрельном оружии, а пишет только об употреблении стрел: «Они мечут стрелы вперед и назад»; «орудием для нападения, кроме лука, служат им копья и дротики» /Д. Лукка, 71/. Я. Стрейс, голландский путешественник, побывавший на Кавказе в 1668 г., сообщает о сочетании у черкесов метательного и огнестрельного оружия: «Они почти все время сидят на лошадях, которыми прекрасно управляют. Их оружие составляют стрелы и лук, у некоторых также и ружья» /Стрейс, 101/. Об этом же пишет и Эвлия Челеби двумя годами ранее:
20 ноября 2014

Сабли

СаблиНа территории, населенной адыгами, в VIII— XI вв. употреблялись сабли, характерные для салтовской и древней венгерской культур, то есть культуры Хазарского Каганата и древних венгров. Богато украшенные сабли дошли до нас из раскопок у села Колосовки (датируются X— XII вв.). Они слегка изогнуты, имеют небольшой скос хвостовика в сторону лезвия. Верхняя часть клинка усилена елманью, иногда имеется дол. Крестовины рукояти прямые, с уплощенными луковицами на концах. У некоторых клинков конец обоюдоострый. На крестовинах рукояти и приборе ножен расположен растительный орнамент (завитки, розетки), реже зооморфный (изображение льва, хищной птицы и т. п.). Сабли XIV—XV вв. также представлены только археологическим материалом, происходящим из адыгских погребальных курганов, территориально образующих три группы; восточно-причерноморскую (от Анапы до Сочи), белореченскую, или закубанскую, и пятигорско-кабардинскую.
ПЕТР ГЕНРИ БРУС

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.) Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д. ...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными
ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.)

Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью

ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные,

ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного

Записки Ермолова (выдержки)

Теперь расскажу о народах, против Кавказской линии обитающих. От вершин Кубани полевому берегу живут подвластные Оттоманской Порте народы под общим названием закубанцев, известные, воинственные,

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
28 января 2014

ПЕТР ГЕНРИ БРУС

(1694—1751 гг.)
Воспоминания Петра Генри Бруса, эсквайра офицера на службе Пруссии, России и Великобритании, с рассказом о путешествии по Германии, России, Татарии, Западной Индии и т. д.

...женщины удивительно хорошо сложены, с чрезвычайно тонкими чертами, гладкой светлой кожей и прекрасными черными глазами, которые вместе с их черными волосами, спадающими в две косы с обеих сторон лица, придают им очень красивый вид; они носят на голове черный чепец, покрытый тонкой белой материей, повязанной под подбородком:
Шесть путешествий в Турцию, Персию и Индию в течение сорока лет, с особыми заметками об особенностях религии, управлении, обычаях, торговле каждой из этих стран вместе с мерами, весами и стоимостью обращающихся денег

Их (черкесов.— X. С., И. С.) кони очень красивы и легки, крупных размеров, но притом стройны, равно как и сами всадники стройны, изящны и тонки в поясе; у них кровь алая, благородная, глаза черные, брови дугой, особенно у женщин, которым, я думаю, можно отдать предпочтение перед всеми другими женщинами в мире.
ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ
В кавказоведческой литературе советского времени, посвященной прошлому Ингушетии и Чечни, особое внимание уделялось некоторым вопросам истории отдельной этнической группы Центральной части Северного Кавказа – карабулаков.
Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества и абречества в период Кавказкой войны и утверждения колониально-административной системы. Общественные институты, зародившись в определенную эпоху, в определенных социально-политических условиях, с изменением этих условий, с течением
Черкешенки в книгах европейских авторов

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно светлая, но не мертвой бледности. Брови темные, шелковистые, широкие посредине, сужающиеся к краям. Белки

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

История становление музыки в Адыгее

Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И.

