Авторизация | Регистрация
{main}
Абуков Атажуко Мусович

Абуков Атажуко Мусович

Абуков Атажуко Мусович (1790-не ранее 1852 г.), подполковник (к 1851 г.), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени. В «экспедициях против непокорных горцев» под командованием генерала А. П. Ермолова с 1822 г. В офицерском звании прапорщика с 01 /14.09.1829 г. Награжден золотыми
Адыги привлекались на воинскую службу для войны с Турцией

Адыги привлекались на воинскую службу для войны с Турцией

В 1877-1878 гг. для участия в войне против Турции были сформированы Сборные команды Терского казачьего войска, Кабардино-Кумыкский, Кабардино-Горский, Кубанско-Горский конно-иррегулярные полки и другие части и подразделения.

Адыги привлекались на воинскую службу для войны с Турцией

В 1877-1878 гг. для участия в войне против Турции были сформированы Сборные команды Терского казачьего войска, Кабардино-Кумыкский, Кабардино-Горский, Кубанско-Горский конно-иррегулярные полки и

Привлечение к воинской службе сыновей знатных адыгов

В конце XVIII - начале XIX в. сыновей знатных адыгов так же, как и представителей других горских народностей Кавказа, старались принимать на воинскую службу в России на основании 784-й статьи 3-го

Адыги на российской службе

Кавказ в политике различных держав, в том числе Турции и Ирана, Англии и России, всегда занимал важное место. Действия правителей этих государств часто дестабилизировали обстановку в регионе на

История возникновения адыгского флага

Популярное среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX в.

Привлечение к воинской службе сыновей знатных адыгов

Привлечение к воинской службе сыновей знатных адыгов
В конце XVIII - начале XIX в. сыновей знатных адыгов так же, как и представителей других горских народностей Кавказа, старались принимать на воинскую службу в России на основании 784-й статьи 3-го тома военных постановлений «для того, чтобы сблизить их с русскою службою и тем положить влияние на других их соотечественников».
Адыги на российской службе
Кавказ в политике различных держав, в том числе Турции и Ирана, Англии и России, всегда занимал важное место. Действия правителей этих государств часто дестабилизировали обстановку в регионе на протяжении сотен лет.
Адыги (известные у соседних народов как черкесы) до окончания Кавказской войны в 1864 г. являлись одним из самых многочисленных этносов на Северном Кавказе.

История возникновения адыгского флага
Популярное среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел принято выводить из исторической ситуации XIX в.
Подготовка и организация военного похода. Тактика боевых действийОрганизация военных походов и тактика боевых дей­ствий имели свои особенности в зависимости от различных условий и факторов. Допустим, если в походе принимало участие несколько тысяч человек - это было войско «дзэ», если же несколько человек или несколько десятков - это был небольшой от­ряд - «гуп». В зависимости от численности таких отрядов применялась различная тактика. Это могло быть конное войско - «шуудзэ», или пешее войско - «лъэсыдзэ»; конный отряд - «шу гуп», пеший от­ряд — « лъэс гуп ».
Убыхи. Пешее войскоУбыхи, как и кабардинцы, стояли на более высокой, чем их соседи ступени военной организации. Предводитель на все время похода имел право казнить ослушников. Каж­дый терпеливо переносил от него брань, и даже побои, на которые в другое время, убых ответил бы оружием. Во вре­мя похода предводитель пользовался безусловным повино­вением всей партии. Предводителю предоставлялось право действовать по своему усмотрению и не открывать никому заранее своих намерений.
Основные заветы приветствия у адыгов

Основные заветы приветствия у адыгов

В отношении этого характерна адыгская притча, в которой приветствуется о следующем.. Перед смертью отец завещал сыну: никогда в поле на работе не здоровайся ни с кем, всегда ешь вкусно и каждый день надевай новую обувь. Умер отец, и сын стал жить по его заветам. Не здороваясь ни с кем в поле, он,
Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год

Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год

В ночь с 21 на 22 марта наступает Новый год по Черкесскому (адыгскому) календарю. Он имеет астрономическое обоснование и связан с весенним равноденствием - Гъэрэ щlырэ щызыхэкl, когда продолжительность дня равна продолжительности ночи. С этого момента день начинает прибавлять, знаменуя Новый цикл

Основные заветы приветствия у адыгов

В отношении этого характерна адыгская притча, в которой приветствуется о следующем.. Перед смертью отец завещал сыну: никогда в поле на работе не здоровайся ни с кем, всегда ешь вкусно и каждый день

Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год

В ночь с 21 на 22 марта наступает Новый год по Черкесскому (адыгскому) календарю. Он имеет астрономическое обоснование и связан с весенним равноденствием - Гъэрэ щlырэ щызыхэкl, когда

«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

"Супружеская неверность – один из самых интригующих сюжетов в истории взаимоотношения полов. В обществе, где моногамия была единственной формой семьи, должны были существовать и примеры неподчинения

ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин.

"...Выше уже говорилось, что черкес может видеть свою жену только ночью; если они случайно встречаются днем, то немедленно поворачивают в противоположные стороны - обычай, весьма благоприятствующий

«Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции

"Супружеская неверность – один из самых интригующих сюжетов в истории взаимоотношения полов. В обществе, где моногамия была единственной формой семьи, должны были существовать и примеры неподчинения диктату единобрачия. Этнографическое изучение проблемы супружеской измены дает дополнительные возможности для выяснения гендерной стратификации в семье и обществе. Традиционная адыгская семья описывается как глубоко патриархальная на разных исторических этапах. Более того, ее многопоколенный состав и многочисленность членов, живущих в одном дворе, не предусматривала возможности приватизации личной жизни каждого из них: каждый человек в семье был на виду, а женщины – под особым присмотром. Традиционная форма жилища, состоявшая из ряда комнат, каждая из которых имела отдельный выход в общий двор, и то, что жилые помещения не предполагали их четкой специализации, (кроме лагунэ – маленькой супружеской спальни), делала практически невозможным личное уединение членов большой семьи и скрытый контакт с кем-либо.



©Адыги.ru

"...Выше уже говорилось, что черкес может видеть свою жену только ночью; если они случайно встречаются днем, то немедленно поворачивают в противоположные стороны - обычай, весьма благоприятствующий амурным историям и делающий женщин мишенью для соблазнителей. Застигнутый на месте ухажер должен заплатить сумму, соответствующую мере оскорбления, нанесенного мужу. Муж не осмеливается покуситься на жизнь своего соперника, поскольку в этом случае он должен будет оплатить его смерть родственникам. Что касается женщины, нарушившей супружескую верность, то муж отрезает ей волосы и рукава платья и отправляет ее в таком виде на лошади к ее родителям, которые ее убивают или продают.
Бывают и такие мужья-варвары, которые отрезают провинившейся жене нос или уши, но немногие из них решаются на подобные крайности, которые влекут за собой выплату, на что может (иметь право) претендовать семья жены и которая бывает весьма значительной в зависимости от нанесенных увечий. Если молодой муж замечает, что его жена не девственница, он ее тут же отправляет к родителям и сохраняет за собой калым, а девушку ее родственники продают или убивают.»



©Адыги.ru

"Подземный мир (загробный, потусторонний, у адыгов - хьэдрыхэ) представляет собой часть общей мифологической модели мира. Если в срединном мире живут нарты (люди), то в нижнем мире обитают хтонические существа - бляго, еминеж, змеи и т. д. Однако это не исключает существования там, судя по сказкам, и обыкновенных людей.
Жизнь их, а также обстановка, не имеет особых отличий от земной жизни. Так, люди подземного царства страдают от бляго, который запрудил воды. Они же выручают героя, помогая ему снарядиться в далекий обратный путь - земной мир. Подземный мир, как и небо, представляется семисферным. И здесь нет особого акцента на “разнокачественности” подземных сфер, хотя самая нижняя из них воспринимается как самая глубокая и отдаленная сфера.



