Авторизация | Регистрация
{main}
Черкешенка по происхождению - Алия Баха ад-дин Тоукан

Черкешенка по происхождению - Алия Баха ад-дин Тоукан

Третья жена короля Хусейна, дочь иорданского дипломата, королева Алия Баха ад-дин Тоукан (1948 - 1977) родила ему дочь Хайю и сына Али. Погибла в результате крушения вертолета. В ее честь назван аэропорт в Аммане. Была очень яркой личностью. Много внимания уделяла программам детского образования,
Этнотерриториальное деление Западной Черкесии

Этнотерриториальное деление Западной Черкесии

Динамика этнических процессов в Западной Черкесии в эпоху позднего средневековья и в новое время характеризовалась несколькими тенденциями, определявшими специфику развития этнического и субэтнического уровней самосознания адыгов. Население Западного Кавказа с древнейших времен отличалось

Этнотерриториальное деление Западной Черкесии

Динамика этнических процессов в Западной Черкесии в эпоху позднего средневековья и в новое время характеризовалась несколькими тенденциями, определявшими специфику развития этнического и

Французская служба – черкесы

Формально черкесские эскадроны относились к Армии Леванта (туземным войскам), но их образцовая служба и преданность Франции ставит их в один ряд с самыми залуженными французскими частями. Предки

Бларамберг Иоганн. Сваны

Сваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они иберы по происхождению и говорят на грузинском языке. Страбон размещал их по соседству с

Кабардинцы.

Кабардинцы, адыге (самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и

Французская служба – черкесы

Французская служба – черкесыФормально черкесские эскадроны относились к Армии Леванта (туземным войскам), но их образцовая служба и преданность Франции ставит их в один ряд с самыми залуженными французскими частями. Предки сирийских черкесов переселились на Ближний Восток в конце девятнадцатого века с Кавказа, где Россия активно утверждала свое владычество. В 1922 году при эскадроне мобильной жандармерии (gendarmerie mobile) был создан первый конный отряд Черкесов (Tcherkess). Их мужество, выносливость и надежность заставляет обратить на себя внимание, и в ноябре 1925 года создаются первые три эскадрона Черкесов.
Бларамберг Иоганн. СваныСваны теперь, как и прежде, занимают высокогорье Кавказа поблизости от Эльбруса, к юго-западу от него. Они иберы по происхождению и говорят на грузинском языке. Страбон размещал их по соседству с Диоскурией, а Плинии писал: «Река Коби с Кавказских гор течет через земли сванов». Еще и сегодня сваны живут в верхнем течение реки Хоби, название которой более точно написано Аррианом, чем Плинием. Птолемей называет этот народ свано-колхами. Вот сведения, оставленные об этом народе Плинием и Страбоном.
26 декабрь 2015

Кабардинцы.

Кабардинцы.Кабардинцы, адыге (самоназвание), народ в России (численность 386 тыс. человек), коренное население Кабардино-Балкарии (около 364 тыс. человек). Живут также в Краснодарском и Ставропольском краях и Северной Осетии. Общая численность в пределах бывшего СССР — около 391 тыс. человек. Живут и во многих странах Юго-Восточной Азии, Западной Европы и Северной Америки. Говорят на кабардино-черкесском языке абхазо-адыгской группы северокавказской семьи. Письменность на основе русского алфавита. Верующие — мусульмане-сунниты, моздокские кабардинцы — в основном христиане-православные.
26 декабрь 2015

Кавказские горцы

Кавказские горцыКаковы-же причины, поставившие туземцев Терской области и ка¬заков в такое положение, что они постоянно готовы резать друг друга? Среди местных русских обывателей (исключая небольшой группы интелли¬генции), и не только их одних, а и среди многих столичных публици¬стов, наибольшею популярностью пользуются мнения, рассматривающие ныне существующую взаимную вражду казачьяго и туземного населения Северного Кавказа, как остаток прежних военно-враждебных отношений, или как продукт национальной обособленности той и другой половины населения. Мнения эти могут казаться до известной степени основатель¬ными лишь до тех пор, пока мы будем ограничиваться рассмотрением положения дела в небольшой области; но раз мы перенесем вопрос на более широкую почву, несостоятельность указанных объяснений вражды между туземцами и казаками станет вполне очевидною.
26 декабрь 2015