Особые методы лечения болезней у адыгов

Особые методы лечения болезней у адыгов
Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Чеченская поговорка гласит: «Чергачин мехкарнй санна хаза, създа!» дословно: «Как девушки-черкешенки, красивы, скромны!»; «Одежда его словно сшита черкешенками, соревнуясь между собою! Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовят, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление.
16 ноября 2014

Черкесские лошади

Черкесские лошади
".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины. Ничего не может быть более простым, чем их метод объезжания лошадей: черкес сначала доставал лассо, что является само по себе искусством необычной опасности, так как покинутое стадо бродит полудико по лесам.
Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50-летие образования ААО, 30-ти и 40-летие Победы и др. В Материалах областного совещания работников культуры АО 1975 г., содержащих итоги работы секции композиторов Адыгеи за семь лет (с 1968 г.), как главное достижение, демонстрирующее рост композиторского мастерства, упоминается обращение авторов к крупным хоровым формам: оде (М.Бесиджев «Я славлю руки человека»), оратории («Земля отцов» М.Бесиджева, «Ленин вечно живой» Г.Чича) и др.1 Несмотря на стилевую заштампованность и образно-тематическую ограниченность, хоровая музыка оказалась именно той областью, в которой активно велись поиски национального языка и линейно возрастало композиторское мастерство.

Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее, «кровно» связанной с «государственной» культурой. Самодеятельный статус

композиторов обусловил зависимость их творчества от художественной самодеятельной среды, определившей идейнообразное содержание произведений, эстетические каноны, жанровые приоритеты.

В целом период становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е годы характеризуется интегрированием в стилевое пространство «советской музыки», в которое композиторы вошли через освоение общесоветской массовой песни, инструментальных обработок-вариаций. Этот период можно определить как этап первоначального профессионального освоения национального материала.

В начале 90-х прошлого века композиторское творчество в Адыгее развивается в новом социокультурном контексте, который связан с общероссийскими перестроечными процессами во всех сферах общественной жизни, а также с изменением политического статуса национальной автономии, которая в 1991 году стала республикой в составе России.

До 1991 года незначительное число членов профессионального Союза композиторов СССР, проживающих в Адыгее, не давало возможности открытия нового отделения в Майкопе. Многие годы У.Тхабисимов, А.Нехай, Г.Чич, Ш.Шу входили в состав Краснодарского отделения Союза композиторов СССР. Регулярные поездки в Краснодар на творческие заседания, показ и прослушивание новых сочинений с их последующим обсуждением, творческие диспуты, общение с известными деятелями музыкальной культуры Кубани - Г.Пономаренко, В.Захарченко,

А.Селезневым, В.Комиссинским, В.Пономаревым, Н.Хлопковым, -все это содействовало творческой активности адыгских композиторов.

Появление в Адыгее членов профессионального Союза композиторов фактически и юридически давало основание для организации в республике самостоятельного отделения творческого союза. Один из ведущих авторов А.Нехай возглавил организационную работу в этом направлении. Он считал, что только Союз может поднять престиж композиторов в обществе, способствовать внедрению в жизнь подлинных музыкальных ценностей. Осенью 1992 года состоялось первое заседание Союза композиторов Адыгеи, объединившего Умара Тхабисимова, Аслана Нехая, Гиссу Чича, Каплана Туко, Шабана Шу, Аллу Соколову.

Новый политический статус дал Адыгее возможность относительно самостоятельно определять стратегию культурного строительства. Главным направлением культурных преобразований в Адыгее стало создание профессиональных творческих коллективов - Симфонического оркестра, Камерного музыкального театра, Государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи «Исламей», Оркестра русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровой капеллы. Изменился образовательный статус музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного университета, преобразованного в 1997 году в Институт искусств. В целом такая «глобализация» культурной жизни стала возможной благодаря росту исполнительского профессионализма, явившегося результатом функционирования уже отлаженной системы музыкального образования, а также активной деятельности и личной инициативе профессионального музыканта, первого министра культуры Адыгеи Адама Асхадовича Ханаху (1946-1999).

Появление профессиональных коллективов открывало новые возможности для реализации творческих планов композиторов. И действительно, они способствовали подъему творческой активности. Хоровая капелла, Симфонический оркестр, Камерный театр стали мощным стимулом для композиторского творчества М.Хупова. А.Нехай создал богатейший репертуар для ансамбля «Исламей».


Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.




Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения

Обряд воздушного погребения - умершего укладывали в деревянную колоду из двух половинок, выдолбленных из цельного ствола дерева, и подвешивали высоко на ветвях дерева. После достижения телом мумификации (обычно - по истечении одного года), его, не вскрывая колоду, хоронили в земле. Воздушное
Аул Малое Псеушхо

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад». Тхагушева Дахэсара Рашидовна рассказывает: «Азан в мечети очень красиво кричал Тхагушев Индрис

Аул Малое Псеушхо

Рассказывает Пченашев Хамзет Кадырович: «Я помню нашу аульскую мечеть. Она была в центре, где-то во дворе Тхагушева Хусейна, там еще торчал камень. Позже, в советское время, ее привратили в склад».

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая

Мечети Аула Пшикуйхабль

По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул

Мечети аула Казанукай

В ауле Казанукай были 2 мечети и 2 медресе. В одном из них преподавал Тлецери Шумаф. В бывшем ауле Казанукай хадж совершили: Беретарь Хасан и Зекох Магамет, Зекох Ханашхо, Панеш Заурбеч, Хут-Хаджи.

Ашуйская цивилизация

Ашуйская цивилизация
Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая как раннеклассовая локальная цивилизация 1-го поколения.
По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул Понежукай, а позже стали проводить молитву в частных домах. В знак благодарности мусульмане в конце года делились с этими семьями новым урожаем. Затем была построена мечеть, которая действовала до конца, пока не была разрушена советскими властями.
Шеуджен Харун, Шеуджен Ширух и Дэгумыко Малахо были эфенди, совершившими хадж. Кроме них деятельность эфенди в ауле несли Шеуджен Касей, Тхаркахо Пшифес, Кумук Ру, Хакуй Юсуф, Хакуй Ереджиб и Шеуджен Фуат.
В настоящее время в ауле Пшикуйхабль строится новая мечеть на средства уроженца аула Хакуй Аскера Теучежевича. Строительные работы почти завершены, открытие мечети планируется в ближайшее время. Сегодняшним эфенди аула является Хакуй Мухдин.
В ауле Казанукай были 2 мечети и 2 медресе. В одном из них преподавал Тлецери Шумаф.
В бывшем ауле Казанукай хадж совершили: Беретарь Хасан и Зекох Магамет, Зекох Ханашхо, Панеш Заурбеч, Хут-Хаджи. Сын Зекох Магамета — Зекох Пашхо тоже был эфенди, совершившим хадж, причем трижды. На третий раз по пути домой скончался, и был похоронен в Стамбуле. Сын Зекох Пашхо — Зекох Масхуд совершил хадж между двумя войнами, прожил 110 лет.
Представители рода Зекох и сегодня трудятся на пути Аллаха. Сын Зекох Масхуда Казбек Масхудович
(в данное время житель а. Понежукай) является имамом мечети а. Нешукай. В свои немолодые годы осуществляет деятельность эфенди в аулах Нешукай и Джиджихабль.
В прошлом — аул Шаханчериехабль, а на сегодняшний день он является частью города Адыгейска.
До революции духовным и культурным центром аула была мечеть, располагавшаяся у берега реки Псекупс. Первым эфенди был Мамий Ибрагим, приглашённый из аула Шабанохабль. Религиозное образование в ауле Шаханчериехабль получили всего 15 человек. Они все совершили паломничество в Мекку. Они читали Коран, совершали намаз и учили тому же аульчан.
Аул Шабанохабль после вынужденного переселения стал частью г. Адыгейска. В самом центре аула Шабанохабль до революции располагалась мечеть, после Великой Отечественной войны её переоборудовали в сельский клуб. Шесть человек из аула совершили паломничество в Мекку.
Мамий Юсуф Шханукович закончил Каирский исламский университет «Аль-Азхар» примерно в конце XIX века. После окончания университета вернулся в свой родной аул и до конца своих дней работал в ауле эфенди. В ауле он открыл медресе и обучал людей чтению Корана и основам Ислама. При Советской власти был заместителем председателя сельского совета и осуществлял учет дел гражданского состояния населения. Втайне от властей продолжал учить людей основам Ислама. Осуществлял в ауле религиозные похоронные ритуалы. В период наводнения уехал на некоторое время в а. Шенджий, где работал эфенди.
После Мамия Ю.Ш. эфенди в ауле был Мамий Бечир. Он закончил исламское учебное заведение в Турции. Работал эфенди примерно с 1940 по 1962 годы. Пользовался большим уважением в ауле. После Мамия Ю.Ш. и Мамия Б. в ауле эфенди работал Негуч-эфенди.
Культура адыгов

