Авторизация | Регистрация
{main}
Батальон Бергманн

Батальон Бергманн

"В октябре-ноябре 1941 года в Германии началось создание (параллельно с туркестанским) кавказского батальона "Бергман" (Горец). Его первым командиром стал Т.Оберлендер, кадровый офицер разведки и крупный специалист по восточным проблемам. Батальон был сформирован в Нойхамере к марту 1942.
Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война.

Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война.

"Россия потерпела сокрушительнейшее поражение в последней войне, в результате чего была вынуждена отказаться от укреплений на Аландских островах, согласилась на свободу судоходства по Дунаю, отказалась от протектората над дунайскими княжествами и от части южной Бессарабии, возвращала Турции Каре.

Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война.

"Россия потерпела сокрушительнейшее поражение в последней войне, в результате чего была вынуждена отказаться от укреплений на Аландских островах, согласилась на свободу судоходства по Дунаю,

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

"Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли. Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба - слишком малая плата за

КАБАРДИНЦЫ - Краткий исторический очерк о кабардинцах

Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли целесообразным добавить некоторые сведения только о кабардинцах, имея в виду, что здесь имеются весьма

Черкесия - научно-популярный исторический фильм

Черкесия - научно-популярный исторический фильм скачать 01zona.ru mass effect 2 как изменить модель персонажа камеральная проверка при возмещении НДС

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

"Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю.
Великий Вождь также посылает нам весть дружбы и доброй воли.
Он очень добр, ибо мы знаем, что наша дружба - слишком малая плата за его расположение. Однако мы обдумаем Ваше предложение, ибо понимаем, что если не продадим землю, бледнолицый придет с ружьями и отберет ее силой.
Как вы сможете купить небо или тепло земли? Эта мысль нам непонятна.
Если мы не распоряжаемся свежестью воздуха и всплесками воды, то как вы можете купить их у нас?
Для моего народа каждая пядь этой земли священна. Каждая сверкающая сосновая шишка, каждый песчаный берег, каждый клочок тумана в темном лесу, каждая поляна и каждая жужжащая мошка - все они святы для памяти и чувств моего народа. Сок, текущий в стволах деревьев, несет в себе память краснокожих.



©Адыги.RU

Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли целесообразным добавить некоторые сведения только о кабардинцах, имея в виду, что здесь имеются весьма любопытные детали и что история этого черкесского племени, можно сказать, отличается от истории остальных черкесских племен.
Из всех горских племен кабардинцы завоевали наиболее громкую известность, благодаря своему рыцарскому и воинственному духу, храбрости, проявленной ими в борьбе против крымских татар и в других исторических ситуациях, а также в силу того главенствующего положения, которое они занимали по отношению к своим соседям. В русской истории они известны под именем «пятигорские черкесы», которое происходит от названия горы Бештау (по-русски — Пятигорье), в окрестностях которой они проживают. Существует множество преданий о происхождении кабардинцев, и мы приведем здесь некоторые из них, воздерживаясь, однако, от каких бы то ни было заключений.



© Адыги.RU
Черкесия - научно-популярный исторический фильм



скачать



mass effect 2 как изменить модель персонажа

камеральная проверка при возмещении НДС

Кавказцы издревле славились своими ратными подвигами. Во времена расцвета Римской империи в горах Армении навсегда "канули" шесть римских легионов. Грузины до сих пор гордятся многовековой борьбой своего народа с Османской империей и как национальное достояние демонстрируют заезжим туристам укрывшиеся в горах христианские монастыри с их разветвленной системой подземных ходов. Во время обострения турецко-грузинских конфликтов эти ходы позволяли мирным жителям найти защиту и кров, а воинам - незаметно подкрасться и застать врага врасплох.
У малых кавказских народов другая гордость – из представителей чеченского народа была укомплектована охрана великого князя Михаила, а ингушей набирали для охраны самого царя.



©rcnc.ru
Русско-адыгские контакты в Х – середине XVI в.

Северо-Западный и Центральный Кавказ с его адыгским населением, в отличие от Восточного Кавказа, на протяжении длительного исторического времени был приобщен к историко-политическим и историко-культурным процессам, протекавшим в Причерноморье, и имел давние связи со славянским миром.
В исторической литературе принято считать, что между предками адыгов и восточными славянами – русами – существовали определенные взаимоотношения задолго до того, как они нашли свое отражение в письменных источниках. Свидетельством тому служит богатый археологический материал из адыгских могильников IV–XII вв., по которому элементы славянской культуры прослеживаются в инвентаре и обряде погребений [1]. Вещи из этих погребений позволяют говорить о торговле между народами Северо-Западного Кавказа и Южной Русью. О развитой торговле у предков адыгов свидетельствуют также арабские письменные источники IX–X вв. (Баладзори, Ибн-ал-Факих), которые зафиксировали непосредственное проживание русов на Северо-Западном Кавказе в пределах Хазарского каганата.



©adhist.kbsu.ru
«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

"Супружеская неверность – один из самых интригующих сюжетов в истории взаимоотношения полов. В обществе, где моногамия была единственной формой семьи, должны были существовать и примеры неподчинения диктату единобрачия. Этнографическое изучение проблемы супружеской измены дает дополнительные
ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин.

ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин.

"...Выше уже говорилось, что черкес может видеть свою жену только ночью; если они случайно встречаются днем, то немедленно поворачивают в противоположные стороны - обычай, весьма благоприятствующий амурным историям и делающий женщин мишенью для соблазнителей. Застигнутый на месте ухажер должен

«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

"Супружеская неверность – один из самых интригующих сюжетов в истории взаимоотношения полов. В обществе, где моногамия была единственной формой семьи, должны были существовать и примеры неподчинения

ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин.