Кавказские горцы

Кавказские горцыВо время моего пребывания в Терской области, меня страшно пора¬зила взаимная ненависть, которую питают друг к другу два главные эле¬мента населения области — казаки и туземцы, ненависть эта проявляется в чувствах и воззрениях казаков и туземцев и в тысячах столкновений тех и других друг с другом. Для казака туземец является не человеком, а так «тварью» какою-то, церемониться с которою решительно нет ника¬кого резона. В свою очередь и туземец видит в казаке только «неверную собаку». Стычки и столкновения между казаками и туземцами — самое обыденное явление здесь. Встреча казака с туземцем где-нибудь в поле, или нескольких казаков с туземцем и нескольких туземцев с казаком — редко обходится без истории: самое меньшее, если в этом случае про¬изойдет драка и избиение слабейшей стороны, а сплошь и рядом случается
убийство. Убийство здесь вообще настолько заурядное явление, что к нему решительно все привыкли и оно не вызывает ничьего удивления.
Быт Нартов

Быт Нартов

Часть V - Хасэ Обычаи, традиции и этикет, которые складывались у адыгов веками, имели для них силу и закона, и религии, и царя. Единственным законодательным органом в Черкесии было Хасэ. "Хассус" в переводе с хеттского означает «царь». В правление Хасэ никогда не избирались люди, проявившие себя
Знай свою родословную.

Знай свою родословную.

Понятие "род" возникло на заре человечества, когда сородичи, то есть люди от одного предка, были тесно связаны взаимопомощью и взаимозащитой. Род возглавлялся старейшинами, умудренными жизненным опытом и славными делами, делавшими род сильнее, дружнее и достойнее.

Быт Нартов

Часть V - Хасэ Обычаи, традиции и этикет, которые складывались у адыгов веками, имели для них силу и закона, и религии, и царя. Единственным законодательным органом в Черкесии было Хасэ. "Хассус" в

Знай свою родословную.

Понятие "род" возникло на заре человечества, когда сородичи, то есть люди от одного предка, были тесно связаны взаимопомощью и взаимозащитой. Род возглавлялся старейшинами, умудренными жизненным

Кавказский след

Предшественницей Георгиевской медали «За храбрость», самой массовой российской награды в годы Первой мировой войны, была награда локальная — за подвиги на Кавказе. Причем жаловалась она горцам —

Почитание старших

"Отдай жизнь, но честь сохрани" - так гласит черкесская пословица. Одним из наиболее важных обычаев адыгов является почитание старших. Нельзя обращаться без особого разрешения к старшему. Об

Кавказский след

Кавказский след
Предшественницей Георгиевской медали «За храбрость», самой массовой российской награды в годы Первой мировой войны, была награда локальная — за подвиги на Кавказе. Причем жаловалась она горцам — подданным русского императора, служившим в армейских или иррегулярных войсковых частях.
10 ноябрь 2015

Почитание старших

Почитание старших
"Отдай жизнь, но честь сохрани" - так гласит черкесская пословица. Одним из наиболее важных обычаев адыгов является почитание старших.

Нельзя обращаться без особого разрешения к старшему. Об оскорблении стариков не могло быть и речи, поскольку это несмываемым позором ложилось не только на имя оскорбившего, но и на весь его род. Младший не может сесть в присутствии старшего. Окликнуть старшего по возрасту нельзя. Прежде чем обратиться к старшему, необходимо его догнать, поздоровавшись, встать с левой стороны и начать разговор, предварительно спросив у старшего разрешения.
Гость - посланник Бога.
Традиции гостеприимства адыгов уходят в глубину тысячелетий. Одно из народных преданий гласит, что однажды Бог решил проверить, как люди исполняют заповеди добра и милосердия, любви к ближнему, и послал на землю пророка Гису. Приняв обличье нищего, пророк, посланник Аллаха, стал обходить дворы одного селения.
10 ноябрь 2015

Псапэ - Начало Души

Псапэ - Начало Души
"Псапэ" - одно из любимых слов родного языка. Оно спасает нас каждый день. Стремление его свершить - осталось в нас, как-бы сильно мы не потеряли себя.

"Псапэ" - это доброе дело, совершаемое от души, без ожидания ответного поступка. Совершивший не хвастал, и даже старался скрыть, чтоб не обязать человека ответной помощью...