Культура адыгов

Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен. На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах,

Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова

История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Европейские корни Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в

Канжальская битва

В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в

Кавказская война в стихах

К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского

Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского
Европейские корни
Исторически вопрос, связанный с присутствием адыгов на европейском пространстве в прошлом, не рассматривался никогда. Тогда на какие факты можно сослаться, чтобы удостовериться в том, что адыги проживали в европейской части России, в центральной и Западной Европе?
7 января 2014

Канжальская битва

Канжальская битва


В 18 веке в зоне стратегических столкновений оказывается Кабарда. В условиях внутренней раздробленности, она становится главной мишенью для агрессии внешних сил. Самым ярым и грозным противником в этот период становится могущественное Крымское ханство. Многочисленные крымско- черкесские войны носят набеговый характер с переменным успехом.
Кавказская война в стихах
К концу 18 века международная обстановка резко обостряется. Утвердившийся в Русском государстве империализм начинает расширять свои границы и постепенно продвигается на Кавказ под предлогом защиты своих границ от горских набегов, а затем и защиты горцев от власти местных феодалов. В 1763 году в Малой Кабарде воздвигается первая российская крепость- Моздок. Это событие впоследствии послужит поводом начала одной из самых продолжительных и кровопролитных войн, в которую будут втянуты многие страны и народы, и которая в итоге принесёт неисчислимые беды народам Кавказа и Черкесии. Большая Кавказская война.
2 января 2014

Сосруко

Сосруко
Сосруко — древнейший и важнейший герой нартских сказаний, особенно у абхазов, абазин и адыгов, у которых он сохраняет весьма архаические черты «культурного героя». Он возвращает нартам, огонь и семена проса, похищенные Иныжем и Еминежем, одаривает людей напитком сано, отнятым им у "богов". Он добывает их так же как греческий Прометей и другие «культурные герои» в мифах самых разных народов. Так же как и в случае с Прометеем, похищение при этом трактуется как возвращение того, что еще ранее было отнято у людей/нартов.
-ЭТ/-АТ/-ЯТ – В арабских личных именах окончание «-ат» признак женского рода. Соответственно этому у адыгов появились и два других. Иногда «-т» в имени отбрасывается.
БЭЧ – От тюркского слова «бек (господин, начальник, глава, помещик)».
БИЙ/БЫЙ – От титула феодалов «бей (господин)» или «бай (князь, богатый)» стран Ближнего и Среднего Востока, Ирана. Но есть также имена, в которых слово применяется в значении исконно адыгского «бий/пый (враг)».
БИЧЭ(БИЧЕ) – От тюркского «бике (госпожа)».
ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.)

Автору в 1923 г. удалось ознакомиться с летописью ст-цы Пашковской, доведенной до 1878 г. Большое место в ней отводилось военным и мирным отношениям между казаками и черкесами. Летопись дополнила известные мне ранее устные рассказы стариков о прошлом края.
Свидетельства о Черкесии в средние века

Свидетельства о Черкесии в средние века

Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Значительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась в обладании болгар, т. е. гуннов-утургуров; готы оказались в самой глубине Черкесии - на Таманском

Свидетельства о Черкесии в средние века

Нашествие гуннов имело для черкесов важные последствия: гунны оттеснили к Кавказу часть аланов. Значительная же часть древней Черкесии, а именно, страна маитов, к востоку от Азовского моря, оказалась

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали

В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)