"...Выше уже говорилось, что черкес может видеть свою жену только ночью; если они случайно встречаются днем, то немедленно поворачивают в противоположные стороны - обычай, весьма благоприятствующий

Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ)

"Подземный мир (загробный, потусторонний, у адыгов - хьэдрыхэ) представляет собой часть общей мифологической модели мира. Если в срединном мире живут нарты (люди), то в нижнем мире обитают

Традиционная медицина адыгов (черкесов)

Наверное, с той поры как появился человек, появилась и медицина. С незапамятных времен люди добывали себе пропитание с помощью охоты, часто вели войны между собой. Все это приводило к необходимости

Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ)

"Подземный мир (загробный, потусторонний, у адыгов - хьэдрыхэ) представляет собой часть общей мифологической модели мира. Если в срединном мире живут нарты (люди), то в нижнем мире обитают хтонические существа - бляго, еминеж, змеи и т. д. Однако это не исключает существования там, судя по сказкам, и обыкновенных людей.
Жизнь их, а также обстановка, не имеет особых отличий от земной жизни. Так, люди подземного царства страдают от бляго, который запрудил воды. Они же выручают героя, помогая ему снарядиться в далекий обратный путь - земной мир. Подземный мир, как и небо, представляется семисферным. И здесь нет особого акцента на “разнокачественности” подземных сфер, хотя самая нижняя из них воспринимается как самая глубокая и отдаленная сфера.



©Адыги.RU
Традиционная медицина адыгов (черкесов) Наверное, с той поры как появился человек, появилась и медицина. С незапамятных времен люди добывали себе пропитание с помощью охоты, часто вели войны между собой. Все это приводило к необходимости выработки простейших медицинских навыков.
Адыги, являясь одним из самых древних этносов на планете, также имеют свою историю врачевания. Изучая этот вопрос, я пришел к ряду интересных для себя выводов, которыми и хочу с вами поделиться.
Наряду с большим количеством мифических и мистических представлений, народная медицина адыгов дает, зачастую, уникальные рецепты здоровья, которыми нельзя не восхищаться. Немало из них нашло применение и в официальной медицине.
В этой теме я постараюсь изложить все известные мне на сегодняшний день факты о традиционной медицине адыгов.
Большую помощь в этой работе мне оказал труд Алексея Озермесовича Шомахова – книга, написанная в соавторстве с А.А. Масловым, А.Б. Кардановым, М.Л. Беровым.

© circassia-online.com
Примета: Нельзя смотреться ночью в зеркало.

Почему: Черкесы запрещали детям смотреть в зеркало по ночам. Считалось, что в нем можно увидеть нечистую силу.
Примета: Нельзя наступать на веник в чужом доме.

Почему: Навещая родственников или друзей, черкесы всегда старались держаться подальше от веника. Считалось, что если наступить на веник в чужом доме, это к недобрым вестям.

Примета: Нельзя жечь кожуру лука, чеснока и яичную скорлупу.

Почему: Считалось, что, если сжечь кожуру лука, чеснока или яичную скорлупу, семья может обеднеть или никогда не разбогатеть.

О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии

О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии

Известные на Северном Кавказе краеведы-исследователи Мария и Виктор Котляровы из Нальчика сообщают о том, что сразу два захоронения людей с удлиненными черепами (так называемых длинноголовых) найдены в Кабардино-Балкарии. Одно из них в районе селения Кенделен, где река подмыла берег реки и
1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам

1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам

1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам Салтан-Али Абашееву и др., присланным А. Б. Черкасским с известием о победе над кубанскими татарами. В канцелярию Правительствующего сената в письме адмирала, генерала, кавалера и

1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам

1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам Салтан-Али Абашееву и др., присланным А. Б. Черкасским с известием о победе над кубанскими

С. А. ТУЧКОВ: ЗАПИСКИ. 1766-1808

Я не успел еще осмотреться в новом моем расположении, не только чтобы просить отпуска, как в сверх ожидания моего произведен я был в генерал-майоры 291 и назначен шефом кавказского гренадерского

Государь Николай Павлович. Из автобиографических рассказов бывшего Кавказского офицера

Зимою 1839 года вслед за освобождением моим из плена у черкесов с Кавказа я был призван в Петербург по именному повелению Государя — «для отдыха и для личного объяснения». Так значилось в

Описание прилегающих территорий к Майкопу

Еще не так давно, года три тому назад, одним из украшений служили леса, облегающие Майкоп почти с трех сторон, являя собой, если можно так выразиться, образец флоры закубанского края. Обилие

О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии

О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии
Известные на Северном Кавказе краеведы-исследователи Мария и Виктор Котляровы из Нальчика сообщают о том, что сразу два захоронения людей с удлиненными черепами (так называемых длинноголовых) найдены в Кабардино-Балкарии. Одно из них в районе селения Кенделен, где река подмыла берег реки и обнажила останки человека с черепом яйцевидной формы (на снимке). Другое в селение Дейское, где при рытье ямы в огороде было найден скелет человека в сидящей позе (напоминающей позу фараона), длина черепа которого практически в два раза больше обычного.
О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии
Известные на Северном Кавказе краеведы-исследователи Мария и Виктор Котляровы из Нальчика сообщают о том, что сразу два захоронения людей с удлиненными черепами (так называемых длинноголовых) найдены в Кабардино-Балкарии. Одно из них в районе селения Кенделен, где река подмыла берег реки и обнажила останки человека с черепом яйцевидной формы (на снимке). Другое в селение Дейское, где при рытье ямы в огороде было найден скелет человека в сидящей позе (напоминающей позу фараона), длина черепа которого практически в два раза больше обычного.

1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам Салтан-Али Абашееву и др., присланным А. Б. Черкасским с известием о победе над кубанскими татарами. В канцелярию Правительствующего сената в письме адмирала, генерала, кавалера и губернатора азовского и тайного советника и президента Адмиралтейств графа Федора Матвеевича Апраксина, писанном из Троицка сентября 15-го, а в Москве полученном сего октября в 3-ем числе, написано, что де сентября 13 числа писал к нему || от реки Кубана князь Александр Бекмурзин сын Черкасской, что де августа 30 числа у горских черкес с кубанцами, которыми командовал мурадын салтан, был бой, на котором оных кубанцев черкесы побили 359, да в полон взяли 40 человек, а других потопили в реке Кубану; и сам де салтан ушел ранен с немногими людьми. Также и лошадей взято многое число; и стою ведомостью кабардинские владельцы прислали узденей своих Салтан-Алея Абашева с товарищи 3-х человек и просили чрез письмо, что тех их присланных узденей отправить до царского величества; и по тому их прошению, оных от них присланных узденей отпустил к Москве и велел явиться в канцелярии Правительствующего сената, понеже о царском величестве, где ныне || изволит обретаться, ведомости не имеет.