"Псапэ" - буквальный перевод - НАЧАЛО ДУШИ!!! Мудрые предки знали, что только с доброго дела начинается душа.

Пусть вашу жизнь наполняет желание совершить
ПСАПЭ, тогда никто не останется одиноким в своем одиночестве.

- Помоги нуждающемуся, ведь это псапэ!
Исследования кабардинского феодального Хасэ
Хотя кабардинская феодальная хаса не стала предметом специального исследования, некоторые ее особенности затрагивались в работах Е. Н. Кушевой ', Н. X. Тхамокова 2 и Е. Дж. Налоевой 3. Для того чтобы оценить вклад каждого из этих авторов в изучение темы, необходимо, по крайней мере, иметь достаточно ясное представление о тех материалах, которые составили исходную основу их суждений по данной проблеме.
Женская одежда адыгов была еще красивее мужской.

Женская одежда адыгов была еще красивее мужской.

"Костюм черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голубые платья, у которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая, и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или
Иосафат Барбаро

Иосафат Барбаро

Иосафат Барбаро (сер. XV в.), посетивший земли черкесов, сообщает о том что жизнь средневекового адыга была целиком связана с конем. Наибольшее распространение имели следующие породы коней: шоолох, бечкан, куденет, крымшокал, жирашты, абук, хагундоко, шеджароко, алчэтыр, трам, шагди. Самыми

Иосафат Барбаро

Иосафат Барбаро (сер. XV в.), посетивший земли черкесов, сообщает о том что жизнь средневекового адыга была целиком связана с конем. Наибольшее распространение имели следующие породы коней: шоолох,

Т. Лапинский

Т. Лапинский, прибывший с отрядом добровольцев в Черкесию и в течение трех лет воевавший на стороне черкесов против русских войск, писал: «Когда вступаешь на землю свободной Черкесии, то сначала не

Дж. Белл

Дж. Белл с удивлением отмечал: «Общественное мнение и установленные обычаи — вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может

Англичанин Э. Спенсер

Англичанин Э. Спенсер, в 30-х годах XIX столетия посетивший Черкесию, отмечал: «Реальный факт заключается в том, что жители этой части Кавказа… сейчас представляют странную аномалию народа,

Женская одежда адыгов была еще красивее мужской.

Женская одежда адыгов была еще красивее мужской.
"Костюм черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голубые платья, у которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая, и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или желтого шелка, проходят в отверстия рукавов платья, а эти последние, разрезанные по всей длине их, болтаются вокруг стана. Платье, панталоны, рубашка - весь костюм украшен самыми причудливыми арабесками из серебра. На головах девушки носят высокие остроконечные шапочки, волосы заплетаются в три косы, из которых одна висит сзади на спине, две же другие выставляются вперед и спускаются до пояса, сделанного из красного сафьяна и усеянного разными серебряными бляхами и другими украшениями"

Французский военный советник А. Фанаиль.
Женская одежда адыгов была еще красивее мужской.
"Костюм черкешенок еще более возвышает их прелести. Они носят голубые платья, у которых талия застегивается на груди серебряными бляхами; затем широкая юбка, спереди открытая, и цветные широкие турецкие панталоны, спускающиеся до лодыжек; их руки, покрытые рубашечными рукавами из красного или желтого шелка, проходят в отверстия рукавов платья, а эти последние, разрезанные по всей длине их, болтаются вокруг стана. Платье, панталоны, рубашка - весь костюм украшен самыми причудливыми арабесками из серебра. На головах девушки носят высокие остроконечные шапочки, волосы заплетаются в три косы, из которых одна висит сзади на спине, две же другие выставляются вперед и спускаются до пояса, сделанного из красного сафьяна и усеянного разными серебряными бляхами и другими украшениями"

Французский военный советник А. Фанаиль.
10 сентябрь 2015

Иосафат Барбаро

Иосафат Барбаро
Иосафат Барбаро (сер. XV в.), посетивший земли черкесов, сообщает о том что жизнь средневекового адыга была целиком связана с конем. Наибольшее распространение имели следующие породы коней: шоолох, бечкан, куденет, крымшокал, жирашты, абук, хагундоко, шеджароко, алчэтыр, трам, шагди. Самыми распространенными и знаменитыми породами были шоолох и бечкан. Первый был особенно хорош как скакун, а представителей второй породы адыги использовали для продолжительных переходов и состязаний.
«Черкесские кони высоко ценятся — отмечал француз М. Пейсонель, — они рослые, хорошо сложены, сильны, быстрые на бегу и выносливые. Голова у них напоминает немного клюв и, вообще, сами кони походят на английских».
6 сентябрь 2015