В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
25 июля 1948 г. я впервые вступил на землю Абхазии. Это было в Гагре. Так как высокие горы подходят там к самому морю, то селение имело в прошлом важное военное значение и некоторые авторы сравнивали его с Дербентом. Однако Гагра прикрывала Абхазию от набегов лишь ближайших ее соседей, а Дербент — все Восточное Закавказье и Иран от кочевников Предкавказья и Юго-Восточной Европы. На путях из Предкавказья в Абхазию было много труднопроходимых мест, и каждое из них могло иметь такое же военное значение, как Гагра.
В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)
2 августа 1940 г. я прибыл в Черкесск и узнал о происшедшей реорганизации тамошнего научно-исследовательского института. Теперь он стал называться Институтом языка и литературы. Исторические дисциплины не были представлены в нем из-за отсутствия соответствующих кадров. Директором стал черкес М. М. Сакиев, а научными сотрудниками черкес А. М. Гукемух, абазия М, А. Нипа и ногаец А. К. Мурзабеков, все лингвисты и фольклористы. Шла подготовка к фольклорной экспедиции.
В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.)
Башня в западной части цитадели отличается от других башен и бастионов крепости и напоминает собой так называемую генуэзскую башню в самом Ахали Афони. Из цитадели открывается роскошный вид на побережье моря вплоть до Кодорского мыса.

В разных местах на территории крепости видны остатки стен и зданий. Всюду много битой керамики, преимущественно без поливы. Попадаются ручки амфор, квадратные кирпичи и гладкие черепицы.
15 августа 2014

В АДЫГЕЕ (1955 г.)

С 21 по 25 сентября, находясь в Майкопе на научной сессии, познакомился с адыгейским писателем Д. Г. Костановым. Он из аула Вжедугхабль, населенного адыгейцами и греками. Интересно, что те и другие говорят на адыгейском языке и различаются лишь характером личных имен, отражающих былую принадлежность одних к исламу, а других к христианству. Сам Дмитрий Григорьевич — грек.

Другое знакомство состоялось с адыгейцем Анчоком из аула Ассоколай. Его отец, умерший в 1920 г., изобрел собственную азбуку, чтобы записывать свои стихи и общественно-философские заметки. Он даже обращался в письме к Л. Н. Толстому и получил от него в ответ несколько книг. У отца моего информатора был еще незаконнорожденный сын Ильяс. После смерти матери отец узаконил отцовство. Ильяс болезненно переживал свое внебрачное рождение, и когда однажды во время первой мировой войны попрекнули его этим, то убежал на фронт. Было ему тогда 16 лет. В 1920—1924 гг. Ильяс стал известным в Адыгее абреком, и о нем до сих пор помнят песню.
В ЧЕРКЕСИИ, АДЫГЕЕ И КУБАНСКИХ СТАНИЦАХ (1937 г.)
Это предание опровергает версию издателей «Кабардинского фольклора», будто «уже во времена Ш. Ногмова (сто лет назад) по Зеленчуку сохранилось только имя Адиюх, а предание о ней не было известно, переместившись вместе с кабардинцами на юго-восток».2

ФОТО НОВОСТИ:

Georgian, Circassian and Armenian Races

Грузины (1,2,3): Князь в военном облачении. Женщина в домашнем платье. Мужчина из Кахетии. Черкесы (4,5,6): Ополченец из Анапы. Женщины из Геленджика. Армяне (7,8): Паломники в Святую Землю.

Georgian, Circassian and Armenian Races

Черкесские добровольцы
Черкесские добровольцы, отправляющиеся на русско-японскую войну. Аул Уляп. Кубанская область. 1905 год. Из фондов Национального музея Республики Адыгея.

Черкесские добровольцы

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Копченный адыгейский сыр

Кавказские народы картина
Кавказские народы:
1. Черкесский аристократ в обычной одежде.
2. Вооруженный черкес.
3. Княжеская дочь.

Кавказские народы картина

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

г. Екатеринодар (Краснодар) ул. Рашпилевская № 10, дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая, из адыгов натухайцев.
Построен в 1910г.