©Адыги.RU

Я не успел еще осмотреться в новом моем расположении, не только чтобы просить отпуска, как в сверх ожидания моего произведен я был в генерал-майоры 291 и назначен шефом кавказского гренадерского полка, находящегося на Кавказской линии. Причиною сего неожиданного производства было то, что Павел I рассердился на корпус князя Конде (принц Конде (Louis-Henry-Joseph, due de Bourbon–1764–1830) – последний в роде Conde, отец злополучного герцога Энгиенского, расстрелянного Наполеоном, глава французских эмигрантов-роялистов, был принят в 1797 году со своим корпусом в русскую службу Павлом I. Корпус этот численностью около 10000 чел. расположен был в Волыни.), а потому и новых французских эмигрантов, из которых многие служили в российском войске в достоинстве полковников и были старше [219] меня по службе. Хотя Павел I наблюдал старшинство при производстве, но сие обстоятельство заставило его отступить от принятого им правила и произвесть меня в генералы. С крайним сожалением оставил я Фанагорийский гренадерский полк и отправился на Кавказскую линию чрез Шклов. Я не мог там долго медлить; но генерал Зорич 292 успел выдать за меня свою племянницу и снабдить нас всем потребным для дальнего сего путешествия. Прочие же обещания он оставил до удобнейшего времени, в чем как я, так и жена моя, не имели ни малейшего сомнения.




© Адыги.RU
Текст воспроизведен по изданию: Кавказская война: истоки и начало. 1770-1820 годы. СПб. Звезда. 2002
Государь Николай Павлович. Из автобиографических рассказов бывшего Кавказского офицера

Зимою 1839 года вслед за освобождением моим из плена у черкесов с Кавказа я был призван в Петербург по именному повелению Государя — «для отдыха и для личного объяснения». Так значилось в министерском предписании, причем мне было разрешено представить Государю Императору и освободителя моего, ногайского князя Тембулата Карамурзина. Не все одинаково смотрели на мое дело, не ото всех удостоились мы с Карамурзиным равно поощрительного приветствия. Генерал Шуберт, исправлявший должность генерал-квартирмейстера, непосредственный начальник мой, встретил меня с равнодушною важностью; военный министр, тогда еще граф, в последствии князь Чернышев, и Клейнмихель, позже пожалованный в графы, удостоили выразить мне свое одобрение, не переступая однако за пределы форменной служебной внимательности. Зато в высшей степени благосклонно принял Государь Николай Павлович, да русское общество почтило меня многочисленными доказательствами своего неподдельного сочувствия.



© Адыги.RU
Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества и абречества в период Кавказкой войны и утверждения колониально-административной системы. Общественные институты, зародившись в определенную эпоху, в определенных социально-политических условиях, с изменением этих условий, с течением
Черкешенки в книгах европейских авторов

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно светлая, но не мертвой бледности. Брови темные, шелковистые, широкие посредине, сужающиеся к краям. Белки

Черкешенки в книгах европейских авторов

Вот как описал идеал женской красоты итальянский художник Фиренцуола: «Волосы нежно золотые с бронзовым оттенком, густые и длинные. Ширина лба вдвое превосходила его высоту. Кожа ослепительно

Особые методы лечения болезней у адыгов

Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

История становление музыки в Адыгее

Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И.

Особые методы лечения болезней у адыгов

Особые методы лечения болезней у адыгов
Понятие о храбрости и стойкости, а также внешней опрятности, воспитанности и скромности человека чеченцы связывают с образом адыга-горца. Оки говорят: «Он подобен черкесу!» «Она словно черкешенка».

Чеченская поговорка гласит: «Чергачин мехкарнй санна хаза, създа!» дословно: «Как девушки-черкешенки, красивы, скромны!»; «Одежда его словно сшита черкешенками, соревнуясь между собою! Черкешенки отличаются замечательным искусством в женских работах; скорее изорвется материя, чем шов, сделанный их рукой; серебряный галун их работы неподражаем. Во всем, что они приготовят, обнаруживается хороший вкус и отличное практическое приспособление.
16 ноября 2014

Черкесские лошади

Черкесские лошади
".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины. Ничего не может быть более простым, чем их метод объезжания лошадей: черкес сначала доставал лассо, что является само по себе искусством необычной опасности, так как покинутое стадо бродит полудико по лесам.
Крупные жанры хоровой музыки создавались по образцам советского официоза, как правило, в связи с юбилейными и памятными датами общественного значения, такими как 100-летие со дня рождения В.И. Ленина, 50-летие образования ААО, 30-ти и 40-летие Победы и др. В Материалах областного совещания работников культуры АО 1975 г., содержащих итоги работы секции композиторов Адыгеи за семь лет (с 1968 г.), как главное достижение, демонстрирующее рост композиторского мастерства, упоминается обращение авторов к крупным хоровым формам: оде (М.Бесиджев «Я славлю руки человека»), оратории («Земля отцов» М.Бесиджева, «Ленин вечно живой» Г.Чича) и др.1 Несмотря на стилевую заштампованность и образно-тематическую ограниченность, хоровая музыка оказалась именно той областью, в которой активно велись поиски национального языка и линейно возрастало композиторское мастерство.

Все перечисленные особенности становления композиторского творчества обусловили своеобразие формирования академической традиции музыкального искусства в Адыгее, «кровно» связанной с «государственной» культурой. Самодеятельный статус

композиторов обусловил зависимость их творчества от художественной самодеятельной среды, определившей идейнообразное содержание произведений, эстетические каноны, жанровые приоритеты.