©Адыги.RU
Традиционная медицина адыгов (черкесов) Наверное, с той поры как появился человек, появилась и медицина. С незапамятных времен люди добывали себе пропитание с помощью охоты, часто вели войны между собой. Все это приводило к необходимости выработки простейших медицинских навыков.
Адыги, являясь одним из самых древних этносов на планете, также имеют свою историю врачевания. Изучая этот вопрос, я пришел к ряду интересных для себя выводов, которыми и хочу с вами поделиться.
Наряду с большим количеством мифических и мистических представлений, народная медицина адыгов дает, зачастую, уникальные рецепты здоровья, которыми нельзя не восхищаться. Немало из них нашло применение и в официальной медицине.
В этой теме я постараюсь изложить все известные мне на сегодняшний день факты о традиционной медицине адыгов.
Большую помощь в этой работе мне оказал труд Алексея Озермесовича Шомахова – книга, написанная в соавторстве с А.А. Масловым, А.Б. Кардановым, М.Л. Беровым.

© circassia-online.com
Примета: Нельзя смотреться ночью в зеркало.

Почему: Черкесы запрещали детям смотреть в зеркало по ночам. Считалось, что в нем можно увидеть нечистую силу.
Абуков Султан-бек

Абуков Султан-бек

Абуков Султан-бек (он же Тлостанбек) Магометович (1 843-не ранее 1878 г.), прапорщик (28.06.1865), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк), сын офицера. В службе в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества конвоя состоял
Абуков Пшимахо Батырович

Абуков Пшимахо Батырович

Абуков Пшимахо Батырович (1892 - не ранее 1925 г.), корнет(1919), из кабардинских узденей. Родился в ауле Абукова. В Первую мировую войну служил в составе Кабардинского конного полка Кавказской Туземной конной дивизии. Награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Произведен из юнкеров милиции в

Абуков Пшимахо Батырович

Абуков Пшимахо Батырович (1892 - не ранее 1925 г.), корнет(1919), из кабардинских узденей. Родился в ауле Абукова. В Первую мировую войну служил в составе Кабардинского конного полка Кавказской

Абуков Магомет

Абуков Магомет (1820-1873), подпоручик (11.09.1846), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк). В экспедициях российских войск с 1838 г. Произведен в офицерское звание

Абуков Исхак

Абуков Исхак (?-не ранее 1850 г.), майор (к 1848 г.), из кабардинских (бывших абазинских) узденей. В 1844 г. в чине штабс-капитана состоял по армейской кавалерии. К15.03.1849 г. «местом жительства

Абуков Беслан

Абуков Беслан (он же Бейслан, Биерслан) Ата-жукович (он же Хаджи-Атажукович, по другим данным - Исхакович) (1828-не ранее 1886 г.), ротмистр (25.07.1856), из кабардинских (бывших абазинских) узденей

Абуков Султан-бек

Абуков Султан-бек (он же Тлостанбек) Магометович (1 843-не ранее 1878 г.), прапорщик (28.06.1865), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк), сын офицера. В службе в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества конвоя состоял оруженосцем с 1860г. (01.05.1861), юнкером -с 1863г. Произведен в офицерское звание прапорщика 28.06.1865 г. с зачислением по армейской кавалерии. К 1867 г., после переселения с р. Подкумокна р. Золка, проживал в Большой Кабарде в ауле Абукова.
2 апреля 2015

Абуков Султан-бек

Абуков Султан-бек (он же Тлостанбек) Магометович (1 843-не ранее 1878 г.), прапорщик (28.06.1865), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк), сын офицера. В службе в лейб-гвардии Кавказско-Горском полуэскадроне собственного Его Императорского Величества конвоя состоял оруженосцем с 1860г. (01.05.1861), юнкером -с 1863г. Произведен в офицерское звание прапорщика 28.06.1865 г. с зачислением по армейской кавалерии. К 1867 г., после переселения с р. Подкумокна р. Золка, проживал в Большой Кабарде в ауле Абукова.
Абуков Пшимахо Батырович (1892 - не ранее 1925 г.), корнет(1919), из кабардинских узденей. Родился в ауле Абукова. В Первую мировую войну служил в составе Кабардинского конного полка Кавказской Туземной конной дивизии. Награжден Георгиевским крестом 4-й степени. Произведен из юнкеров милиции в прапорщики милиции 13.06.1917 г. Награжден орденом Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» (09.1917). Участник Гражданской войны в чине корнета в составе 1 -го Кабардинского конного полка белогвардейской Кабардинской конной дивизии, позднее - поручик 2-го Кабардинского конного полка той же дивизии. Проживал в Большой Ка-барде. Мать Жан. Братья - Залим-Гери, Булат.
2 апреля 2015