Дом статского советника Кубанской области Касполета Товшуковича Улагая

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Послы сочинских убыхов (черкесов) в Англии, 1863 г.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема, центральная Анатолия, июнь 1920 года.

Мустафа Кемаль с черкесскими ополченцами Черкес Этхема

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии
Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии с первой мировой войны. Фото 1917 г., Екатеринодар. Из личного архива Самира Хотко.

Возвращение всадников Черкесского полка Кавказской конной Туземной дивизии

КНИГИ

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы
Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2
Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев
Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”
Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.:
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

[right][/right]Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846
Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).
Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912

Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912

Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912
Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.
Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967

Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967

Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967
Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках

Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках"

Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках, отколь и когда они начало свое имеют, и
Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып. 2-3. СПб., 2006, с. 112-131

Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып. 2-3. СПб., 2006, с. 112-131

Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып.
Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007

Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007

Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007
Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.

Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.

Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.
А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок участника-иностранца

А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок участника-иностранца

А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок
О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.

О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.

О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.
Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Мечети в ауле Шаханчериехабль

Мечети в ауле Шаханчериехабль

В прошлом — аул Шаханчериехабль, а на сегодняшний день он является частью города Адыгейска. До
Мечети Аула Шабанохабль

Мечети Аула Шабанохабль

Аул Шабанохабль после вынужденного переселения стал частью г. Адыгейска. В самом центре аула
Мечети города Адыгейска

Мечети города Адыгейска

В городе Адыгейске в один день с аулом Новобжегокай, в августе 1995 года, впервые прозвучал Азан с
Мечети аула Гатлукай

Мечети аула Гатлукай

Одним из важных вопросов Гатлукайского аульского общества ещё в XIX веке являлось образование
Мечети аула Пчегатлукай

Мечети аула Пчегатлукай

В ауле действовали 3 мечети и частные медресе. Первая мечеть была открыта в 1900 году. К моменту
Мечети аула Ассоколай

Мечети аула Ассоколай

До революции в ауле Ассоколай функционировали 4 мечети. По воспоминаниям аульчан мечети не вмещали
Мечети Аула Начерезий

Мечети Аула Начерезий

До революции в ауле Начерезий действовали одна мечеть и один медресе. Когда мечети в ауле не было,
Мечети Аула Нешукай

Мечети Аула Нешукай

Яхутль Нальбий вспоминает: «В ауле Нешукай в 1902-1904 гг. были построены 2 мечети, которые
Мечети в Ауле Понежукай

Мечети в Ауле Понежукай

По воспоминаниям 89-летнего жителя аула Понежукай Ханаха Лигуцевича Панеш до революции в ауле
Посёлок Энем

Посёлок Энем

В самом центре посёлка Энем строится красивая добротная мечеть при спонсорской помощи Депутата
Мечеть в Посёлоке Яблоновский

Мечеть в Посёлоке Яблоновский

Мечеть в посёлке Яблоновском Тахтамукайского района работает с декабря 2000 года. Денежная помощь в
Зарождение ислама в Новая Адыгея

Зарождение ислама в Новая Адыгея

Аул Новая Адыгея был образован по сравнению с другими аулами не так давно, в 1925 году. В это время
Зарождение ислама в Ауле Новобжегокай

Зарождение ислама в Ауле Новобжегокай

В ауле Новобжегокай в 1879-1880 гг. было четыре мечети, три из них были построены жителями аула.
Зарождение ислама в Ауле Старобжегокай

Зарождение ислама в Ауле Старобжегокай

В ауле Старобжегокай по улице Школьной были расположены 2 мечети, а также на территории кладбища
Зарождение ислама в Ауле Козет

Зарождение ислама в Ауле Козет

Аул Козет основан на левом берегу Кубани в 1789 г. До революции действовала небольшая мечеть, но с
Зарождение ислама в Ауле Натухай

Зарождение ислама в Ауле Натухай

В ауле Натухай жили люди, владеющие арабской грамотой, которые помогали совершать религиозные
Зарождение ислама в Ауле Хаштук