В целом период становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е годы характеризуется интегрированием в стилевое пространство «советской музыки», в которое композиторы вошли через освоение общесоветской массовой песни, инструментальных обработок-вариаций. Этот период можно определить как этап первоначального профессионального освоения национального материала.

В начале 90-х прошлого века композиторское творчество в Адыгее развивается в новом социокультурном контексте, который связан с общероссийскими перестроечными процессами во всех сферах общественной жизни, а также с изменением политического статуса национальной автономии, которая в 1991 году стала республикой в составе России.

До 1991 года незначительное число членов профессионального Союза композиторов СССР, проживающих в Адыгее, не давало возможности открытия нового отделения в Майкопе. Многие годы У.Тхабисимов, А.Нехай, Г.Чич, Ш.Шу входили в состав Краснодарского отделения Союза композиторов СССР. Регулярные поездки в Краснодар на творческие заседания, показ и прослушивание новых сочинений с их последующим обсуждением, творческие диспуты, общение с известными деятелями музыкальной культуры Кубани - Г.Пономаренко, В.Захарченко,

А.Селезневым, В.Комиссинским, В.Пономаревым, Н.Хлопковым, -все это содействовало творческой активности адыгских композиторов.

Появление в Адыгее членов профессионального Союза композиторов фактически и юридически давало основание для организации в республике самостоятельного отделения творческого союза. Один из ведущих авторов А.Нехай возглавил организационную работу в этом направлении. Он считал, что только Союз может поднять престиж композиторов в обществе, способствовать внедрению в жизнь подлинных музыкальных ценностей. Осенью 1992 года состоялось первое заседание Союза композиторов Адыгеи, объединившего Умара Тхабисимова, Аслана Нехая, Гиссу Чича, Каплана Туко, Шабана Шу, Аллу Соколову.

Новый политический статус дал Адыгее возможность относительно самостоятельно определять стратегию культурного строительства. Главным направлением культурных преобразований в Адыгее стало создание профессиональных творческих коллективов - Симфонического оркестра, Камерного музыкального театра, Государственного ансамбля народной песни и танца Адыгеи «Исламей», Оркестра русских народных инструментов «Русская удаль», Хоровой капеллы. Изменился образовательный статус музыкально-педагогического факультета Адыгейского государственного университета, преобразованного в 1997 году в Институт искусств. В целом такая «глобализация» культурной жизни стала возможной благодаря росту исполнительского профессионализма, явившегося результатом функционирования уже отлаженной системы музыкального образования, а также активной деятельности и личной инициативе профессионального музыканта, первого министра культуры Адыгеи Адама Асхадовича Ханаху (1946-1999).

Появление профессиональных коллективов открывало новые возможности для реализации творческих планов композиторов. И действительно, они способствовали подъему творческой активности. Хоровая капелла, Симфонический оркестр, Камерный театр стали мощным стимулом для композиторского творчества М.Хупова. А.Нехай создал богатейший репертуар для ансамбля «Исламей».


Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.




Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.

Ашуйская цивилизация

Ашуйская цивилизация

Ашуйское царство - цивилизация абхазо-адыгских народов (включая абазин и убыхов) относящаяся к бронзовому веку, была распространена на территории Северного Кавказа и Причерноморья, класифицируемая как раннеклассовая локальная цивилизация 1-го поколения.
Мечети Аула Пшикуйхабль

Мечети Аула Пшикуйхабль

По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул Понежукай, а позже стали проводить молитву в частных домах. В знак благодарности мусульмане в конце года

Мечети Аула Пшикуйхабль

По воспоминаниям старшего поколения в ауле Пшикуйхабль до революции были одна мечеть и четыре медресе. В то время, когда в ауле не было мечети, аульчане на коллективную молитву ездили в аул

Мечети аула Казанукай

В ауле Казанукай были 2 мечети и 2 медресе. В одном из них преподавал Тлецери Шумаф. В бывшем ауле Казанукай хадж совершили: Беретарь Хасан и Зекох Магамет, Зекох Ханашхо, Панеш Заурбеч, Хут-Хаджи.

Мечети в ауле Шаханчериехабль

В прошлом — аул Шаханчериехабль, а на сегодняшний день он является частью города Адыгейска. До революции духовным и культурным центром аула была мечеть, располагавшаяся у берега реки Псекупс. Первым

Мечети города Адыгейска

В городе Адыгейске в один день с аулом Новобжегокай, в августе 1995 года, впервые прозвучал Азан с минаретов новой мечети. Мечеть в городе Адыгейске — это отреставрированное здание старой аптеки. Она