Т. Лапинский

Т. Лапинский, прибывший с отрядом добровольцев в Черкесию и в течение трех лет воевавший на стороне черкесов против русских войск, писал: «Когда вступаешь на землю свободной Черкесии, то сначала не можешь поверить, каким образом народ, у которого почти каждый ребенок носит оружие, который не имеет писанных законов, исполнительной власти, даже начальников и предводителя, может не только существовать, но еще противостоять долгие годы такому колоссу, как Россия, и сохранить свою независимость. Причина этому — крепкая социальная организация народа, опирающаяся на национальные традиции и обычаи, которая не только охраняет личность и имущество каждого, но также делает трудными и почти невозможными все физические и моральные попытки к покорению страны».
5 сентябрь 2015

Дж. Белл

Дж. Белл
Дж. Белл с удивлением отмечал: «Общественное мнение и установленные обычаи — вот что, кажется, является высшим законом в этой стране; в общем, я могу только поражаться тем порядком, который может проистекать из такого положения дел. Случаются насильственные жестокие поступки и явные преступления, но все это является, главным образом, результатом ссор или их последствий и происходит сравнительно редко. Немногие страны, с их установленными законами и всем сложным механизмом правосудия, могут похвалиться той нравственностью, согласием, спокойствием, воспитанностью — всем тем, что отмечает этот народ в его повседневных взаимных сношениях».
Влияние адыгов на оружие черноморских казаков.

Влияние адыгов на оружие черноморских казаков.

"Одновременно с карабинами, Ермолов пытался отменить и бывшие на вооружении черноморских казаков кавалерийские сабли образца 1809 года. На наш взгляд – это довольно неудачный образец холодного оружия. И если в регулярной армии, действовавшей в сомкнутом строю, он еще мог более или менее успешно
КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

Древнейшая евразийская традиция Уорк-Хабзэ или "Путь Избранных" насчитывает несколько тысяч лет практики. Является мистическим ядром таких планетарных явлений как суфизм, рыцарство, алхимия, кавказское долголетие и этикет. Практика Кавказской йоги включает в себя очищение и оздоровление на всех

КАВКАЗСКАЯ ЙОГА

Древнейшая евразийская традиция Уорк-Хабзэ или "Путь Избранных" насчитывает несколько тысяч лет практики. Является мистическим ядром таких планетарных явлений как суфизм, рыцарство, алхимия,

Черкесские лошади

".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи

Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием

Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года

Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления,

Черкесские лошади

Черкесские лошади
".... Лошади, здесь называемые ими chii* - особые любимцы каждого черкеса за силу конечностей, красоту формы и быстроту, их не могут превзойти лошади любой другой страны, ни даже широко известные арабской или английской породы; и я сомневаюсь, сможет ли какая-либо другая лошадь в силу длительной привычки и природы страны переносить подобное утомление и карабкаться с такой уверенностью на скалистые горы и спускаться на степные лощины. Ничего не может быть более простым, чем их метод объезжания лошадей: черкес сначала доставал лассо, что является само по себе искусством необычной опасности, так как покинутое стадо бродит полудико по лесам.
Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи трудно переоценить. В Майкопе стали работать профессиональные музыканты с консерваторским образованием (выпускники Алма-Атинской, Саратовской, Казанской консерваторий, музыкальнопедагогического института им. Гнесиных, Ростовского музыкально-педагогического института и др.), которые были первыми исполнителями и пропагандистами музыки местных авторов. На базе училища формировались академические коллективы (симфонический, духовой, народный оркестры, смешанный хор, вокальные ансамбли), имеющие большой творческий потенциал, позволяющий пропагандировать музыкальную классику и произведения местных авторов в станицах и аулах Адыгеи. Открывались новые музыкальные школы, укомплектованные выпускниками училища. В художественную самодеятельность пришли более профессиональные кадры руководителей, что сразу же сказалось на уровне самодеятельных коллективов. С появлением музыкального училища началась планомерная и систематическая работа по воспитанию национальных кадров исполнителей и композиторов. Уже в 60-е гг. из училища вышли выдающиеся деятели музыкальной культуры Адыгеи: В.Анзароков, Д.Натхо, М.Сапиева, Р.Сиюхов, К.Туко, Ю.Чирг, К.Тлецерук, А.Шипитько и др. Идеологические задачи, решаемые Советской властью, определяли нацеленность творческой адыгской молодежи на композиторскую деятельность. Установку на композиторское творчество студенты Ленинградской консерватории получали лично от начальника управления культуры Адыгейской автономной области Барона. Его слова «умеешь писать ноты - сочиняй музыку!» звучали приказом для всех молодых музыкантов, обучающихся в музыкальных учебных заведениях страны и осваивающих различные специальности. В конце 50-х начале 60-х годов песни стали сочинять У.Тхабисимов, Р.Шеожева, К.Хейшхо, Г.Самогова, М.Бесиджев, В.Анзароков и др.