Зарождение ислама в Ауле Хаштук

Для жителей аула Хаштук религия всегда играла важную роль в жизни аульчан. К сожалению, до нас
Зарождение ислама в Ауле Псейтук

Зарождение ислама в Ауле Псейтук

Небольшой адыгский аул Псейтук (Псэйтыку) расположен на левом берегу реки Кубань. По
Ислам в Ауле Панахес

Ислам в Ауле Панахес

Первую деревянную мечеть в ауле Панахес построили жители аула Ачмиз X., Хурум X., Джарим А., Хурум
Ислам в Ауле Афипсип

Ислам в Ауле Афипсип

Как и многие жители адыгских аулов, к концу Кавказской войны (1861-1864 гг.) часть жителей
01ZoNa.RU - портал о дизайне, программах и картинках

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Ноябрь 2014    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Ратмир Каров Между Ладогой и Онегой Лю Нахлуховича Трахова Мухаммад Захид аль-Каусари ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ Али Цирхиж – черкесский воин

ЛИТЕРАТУРА

Культура адыгов Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова Языковед Каплан ХУРАТОВ выдвинул смелую гипотезу – в германских языках достаточно много слов, заимствованных из адыгейского Канжальская битва

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

ПЕТР ГЕНРИ БРУС ЖАН БАТИСТ ТАВЕРНЬЕ (1605—1689 гг.) ЭМИДДИО ДОРТЕЛЛИ Д’АСКОЛИ Описание Черного моря и Татарии, составил доминиканец Эмиддио Дортелли Д’Асколи, префект Каффы, Татарии и проч., 1634 ПЕРЕСЕЛЕНИЕ (МУХАДЖИРСТВО) КАРАБУЛАКОВ В ТУРЦИЮ И АДМИНИСТРАТИВНО–ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО КАРАБУЛАКОВ В ТЕРСКОЙ ОБЛАСТИ

ЭТНОГРАФИЯ

ПЕРВОЕ ЗНАКОМСТВО С АДЫГЕЕЙ (1920—1926 гг.) Свидетельства о Черкесии в средние века В АБХАЗИИ И ЧЕРКЕСИИ (1948 г.) В ЧЕРКЕСИИ И КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ (1940 г.)

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

О черкесах Начало войны и эпоха Мансура Начало военных действий в Черкесии Борьба Черкесии против русской угрозы Вражда внутри Кабарды

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Ратмир Каров Между Ладогой и Онегой Лю Нахлуховича Трахова Мухаммад Захид аль-Каусари ПЕРЕСЕЛЕНИЕ ЗАПАДНОАДЫГСКИХ НАРОДОВ В ТУРЦИЮ

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

АДАМ ОЛЕАРИЙ (1600—1671 гг.): Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно Е. Н. КУШЕВА Народы Северного Кавказа и их связи с Россией ЕВГЕНИЙ ОСЕТРОВ Три жизни Карамзина Р. Г. СКРЫННИКОВ Иван Грозный Сношения России с Кавказом С. М. СОЛОВЬЕВ История России с древнейших времен История государства Российского Образ черкешенки у иностранных авторов Дворянские рода Большой Кабарды История Кавказа в разные эпохи Предки карачаевцев и черкесов жили на территории Северного Кавказа О кабардинцах Ногайская цивилизация Канжальская битва ЕГИПЕТСКИЕ СУЛТАНЫ С БЕРЕГОВ КУБАНИ

КУЛЬТУРА

Черкесские блюда из теста Джиовани Лукка МАЙКОПСКАЯ ПЛИТА С ДРЕВНЕЙШЕЙ КЛИНОПИСЬЮ Родная земля Огнестрельное оружие Лук и стрелы Сабли Потерянный рай Дыгъэгъазэ (Созрэш) - один из древнейших черкесских праздников Черкесские национальные праздники и день национального траура

ИСКУССТВО

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества Черкешенки в книгах европейских авторов Особые методы лечения болезней у адыгов Черкесские лошади История становление музыки в Адыгее Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство) Традиционные музыкальные инструменты адыгов Народно-поэтическое творчество и народные традиций адыгов