Мечети аула Казанукай

В ауле Казанукай были 2 мечети и 2 медресе. В одном из них преподавал Тлецери Шумаф.
В бывшем ауле Казанукай хадж совершили: Беретарь Хасан и Зекох Магамет, Зекох Ханашхо, Панеш Заурбеч, Хут-Хаджи. Сын Зекох Магамета — Зекох Пашхо тоже был эфенди, совершившим хадж, причем трижды. На третий раз по пути домой скончался, и был похоронен в Стамбуле. Сын Зекох Пашхо — Зекох Масхуд совершил хадж между двумя войнами, прожил 110 лет.
Представители рода Зекох и сегодня трудятся на пути Аллаха. Сын Зекох Масхуда Казбек Масхудович
(в данное время житель а. Понежукай) является имамом мечети а. Нешукай. В свои немолодые годы осуществляет деятельность эфенди в аулах Нешукай и Джиджихабль.
В прошлом — аул Шаханчериехабль, а на сегодняшний день он является частью города Адыгейска.
До революции духовным и культурным центром аула была мечеть, располагавшаяся у берега реки Псекупс. Первым эфенди был Мамий Ибрагим, приглашённый из аула Шабанохабль. Религиозное образование в ауле Шаханчериехабль получили всего 15 человек. Они все совершили паломничество в Мекку. Они читали Коран, совершали намаз и учили тому же аульчан.
В городе Адыгейске в один день с аулом Новобжегокай, в августе 1995 года, впервые прозвучал Азан с минаретов новой мечети.
Мечеть в городе Адыгейске — это отреставрированное здание старой аптеки. Она расположена на центральном проспекте г. Адыгейска. По просьбам верующих строение было передано мусульманской общине и при помощи спонсоров преобразовано в прекрасную мечеть.
На открытии мечети собрались верующие из г. Адыгейска и окрестных аулов. С этим большим событием их поздравил Муфтий ДУМ РА и КК, на тот период, Сагид Хуако. Много добрых слов и слов благодарности на открытии мечети было сказано эфенди г. Адыгейска Хазретом Ереджибоком.
С 1996 года на протяжении 10 лет имамом г. Адыгейска работал Неджмедин Абази, ныне главный имам и первый заместитель муфтия РА и КК. Уже после первого года работы Н. Абази в качестве имама, мечеть не вмещала всех желающих. Н. Абази имеет высшее исламское оьразование. Н. Абази регулярно обучал в мечети основам ислама и арабскому языку всех желающих, и не только в г. Адыгейске, но и в других населенных пунктах Теучежского, Тахтамукайского районов и г. Краснодара.
В нынешнее время имамом г. Адыгейска является Юсуф Шеуджен, выпускник исламского института им. Абу Ханифы (г. Черкесск).
Одним из важных вопросов Гатлукайского аульского общества ещё в XIX веке являлось образование детей. Зажиточные семьи были озабочены обучением своих детей религиозному вероучению. И в конце XIX века в ауле Гатлукай по инициативе Сельмена Тлюстена
были открыты две мечети и при них медресе. В этих медресе образование получили Х. Тхатель, Я.П. Тлехас, С.С. Мешвез. Затем они уезжали повышать знания по религии у эфенди в аулы Новобжегокай, Панахес, Тугургой. Впоследствии эти люди, изучив арабский язык и укрепив свои знания, сами стали обучать население и передавать ему свои знания. В 1897 году в ауле насчитывалось религиозно-грамотных людей 18 человек: 17 мужчин и одна женщина.
В ауле Гатлукай на сегодняшний день коллективного места поклонения Аллаху не имеется. Мусульмане аула узнав, что одно из ветхих строений аула раньше служило мечетью, готовы были выкупить его, отремонтировать и отреставрировать. Однако после того, как специалисты не дали никакой гарантии, что старые стены выдержат реставрационные работы, им пришлось оставить эту идею и подумать о строительстве новой мечети. На месте предполагаемой мечети мусульмане поставили столб с микрофоном, с высоты которого 5 раз в день звучит призыв к молитве.
До революции в ауле Ассоколай функционировали 4 мечети. По воспоминаниям аульчан мечети не вмещали желающих принять участие в коллективной молитве,
поэтому мусульмане располагались по бокам мечети и делали намаз вместе со всеми.
В ауле в разное время эфенди работали: Шеуджен Боусатыко, Козин Балыуко, Емтыль Набележко, Богус Рандзыхко, Гучетль Махмуд, Гучетль Рашид, Гучетль Сагид, Емиж Мос.асредина Нуховича.
Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе

Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе

"РОЖДЕНИЕ СОСРУКО. В самом мифе нартского эпоса о рождении Сосруко имеются довольно интимные подробности: «Сэтэней жьыщIакIуэ псым кIуащ. Псым здакIуам и Iэщхьэлъащхьэр дрихейщ, и бостеикIэр иIэтри, и лъэнкIапIэ хужитIыр къыщIэщу псы уфэм мывэм тетIысхьэри, тIысауэ къилъэгуъуащ Арыкъыпс и адрыщIкIэ
КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

"Однажды бог плодородия Тхаголедж одарил нартов семенами проса, велел сеять его и обещал урожайные годы. -Из одного только зерна моего проса можно сварить полный котёл пасты,- сказал Тхаголедж. Поблагодарили его нарты. Чтобы сохранить чудесные семена, построили они медный амбар и стали сторожить

КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА

"Однажды бог плодородия Тхаголедж одарил нартов семенами проса, велел сеять его и обещал урожайные годы. -Из одного только зерна моего проса можно сварить полный котёл пасты,- сказал Тхаголедж.

Ахейские мужи

"И по сей день есть на Тамани Киммерийский остров, что за станицей Фонталовской (раньше Фонтаны). Там экспедиции ученых обнаружили своего рода «таманские Помпеи» — античную деревню Ахиллеон на

Михаил Лохвицкий - ГРОМОВЫЙ ГУЛ

ГРОМОВЫЙ ГУЛ Историческая повесть Памяти моего деда З. П. Лохвицкого (Аджук-Гирея) «И были люди только единым народом, но разошлись…» Причин, заставивших меня государственного преступника Якова

Слова приветствия в адыгском языке

Еcли подумать, более изумительного, чем слово, человек ничего не создал. Знать бы, что легло в основу тою или иного слова, почему оно обозначает то, а не иное понятие, — и многое прояснилось бы,

Ахейские мужи

"И по сей день есть на Тамани Киммерийский остров, что за станицей Фонталовской (раньше Фонтаны). Там экспедиции ученых обнаружили своего рода «таманские Помпеи» — античную деревню Ахиллеон на одноименном мысе. Там же на землях бывшего колхоза «Искра» раскопали святилище Ахилла, горельеф которого экспонируется в Таманском археологическом музее. Напротив, через Киммерийский Боспор, ныне Керченский, археологами найден городок Боспора Мирмекий, что в переводе с греческого значит Муравьиный.