Абуков Магомет

Абуков Магомет (1820-1873), подпоручик (11.09.1846), из кабардинских (бывших абазинских) узденей 2-й степени (беслен-уорк). В экспедициях российских войск с 1838 г. Произведен в офицерское звание прапорщика 31.08.1839 г. «За участие в отражении в 1846 г. нападения на Кабарду Шамиля» произведен в подпоручики 11.09.1846 г. Проживал в своем ауле Абуковском, состоявшем из 14 дворов между Эшкаконом и р. Подкумок. После 1865 г. переселен в Кабарду, в 1870 г. проживал в новом ауле Абукова. Был женат. Сыновья - Султан-Бек, Исмаил (1854 г. р.), Матгирей (1856 г. р.), Мита, Тембот (1860 пр.), Лукман (1863 г. р.), Мусса, Джамалдин (1868 г р.), Таусултан (1872 г. р.), Хамид (1873 г. р.).

1 апреля 2015

Абуков Исхак

Абуков Исхак (?-не ранее 1850 г.), майор (к 1848 г.), из кабардинских (бывших абазинских) узденей. В 1844 г. в чине штабс-капитана состоял по армейской кавалерии. К15.03.1849 г. «местом жительства имел крепость Киспо-водскую». Был женат.
Кузнечные работы

Кузнечные работы

Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой, удилами, уздечками и пр. Эти изделия изготавливались местными кузнецами, которых в Кабарде вплоть до последней трети XIX в. было немного. Всего по одномудвум хорошим седельным кузнецам насчитывалось в
Шорное производство

Шорное производство

Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка, тебеньки, подпруги, уздечка, подушка и т. п. Наибольшей известностью на Северном Кавказе пользовались шорные изделия кабардинцев. О. В. Маргграф отмечал, что кабардинским, или черкесским, шорным товаром

Шорное производство

Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка, тебеньки, подпруги, уздечка, подушка и т. п. Наибольшей известностью на Северном Кавказе пользовались

Конское снаряжение

В. Гейслер. Простой черкес и черкесский князь в полном вооружении на коне, конец XVIIIв. В XV в свидетельству Д. Интериано, конь мог принадлежать только знатному человеку Он писал об адыгской знати:

Налокотники, или наручи

Предназначались для защиты руки от ударов клинка. Черкесская принадлежность налокотников определяется их формой и украшением: главная пластина неглубока и прикрепляется к руке при помощи еще двух

Шлемы

Д. Интериано описал внешний вид шлема XV в.: военный головной убор черкесов «походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по древнему обычаю»

Конское снаряжение

Конское снаряжение
В. Гейслер. Простой черкес и черкесский князь в полном вооружении на коне, конец XVIIIв.
В XV в свидетельству Д. Интериано, конь мог принадлежать только знатному человеку Он писал об адыгской знати: «они не терпят, чтобы их подданные держали лошадей, и если случится вассалу вырастить как-нибудь жеребенка, то как только он станет большим, его отнимет дворянин и даст ему взамен быков, присовокупляя такие слова: "вот это, а не конь больше подходит для тебя"» /Интериано, 47/. Данные более поздних источников это свидетельство не подтверждают. Уже Эвлия Челеби сообщает о наличии у черкесских племен многочисленных конных отрядов /Челеби, II, 63—66/. Конечно, среди воинов этих отрядов были не только «знатные», то есть феодалы, но и их вассалы, в числе которых находились простые люди. Тем не менее следует иметь в виду, что лошади у адыгов употреблялись преимущественно для верховой езды, а в горах под вьюк, но не для сельскохозяйственных работ, и поэтому далеко не всякий простолюдин мог позволить себе роскошь — владение конем. К тому же, по наблюдениям Дж. Лукка, черкесские лошади дороги, они ценятся из-за своей резвости «дороже татарских» /Лукка, 72/.
Налокотники, или наручиПредназначались для защиты руки от ударов клинка. Черкесская принадлежность налокотников определяется их формой и украшением: главная пластина неглубока и прикрепляется к руке при помощи еще двух небольших пластинок, скрепленных кольчужными колечками и застежками. Поверхность наручей иногда украшали гравировкой или позолотой с надписями, и по краям налокотников около запястья располагались серебряные накладки, поверхность которых покрывалась черневым и гравированным орнаментом и надписями. Вспомним, как описывал М. Ю. Лермонтов «удалого кабардинца»: Он в кольчуге драгоценной, В налокотниках стальных, Из Корана стих священный Писан золотом на них.
17 марта 2015