Небывалого подъема в 60-70-е годы достигла художественная самодеятельность. Именно в это время в Адыгее была создана широкая сеть самодеятельных творческих коллективов, деятельность которых стимулировалась многочисленными смотрами, конкурсами, олимпиадами. В 60-70-е гг. управляющие органы отчитывались поистине фантастическими цифрами, которые должны были стать показателем роста художественного творчества масс.

Итак, становление композиторского творчества в 60-80-е годы происходило на фоне небывалого подъема и профессионального роста самодеятельного исполнительства, а также активной деятельности художественно-образовательных учреждений, которые постепенно складывались в систему «школа-училище-вуз». Художественная самодеятельность стала той культурной средой, в которой формировался социальный заказ на композиторское творчество, эстетический эталон авторских сочинений. Композиторская продукция создавалась преимущественно в расчёте на исполнительские возможности самодеятельных и полупрофессиональных (учебных) коллективов.

Творческая связь с художественной самодеятельностью, отсутствие системного профессионального образования авторов музыки, овладение ими только первоначальными композиторскими навыками, прикладной характер сочинений, - все эти факторы составили условия формирования композиторского творчества в Адыгее и определили его особенности.

Первой особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80 годы ХХ века можно считать его направленность на воссоздание эстетической модели советской массовой песни, которая была основой репертуара самодеятельных коллективов. Именно в художественной самодеятельности формировался социальный заказ на создание песен подобного содержания и стиля. Как правило, с них начинали свой творческий путь все композиторы, получившие становление в это время. Многие из них так и не вышли за пределы того типа профессионализма, представителей которого принято называть «композиторами-мелодистами» или «композиторами-

песенниками»: М.Бесиджев, Д.Натхо, Г.Самогова, М.Сапиева, Р.Сиюхов, Ю.Чирг и др. Их творчество стимулировалось композиторскими конкурсами, приуроченными к юбилейным и памятным датам, направлялось определенными эстетическими установками.

Заслуживают внимания выдержки из документа, освещающего условия творчества композиторов, находящихся в структуре «государственной» культуры: «Содержание и формирование репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности находятся под постоянным контролем горрайотделов культуры и областного Дома народного творчества (ДНТ). Репертуар всех народных коллективов формируется с помощью областного ДНТ, для чего каждые три месяца в ДНТ обсуждается репертуар каждого народного коллектива.

Областной ДНТ систематически составляет рекомендательные списки репертуара по каждому жанру, содержание которого соответствует определенной тематике на злобу дня. Произведения местных авторов приобретаются для включения в репертуар художественной самодеятельности.

Специальный репертуарный Совет создан при начальнике управления культуры адыгейского облисполкома, где обсуждаются произведения местных авторов для включения их в репертуар художественной самодеятельности»1. Содержание и качество песенной продукции оговаривалось условиями конкурсов и «обсуждениями» в руководящих органах. Например, в Положении об Олимпиаде народного творчества Адыгеи в 19691970-х гг. отмечены следующие качества песни для сводного хора, которая должна была прозвучать на заключительном концерте Недели литературы и искусства в г. Краснодаре: «Содержание песни должно отражать величие идей ленинской национальной политики, нерушимой дружбы народов-братьев Кубани, их трудовые успехи. Песня по своему содержанию должна соответствовать условному названию «Вам адыгейский салам!» Текст и особенно музыка песни должны иметь ярко выраженный адыгейский колорит»2.