©Адыги.RU
Виктор Чащин, историк-краевед

ГРОМОВЫЙ ГУЛ Историческая повесть

Памяти моего деда З. П. Лохвицкого (Аджук-Гирея)

«И были люди только единым народом, но разошлись…»

Причин, заставивших меня государственного преступника Якова Кайсарова, сосланного в места не столь отдаленные, а именно, на Верхнюю Тунгузку, или, как ее именуют тунгузы, Ангару, за измену воинскому долгу и оскорбление, нанесенное члену царствующей фамилии, причин этих, заставивших меня взяться за перо, несколько. Вернее, главная причина одна, а вот соображений, вытекающих из нее, предостаточно

Я не литератор, мне не приходилось писать ничего, кроме писем,— говорили, правда, что они удавались,— и не знаю, как писатели находят ту именно первую фразу, с которой должно начинаться их творение, будь то роман или повесть, или биографические записки. Впрочем, решись я писать мемуары, дело обстояло бы проще пареной репы. Мемуары нынче на Руси пишут все, кому не лень, и начинаются они одинаково: «Я, такой-то, родился…» Или: «Мой дед, такой то, был…» И пошла писать губерния! Мемуары, по мо им наблюдениям, в большинстве своем пишутся людьми самовлюбленными, воображающими, что жизнь и образец для подражания, наука потомкам. Такие мемуары все равно что памятник, поставленный при жизни самому себе калужским купцом третьей гильдии по фамилии, насколько мне помнится, Опришкин. Памятник представлял собой аляповатое сооружение из полированного мрамора, с крестом, с разными колоннами по углам и позолоченной надписью: «Зри, прохожий, се я, человек, до последнего дня трудившийся на благо отечеству, за что был окружен бесконечным уважением сограждан». Но я не намереваюсь вспоминать своих предков и не ради удовлетворения тщеславия и возвеличивания своей персоны сижу сейчас перед окном, выходящим на потемневшую Ангару, рву лист бумаги за листом, грызу перо и чувствую себя человеком, заблудившимся в бескрайней степи. Поскольку я взялся писать, не умеючи, буду излагать все, как бог на душу положит, по возможности кратко, задерживаясь лишь на том, что представляется важным или лучше помнится, или очень уж дорого мне, и ничего не стану исправлять, зачеркивать и переписывать. Если иные воззрения мои покажутся наивными, суждения излишне резкими, а события и люди обрисованными с пристрастием в ту или иную сторону, пусть читатель, прежде чем осудить меня, подумает о том, что строки эти написаны не образованным литератором и мыслителем, а всего лишь разжалованным поручиком ссыльным, а главное, пусть не побоится прямо и честно посмотреть в лицо правде.



©Адыги.RU
Слова приветствия в адыгском языке
Еcли подумать, более изумительного, чем слово, человек ничего не создал. Знать бы, что легло в основу тою или иного слова, почему оно обозначает то, а не иное понятие, — и многое прояснилось бы, стало на свои места. К примеру, не связано ли, не имеет ли отношение адыгское слово “ебла-гьэ” (добро пожаловать, приглашение в дом) к поговорке “Л1эужьыр бжьиблкЬ мауэ” (Родословие исчисляется до седьмого колена), к слову “бжьибл”, вернее к его части “блы” (семь). Не означало ли это: “породнись с нами, присоединяйся к нам, становись таким, как мы, похожим на нас”, ведь и родственника по женской линии, свойственника адыги называли словом той же основы - “благъэ” (родственник).
11 декабря 2014

Культура адыгов

Культура адыгов
Два-три десятилетия назад по всей стране шли острые дискуссии, между сторонниками технического развития общества, считавшими, что научно-техническая революция является ключом к решению всех социальных проблем, с одной стороны, и представителями гуманитарных наук, утверждавшими, что целью общественного развития должен быть человек, а не техника, что только через признание главнейшей ценностью человека, его духовных запросов и исканий можно совершенствовать общество и решать задачи, стоящие перед ним,— с другой. Первые получили название «физиков», вторые—«лириков». Речь шла фактически о том, что важнее: иметь автомобиль, самолет, холодильник, или же сохранить способность восхищаться, негодовать, думать о «высших материях», мучиться загадками бытия. «Физики» считали все это пустой лирикой и говорили, что с точки зрения физических, химических и иных естественно-научных достижений человек не представляет ничего загадочного, что уже в ближайшее время будет сконструирован искусственный человек, который будет несравненно совершеннее природного, естественно-рожденного индивида. В подтверждение они ссылались на достижения кибернетики, бывшей в то время, пожалуй, самой молодой наукой. «Лирики», возражая им, говорили, что запрограммированный робот не может сравниться с живым существом, что и сам человек, и его задачи в мире не исчерпываются добыванием материальных благ, что ему предстоят грандиозные, задачи раскрытия самых глубинных тайн мироздания и смысла собственного существования, и что такие задачи искусственный интеллект не только не сможет решить, но даже и не сможет поставить.
Образ черкесского воина в творчестве М.Ю.Лермонтова
История доносит до нас различные характеристики, даваемые временем различным обстоятельствам и народам. В характеристике черкесов время выделило их воинственность в качестве доминировавшей черты этих племен.
На эту доминанту опирается память о черкесах, сохраняемая на Кавказе и во всех странах, куда бросала судьба черкесские племена. Черкесы – бесстрашные и суровые воины – в течение многих веков держали в страхе своих врагов, сохраняя пределы своей страны труднодоступными для них.
Теучежский район

Теучежский район

Теучежский район, как самостоятельная административная единица, был образован 1 августа 1924 года. Первоначально район назывался Джиджихабльским. Районный центр находился в ауле Джиджихабль. В конце 1925 года районный центр был перенесен в аул Понежукай, а район назывался Понежукайским. В 1929 году
Касо́ги

Касо́ги

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков. 943 год — «люди из страны кашаков», так впервые упомянул арабский историк и географ Аль-Масуди, в своем

Касо́ги

Касо́ги, (или косо́ги или кашаги) — этноним (адыгов), часто встречающийся в русских, грузинских, арабских, византийских и других исторических и географических источниках, средних веков. 943

ЭТНОТОПОНИМ КАБАРДА: К ИСТОКАМ НАЗВАНИЯ

Наиболее полно существующие сведения о происхождении названия Кабарда представлены в исследовании известного специалиста по адыгской ономастике Дж. Н. Кокова, однако и у него нет однозначного ее