Шлемы

Шлемы Д. Интериано описал внешний вид шлема XV в.: военный головной убор черкесов «походит на те, которые мы видим на древних изображениях, он закрывает щеки и прикрепляется под горлом, по древнему обычаю» /Интериано, 50/. Дж. Лукка отмечал, что голову черкесы защищают «кольчатым шишаком, покрывающим лицо» /Лукка, 71/. Рассказав о том, что черкесская знать посещает близких соседей в вооружении — в кольчугах и шишаках, Э. Д'Асколи добавляет, что последние украшены «в виде розеток из золоченого серебра» /Д'Асколи, 63/. Как уже отмечалось, Г.-Ю. Клапрот указывал на существование двух видов шлемов: небольшого (кипха) и большого (таш) /Клапрот, 266/. Ж.-Ш. де Бессе подтверждает это /Бессе, 335/. Оба шлема различались своей высотой.
Газыри, пороховницы, натруски К огнестрельному оружию полагалось снаряжение. Дюбуа де Монпере (1833 г.) следующим образом описывает принадлежности к огнестрельному оружию: «На груди с двух сторон имеются два маленьких кармашка или чаще два ряда маленьких коробочек или патронных гильз, сделанных из дерева, камыша, кости или металла.
17 марта 2015

Пистолеты

Пистолеты
В Черкесии бытовали «собственно черкесские и турецкие пистолеты» /Хан-Гирей, 243/. Если ружья на Кавказ пришли с Востока, то пистолеты — с Запада, как, впрочем, и в Турцию и Северную Африку О западном происхождении черкесского пистолета свидетельствует, на мой взгляд, прежде всего форма рукояти, заканчивающейся шариком. Можно предположить, что прототипом для нее послужила рукоять западноевропейских колесцовых пистолетов XVI— XVII вв. Западные пистолеты, по-видимому, ввозились на Кавказ через черноморские порты. К производству собственных пистолетов в
Черкесии приступили, думается, не ранее середины XVIII в.; такое заключение можно сделать на основании того, что все замки на пистолетах идентичны замкам на ружьях, датируемым второй половиной XVIII—XIX вв.

ФОТО НОВОСТИ:

Рубо Франц Алексеевич

Шашка. 1883 39,5х30 Бумага, тушь
Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

М. Микешин. Типы и виды Кавказа и Малой Азии. Слева направо: два курда-чертопоклонника, кабардинец, чеченец, курд-магометанин из окрестностей Вана. Рисунок 1876 года в оригинальном цвете.

Типы и виды Кавказа и Малой Азии

Теодор Горшельт-Черкесы, 1862
Теодор Горшельт-Черкесы, 1862

Теодор Горшельт-Черкесы, 1862

Круговой сбор черкесского войска

Круговой сбор черкесского войска.Гравюра О. Барнарда с рисунка Джеймса Станисласа Белла. Изд. 1840 г. в книге Белла "Journal of a Residence in Circassia during the Years 1837, 1838 and 1839".

Круговой сбор черкесского войска

Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.
Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.
Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.


Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.

Бойцы Черкесского эскадрона. Дамаск. Июнь, 1941.