Эстетический эталон адыгейской советской песни сложился еще в 1930-1950-е годы в творчестве Ш.Кубова, И.Святловской, У.Тхабисимова на основе синтеза ритмо-интонационных закономерностей адыгской песенно-танцевальной музыки и мелодико-гармонических, структурных особенностей

общесоветской песни, использующей жанровые атрибуты марша, гимна, вальса, городской лирической песни. Композиторы 60-80-х гг. использовали сложившийся у предшественников стилевой канон новой адыгейской песни, в то же время каждый автор внес индивидуальный штрих в общий групповой портрет жанра.

Приоритет песенного жанра на начальном этапе становления композиторского профессионализма обусловлен самой исторической логикой осмысления национального материала: именно песня наиболее близка к фольклорным первоисточникам, именно песня становится интонационной лабораторией, в которой разрабатывался современный для того времени музыкальный язык, ставший основой многих авторских произведений в академических жанрах. Стилевой доминантой песенных новообразований становится танцевально-инструментальный пласт традиционной музыки, создающий светлую оптимистическую эмоциональную ауру советского времени.

Второй особенностью становления композиторского творчества в Адыгее в 60-80-е гг. стала его направленность на профессиональное освоение адыгского фольклора, что было обусловлено несколькими факторами: эстетическими установками советского искусства («национальная форма»); стремлением к «самосохранению» культуры малого народа в полиэтнических условиях проживания. «Адыгейский колорит» становился главным критерием ценности музыкального сочинения.

Возрождение интереса к адыгскому фольклору, который превратился в исчезающий реликт в репертуаре самодеятельных коллективов уже в 40-50-х гг. (даже в адыгейских районах), стало еще одним контекстным фактором в формировании композиторского творчества в Адыгее. Инициатором ренессанса традиционной песенной культуры был Адыгейский областной дом народного творчества (АОДНТ), учрежденный в 1963 г., который до 1972 г. возглавлял ученый-фольклорист Ш.С. Шу. Благодаря его усилиям целенаправленно и планомерно велась работа по собиранию, изучению и возрождению старинной адыгской песни и хоровых традиций ее исполнения. АОДНТ организует фольклорные экспедиции, ведет пропаганду адыгейского фольклора, инициирует его профессиональную обработку. В 1969 г. при АОДНТ формируется композиторская секция. С этого же года АОДНТ выпускает сборники национального репертуара для художественной самодеятельности.

К этим же возрожденческим акциям относилось создание Хора адыгейской песни, созданного по инициативе Адыгейского областного дома народного творчества (АОДНТ) в 1968 г. при Хоровом обществе. Хор состоял из студентов музыкального училища, слушателей курсов повышения квалификации при АОДНТ, молодежи города, владеющей адыгейским языком. Адыгейский хор выступал в юбилейных, торжественных концертах, принимал участие в творческих отчетах самодеятельных композиторов Адыгеи (В.Анзарокова, М.Бесиджева, Д.Натхо и др.), представлял национальное искусство за пределами автономии. К его руководству привлекались яркие личности - композиторы В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич, которые создавали для коллектива обработки народных песен, авторские произведения, использующие элементы национального фольклора. Большую часть репертуара хора составляли старинные адыгские народные песни в обработке В.Анзарокова, А.Нехая, Г.Чича. К их исполнению в качестве солистов привлекались Ч.Анзароков, З.Чич. Исполнение песен «Айдемиркан», «Хатхе Магомет», «Плач Гошегег» с их участием вошли в золотой фонд адыгейской музыкальной культуры. Другую часть репертуара составляли песни адыгейских авторов - Ч.Анзарокова, Р.Сиюхова, А.Нехая, У.Тхабисимова и др. Концертные программы хора дополнялись выступлением оркестра адыгских народных инструментов (руководитель А.Тлехуч) и вокально-хореографическими композициями. В целом Адыгейский хор вышел на уровень фольклорно-академического коллектива. Однако, его профессиональному росту мешала нестабильность состава, отсутствие профессиональных кадров, владеющих нотной грамотой, самодеятельный статус, что и привело к распаду коллектива в 1984 году.