Аул Шенджий, соборная мечеть

(Фото из архива Национального музея Республики Адыгея) Мечеть в ауле Шенджий была очень красивым кирпичным зданием узорчатой кладки, увенчанным шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Оно

Грузия, Иран и Кавказ

Грузины, имеющие глубокие связи и культурную близость с северокавказскими народами, в IV в. приняли христианство. Грузия также подверглась нападению войск Ченгизхана и Тимурленга во время их походов

ЭТНОТОПОНИМ КАБАРДА: К ИСТОКАМ НАЗВАНИЯ

ЭТНОТОПОНИМ КАБАРДА: К ИСТОКАМ НАЗВАНИЯ

Наиболее полно существующие сведения о происхождении названия Кабарда представлены в исследовании известного специалиста по адыгской ономастике Дж. Н. Кокова, однако и у него нет однозначного ее объяснения. Указывая на этот факт, историк Ч. Э. Карданов в своей книге, вышедшей в 1997 г., сделал вывод: хотя адыги, населявшие Кабарду, и назывались кабардинцами, происхождение самого названия остается неизвестным. О возникновении названия Кабарда есть и публикации фольклорных текстов, а также статья А. И. Абдокова «Откуда пошло название Кабарда?», представляющая собой, главным образом, пересказ этих текстов2. Возникновение термина Кабарда одно из преданий относит ко времени пращура кабардинских князей — Инала. Оно повествует, что у князя Инала когда-то гостил ферендж (генуэзец)-паша.
Аул Шенджий, соборная мечеть

(Фото из архива Национального музея Республики Адыгея)

Мечеть в ауле Шенджий была очень красивым кирпичным зданием узорчатой кладки, увенчанным шестиугольным куполом с полумесяцем и звездой. Оно было построено на свои средства известным черкесским купцом, заводчиком и меценатом Лю Траховым.

Внутреннее убранство храма отличалось такой же богатой красотой, как и внешний вид. На праздник открытия, в сентябре 1898 года прибыли все духовные и светские персоны черкесов, множество почтенных чинов и гостей.

Мечеть, построенная Лю Траховым, в то время являлась лучшей на Кубани (в Западной Черкесии). На втором этаже здания разместилось медресе. При мечети было также зарегистрировано мусульманское общество.

Здание мечети, построенное Лю Траховым, сохранилось и поныне, послужив в период фашистской оккупации конюшней, а в послевоенное время – детским садиком, школьным помещением и магазином. В настоящее время в здании бывшей мечети размещается фельдшерско-акушерский пункт.
Грузия, Иран и Кавказ
Грузины, имеющие глубокие связи и культурную близость с северокавказскими народами, в IV в. приняли христианство. Грузия также подверглась нападению войск Ченгизхана и Тимурленга во время их походов на Кавказ. Последующие 400 лет этот регион подвергался набегам и со стороны двух мусульманских государств - Османской империи и Ирана. На протяжении этого времени грузинские правители не раз обращались за помощью к России.
Мафэхабль - это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты
Аул Мафэхабль — это единственный адыгский (черкесский) аул, где компактно проживают репатрианты. Решение об основании этого аула было принято 1 августа
1998 года после переселения первой группы адыгов из автономного края Косово (Югославия) на историческую землю. Официальный статус аула Мафэхабль получил только 10 сентября 2007 г. после принятия соответствующего Постановления Правительства РФ (№ 572).
Аул Шенджий, соборная мечеть
Аул Шенджий, соборная мечеть.

В сентябре 1898г. состоялось открытие Соборной мечети, построенной Лю Траховым в ауле Шенджий. Это была первая мечеть на Северном Кавказе, построенная из кирпича. На втором этаже здания разместилось медресе. При мечети было зарегистрировано мусульманское общество.

Здание мечети, построенное Лю Траховым, сохранилось и поныне, послужив в период фашистской оккупации конюшней для немцев, а в послевоенное время – детским садиком, школьным помещением и магазином. В настоящее время в здании бывшей мечети размещается фельдшерско-акушерский пункт.

ФОТО НОВОСТИ:

Рубо Франц Алексеевич

Шашка. 1883 39,5х30 Бумага, тушь
Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

М. Микешин. Типы и виды Кавказа и Малой Азии. Слева направо: два курда-чертопоклонника, кабардинец, чеченец, курд-магометанин из окрестностей Вана. Рисунок 1876 года в оригинальном цвете.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

Теодор Горшельт-Черкесы, 1862
Теодор Горшельт-Черкесы, 1862

Теодор Горшельт-Черкесы, 1862

Круговой сбор черкесского войска

Круговой сбор черкесского войска.Гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станисласа Белла. Изд. 1840 г. в книге Белла "Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839".

Круговой сбор черкесского войска

Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.
Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.
Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.


Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.

Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.

Сирийские черкесы на военной службе Франции

Сирийские черкесы на военной службе Франции

Сирийские черкесы на военной службе Франции

Черкесский страж. Амман, Иордания. 1948 г.

Черкесский страж. Амман, Иордания. 1948 г.

Черкесский страж. Амман, Иордания. 1948 г.

КНИГИ

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы
Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2
Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев
Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”
Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.:
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

[right][/right]Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846
Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).
Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912

Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912

Потто В.А. Два века терского казачества (1577-1801), 1912
Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.

Лавров Л.И. Этнография Кавказа, 1982.
Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967

Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967

Лавров Л. И. Историко-этнографические очерки Кавказа, 1967
Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках

Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках"

Ригельман А. «История, или повествование о Донских казаках, отколь и когда они начало свое имеют, и
Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып. 2-3. СПб., 2006, с. 112-131

Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып. 2-3. СПб., 2006, с. 112-131

Я. А. Гордин. Русский человек и Кавказ. Культура и общество. Альманах Фонда им. Д.С. Лихачева. Вып.
Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007

Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007

Яков Гордин. Черкесия – “Кавказская Атлантида”. Опубликовано в журнале “Звезда”, 12/2007
Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.

Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.