КНИГИ

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы
Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2
Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев
Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”
Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.:
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

[right][/right]Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846
Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

Фадеев Ростислав Андреевич. Дело о выселении горцев (1890 г).

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Аул Тауй

Аул Тауй

Касаясь аулов, название которых созвучно рассматриваемой фамилии, отметим еще один документ ~
Основные заветы приветствия у адыгов

Основные заветы приветствия у адыгов

В отношении этого характерна адыгская притча, в которой приветствуется о следующем.. Перед смертью
Аул Кошерокова

Аул Кошерокова

В книге историка Александра Мусукаева «Века род ос ло-вий& напечатано предание, согласно которому
Аул Абаева

Аул Абаева

Согласно «Ведомости исчисления Кабардинского народа.., &, составленной с участием Якуба Шарданова в
Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год

Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год

В ночь с 21 на 22 марта наступает Новый год по Черкесскому (адыгскому) календарю. Он имеет
История возникновения адыгского флага

История возникновения адыгского флага

Популярное среди адыгов знамя с изображением 12 пятиконечных звезд и трех перекрещенных стрел
Кузнечные работы

Кузнечные работы

Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой,
Шорное производство

Шорное производство

Главными предметами шорного производства на Кавказе являлись принадлежности седла: обшивка,
Конское снаряжение

Конское снаряжение

В. Гейслер. Простой черкес и черкесский князь в полном вооружении на коне, конец XVIIIв. В XV в

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Апрель 2015    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Yandex

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Агоев Джансох Агиров Магомет-Рауф Абуков Хаджи Абдрахманов Хабиж Хажибекирович Абаев Асламбек Абезыванов Бата

ЛИТЕРАТУРА

Литературные архетипы в романе Н. Куека “Вино мертвых” Mотив непорочного зачатия в адыгском нартском эпосе КАК СОСРУКО ВЕРНУЛ НАРТАМ СЕМЕНА ПРОСА Ахейские мужи

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Абуков Султан-бек Абуков Пшимахо Батырович Абуков Магомет Абуков Исхак

ЭТНОГРАФИЯ

Аул Боташева Аул Тауй Аул Кошерокова Аул Абаева

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

Возрождение «Последних из ушедших» Выселение убыхов с Черноморского побережья Кавказа К 250-летию начала агрессии Российской Империи против Черкессии Черкесские диверсанты "Псыхадзэ" Крымский поход османо-англо-французских военных сил (1853-1856)

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Агоев Джансох Агиров Магомет-Рауф Абуков Хаджи Абдрахманов Хабиж Хажибекирович Абаев Асламбек

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

Абуков Атажуко Мусович Адыги привлекались на воинскую службу для войны с Турцией Привлечение к воинской службе сыновей знатных адыгов Адыги на российской службе История возникновения адыгского флага Подготовка и организация военного похода. Тактика боевых действий Убыхи. Пешее войско Военное дело у хеттов Тактика боя у хеттов Законы войны - завоевание и ограбление Жизнь и хозяйство хеттов Свод законов применяемых хеттами Землевладение у хеттов Позднехеттские царства Ахейцы и троянцы в хеттских текстах

КУЛЬТУРА

Основные заветы приветствия у адыгов Адыгэ Илъэсыщlэ / Черкесский Новый год «Mэтушкэ уз», о любви вне брака в черкесской традиции ИОГАНН БЛАРАМБЕРГ ТОПОГРАФИЧЕСКОЕ, СТАТИСТИЧЕСКОЕ, ЭТНОГРАФИЧЕСКОЕ И ВОЕННОЕ ОПИСАНИЕ КАВКАЗА. Влияние женщин. Традиционное адыгское представление о загробном мире (хьэдрыхэ) Традиционная медицина адыгов (черкесов) Черкесские народные приметы: Нечистая в зеркале Черкесские народные приметы: Плохие вести от веника Черкесские народные приметы: Сжег скорлупу - к безденежью Черкесские народные приметы: Младенец и веник

ИСКУССТВО

Кузнечные работы Шорное производство Конское снаряжение Налокотники, или наручи Шлемы Газыри, пороховницы, натруски Пистолеты Кинжалы Шашки Седельное производство