Исполнительский и композиторский фольклоризм проявил себя и в профессиональном освоении инструментальной сферы народного искусства в творчестве гармошечников (пшынао) К.Тлецерука, У.Тхабисимова, В.Анзарокова и др. Появляются сборники инструментальных наигрышей К.Тлецерука1, «Школа игры на адыгейской гармонике» А.Тлехуча, В.Анзарокова. В музыкальном училище в классе баяна (аккордеона) становится обязательным изучение национального репертуара.

Создание инструментальных обработок и переложений адыгского фольклора инициируется конкурсами, смотрами, проводимыми АОДНТ. В Отчете за 1964 г. отмечалось: «Для улучшения репертуара коллективов и исполнителей художественной самодеятельности, оказания им методической помощи, привлечения местных творческих сил были объявлены конкурсы: на лучшую современную песню; на лучшую обработку

W W ТЛ

адыгейских мелодий для различных инструментов и оркестров.... В адрес жюри конкурса поступило 6 обработок для духового оркестра, 2 - для струнного оркестра. Отобраны и рекомендованы все обработки адыгских мелодий»1. В Отчете АОДНТ за 1969 г. эта тема получает развитие: «Большая работа проводится совместно с музыкальным училищем по переложению народной адыгейской музыки для различных оркестров. Наиболее активно в нём участвуют В.Анзароков («Адыгская сюита» для симфонического оркестра), В.Бурдеев («Адыгская увертюра» для эстрадного оркестра, «Адыгская свадебная» для ОРНИ, «Зафак» для балалайки), К.Тлецерук («Вариации на адыгейские темы» для ОРНИ) и др.»2.

Первоначальное освоение национального материала в виде обработок, переложений, попурри, сюит, рапсодий, вариаций, фантазий для различных инструментов и инструментальных составов определяют особенности становления инструментальной сферы композиторского творчества в Адыгее в 60-70-гг. «Рассвет в ауле» (1967) У.Тхабисимова, Сюита на адыгейские народные темы (1965) К.Туко, Фантазия «Загатлят», Вариации на тему «Размышление» (1975) В.Анзарокова представляют первые опыты вариационного развития национального материала. В рамках исполнительского фольклоризма можно рассматривать творчество К.Тлецерука.

Более академизированное развитие национального материала осуществлял в своих инструментальных сочинениях В.Бурдеев. Большая часть произведений В.Бурдеева написана на основе обработок или переинтонирования адыгского музыкального фольклора. Среди них - «Адыгейская свадебная» для народного оркестра, «Адыгейский марш», «Адыгейская увертюра», вальс «Юность Адыгеи» для симфонического оркестра, «Адыгейская сюита», «Восемь адыгейских мелодий» для фортепиано и др. Многие его сочинения до сих пор являются эталонами глубокого проникновения в национальный интонационный строй, постижения гармонии, ладовых и фактурных закономерностей адыгской народной музыки.

Основная часть адыгейских авторов в инструментальных жанрах находилась на уровне любительского самодеятельного сочинительства, в котором в той или иной мере принимали участие профессиональные музыканты. Поэтому при оценке данного вида творчества адыгейских композиторов встает проблема соавторства.

Третья особенность формирования композиторского творчества в Адыгее связана с приоритетностью хоровых жанров в складывающейся академической традиции. Находясь на стыке самодеятельного и профессионального искусства, хоровой жанр, наряду с песенным, оказался самой репрезентативной сферой творчества адыгейских авторов, представляющей музыкальную культуру Адыгеи в автономии и за ее пределами. Хоровая музыка звучала на концертах ежегодного фестиваля «Кубанская музыкальная весна» в г. Краснодаре, на пленумах Союза композиторов в Нальчике и Краснодаре, на концертах, представляющих культуру Адыгеи в Москве, Черкесске.

Большая часть хоровых произведений 60-80-годов ХХ века была тесно связана с эстетическими канонами художественной самодеятельности. Преобладающими были жанры хоровой песни (А.Нехай, Р.Сиюхов, К.Туко) хоровой обработки народной песни (В.Анзароков, А.Нехай, Г.Чич). Освоение академической традиции хоровой музыки наиболее ярко было представлено в творчестве В.Анзарокова, Г.Чича.
Фольклорное самодеятельное движение, развернувшееся в различных районах Адыгеи в 30-е годы, не только подготовило почву для композиторского творчества, но и стало главной сферой его потребления, формирующей «социальный заказ».