Потто А.В. Том 1. «Кавказская война» От древнейших времён до Ермолова.
А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок участника-иностранца

А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок участника-иностранца

А. Фонвилль. Последний год войны Черкессии за независимость. 1863-64 гг. Из записок
О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.

О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.

О Георгии Федоровиче Турчанинове и его открытии и дешифровке древнейшей письменности Кавказа.
Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

Турчанинов Г. Ф. Открытие и дешифровка древнейшей письменности Кавказа

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война.

Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война.

"Россия потерпела сокрушительнейшее поражение в последней войне, в результате чего была вынуждена
Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году

"Великий Вождь из Вашингтона извещает, что желает купить нашу землю. Великий Вождь также посылает
Ахейские мужи

Ахейские мужи

"И по сей день есть на Тамани Киммерийский остров, что за станицей Фонталовской (раньше Фонтаны).
Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ)

Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ)

"Подземный мир (загробный, потусторонний, у адыгов - хьэдрыхэ) представляет собой часть общей
Михаил Лохвицкий - ГРОМОВЫЙ ГУЛ

Михаил Лохвицкий - ГРОМОВЫЙ ГУЛ

ГРОМОВЫЙ ГУЛ Историческая повесть Памяти моего деда З. П. Лохвицкого (Аджук-Гирея) «И были люди
КАБАРДИНЦЫ - Краткий исторический очерк о кабардинцах

КАБАРДИНЦЫ - Краткий исторический очерк о кабардинцах

Ранее уже приводились исторические сведения о черкесах в целом; несмотря на это, мы сочли
Черкесия - научно-популярный исторический фильм

Черкесия - научно-популярный исторический фильм

Черкесия - научно-популярный исторический фильм скачать 01zona.ru mass effect 2 как изменить
О «ДИКОЙ» ДИВИЗИИ

О «ДИКОЙ» ДИВИЗИИ

Кавказцы издревле славились своими ратными подвигами. Во времена расцвета Римской империи в горах
Русско-адыгские контакты в Х – середине XVI в.

Русско-адыгские контакты в Х – середине XVI в.

Северо-Западный и Центральный Кавказ с его адыгским населением, в отличие от Восточного Кавказа, на
Кто такие мамхеги?

Кто такие мамхеги?

Мамхеги (Мамхыгъ) в начале XIX века обитали при слиянии рек Белой и Курджипс, в верховьях реки Уль,
\"AiiA.PRO

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Март 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Батдыев Мустафа Азрет-Алиевич Батоко Нияз Мухадин Батырай Озбек Бгажноков Хачим Гумарович Бегидов Адельгери Беджанов Мурат Безрукович

ЛИТЕРАТУРА

Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА Ахейские мужи Михаил Лохвицкий - ГРОМОВЫЙ ГУЛ

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

О найденных захоронениях длинноголовых сообщают краеведы-исследователи из Кабардино-Балкарии 1711 г. 10 октября Указ Правительствующего сената Посольскому приказу о выдаче жалованья кабардинским послам С. А. ТУЧКОВ: ЗАПИСКИ. 1766-1808 Государь Николай Павлович. Из автобиографических рассказов бывшего Кавказского офицера

ЭТНОГРАФИЯ

Теучежский район Касо́ги ЭТНОТОПОНИМ КАБАРДА: К ИСТОКАМ НАЗВАНИЯ Аул Шенджий, соборная мечеть

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

Возрождение «Последних из ушедших» Выселение убыхов с Черноморского побережья Кавказа К 250-летию начала агрессии Российской Империи против Черкессии Черкесские диверсанты "Псыхадзэ" Крымский поход османо-англо-французских военных сил (1853-1856)

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Батдыев Мустафа Азрет-Алиевич Батоко Нияз Мухадин Батырай Озбек Бгажноков Хачим Гумарович Бегидов Адельгери

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

Батальон Бергманн Парижский конгресс 1856г. 25фев - 16 апр | Крымская война. Речь индейского вождя Сиэтла в 1854 году КАБАРДИНЦЫ - Краткий исторический очерк о кабардинцах Черкесия - научно-популярный исторический фильм О «ДИКОЙ» ДИВИЗИИ Русско-адыгские контакты в Х – середине XVI в. Кто такие мамхеги? ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ: ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА (1836 г).ОБЩИЕ ЗАМЕТКИ О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ НАРОДОВ КАВКАЗА. КАБАРДИНЦЫ ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ: ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА (1836 г).ОБЩИЕ ЗАМЕТКИ О НРАВАХ И ОБЫЧАЯХ НАРОДОВ КАВКАЗА. ПЛЕМЕНА ЧЕРКЕССКИЕ КСАВЕРИО ГЛАВАНИ: ОПИСАНИЕ ЧЕРКЕССИИ АДАМ ОЛЕАРИЙ: ОПИСАНИЕ ПУТЕШЕСТВИЯ ГОЛШТИНСКОГО ПОСОЛЬСТВА В МОСКОВИЮ И ПЕРСИЮ. Части 94-104: XCIX (Книга VI, глава 20) О черкасских татарах КНИГА ПОБЕД: Рассказ о посылке Тимуром мирзы Мираншаха и мирзы Мухаммед-Султана против черкесов КАРАУЛОВ Н. А.: Сведения арабских писателей X и XI веков по Р. Хр. о Кавказе, Армении и Адербейджане. ДУБРОВИН Н. - Черкесы

КУЛЬТУРА

«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин. Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ) Традиционная медицина адыгов (черкесов) Черкесские народные приметы: Нечистая в зеркале Черкесские народные приметы: Плохие вести от веника Черкесские народные приметы: Сжег скорлупу - к безденежью Черкесские народные приметы: Младенец и веник Обычное право кавказских горцев Применение древних обрядов и судов у Кавказских народов

ИСКУССТВО

Трансформация традиционных черкесских институтов наездничества Черкешенки в книгах европейских авторов Особые методы лечения болезней у адыгов Черкесские лошади История становление музыки в Адыгее Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года Черкесское клинковое оружие XIX – начала XX веков (Производство) Традиционные музыкальные инструменты адыгов Народно-поэтическое творчество и народные традиций адыгов