Фундаментом в строительстве национальных культур стала система образования, репродуцирующая все составляющие профессиональной музыкальной культуры - исполнителей, авторов и слушателей. Зачатки музыкального образования существовали в Адыгее уже в дореволюционное время, когда при средних учебных заведениях - Александровском и Мариинском училищах, женской прогимназии были созданы ученические хоры и оркестры.

Первым очагом профессионального музыкального образования в Адыгее стала Детская музыкальная школа, открывшаяся в 1936 году в городе Майкопе благодаря инициативе И.В. Святловской -общепризнанной главы музыкальной жизни Майкопа в 1920-1950-е годы. Она основала не только ДМШ, но и музыкальные курсы для взрослых, на которых обучались по специальностям народные инструменты, скрипка, виолончель, вокал, балет и фортепиано дети-подростки, не имевшие возможность своевременно поступить в ДШИ, и взрослые ученики - рабочие, колхозники, руководители художественной самодеятельности. Курсы просуществовали долгое время, подготовив целую армию любителей музыкального искусства. Кроме того, основы музыкального образования закладывались и в Майкопском педагогическом техникуме (1925), где было введено обязательное обучение игре на инструменте (фортепиано, скрипке, домре).

Таким образом, культурно-историческими предпосылками формирования музыкально-профессионального творчества в Адыгее стали новые социокультурные условия, связанные с последствиями Кавказской войны и революционными преобразованиями в стране, что способствовало внедрению европейских форм музыкально-общественной жизни.

Истоками профессионального творчества являются: самодеятельное искусство советской эпохи, выстроенная система музыкального образования, результаты кураторской деятельности выдающихся российских музыкантов, направленной на развитие национальной культуры.

Становление профессиональной музыкальной культуры в Адыгее проходило в поликультурных условиях, что определило особенности «интонационного генофонда» новой музыкальной культуры, а также характерные черты композиторского творчества.
Произведения адыгейских композиторов органично вписались в общую картину российского музыкального искусства, став формой этнической самоидентификации в новых исторических условиях.

Первый период становления композиторского творчества в Адыгее связан с появлением песенных опусов Ш.Кубова, И.Святловской и других авторов в 30-50 годы ХХ века. Песнетворчество этих авторов развивалось в русле советских массовых жанров с использованием традиционного адыгского мелоса. Кроме того, в этот период происходило первоначальное профессиональное освоение академических жанров в творчестве «композиторов-варягов» (В.Мессман, А.Митрофанов и др.). Данный период важен тем, что здесь проявились тенденции, которые получат развитие в последующие десятилетия: приоритетность песенного жанра, активное участие российских композиторов в обработке и аранжировке фольклорного материала и оказании профессиональной помощи композиторам-песенникам.

Период с 60-х до конца 80-х годов ХХ века можно считать вторым этапом становления композиторского творчества, который тесно связан с содержанием и эстетическими эталонами самодеятельного искусства. В этом русле осваивается большой диапазон музыкальных жанров: от вокальной и инструментальной миниатюр до оперы, кантаты, оратории, симфонической увертюры. Становление композиторского профессионализма в Адыгее в этот период связано с появлением плеяды композиторов коренной национальности, получивших профессиональную подготовку в средних и высших учебных заведениях культуры и искусства. В нее вошли В. Анзароков, Ч. Анзароков, М. Бесиджев, Д. Натхо, А. Нехай, Г. Самогова, Р. Сиюхов, К. Туко, Ю. Чирг, Г. Чич.

В 90-е годы ХХ века открывается третий этап, характеризующийся появлением Союза композиторов Адыгеи, профессиональных творческих коллективов, ростом композиторского мастерства, появлением индивидуальных композиторских стилей, новыми подходами к претворению адыгского фольклора.

Большую роль в профессионализации музыкальной культуры и становлении композиторского творчества сыграли открывшееся в 1960 году Адыгейское областное музыкальное училище, и в 1972 г. - музыкально-педагогический факультет Адыгейского государственного педагогического института.
20 май 2015

Танец "Удж"

Танец "Удж"
«Удж» - это древний адыгский праздничный парный танец.Во время исполнение этого танца раскрывается новый этап взаимоотношений танцующих, а потому их движения, взгляды, расположение в танце по отношению друг к другу выражают согласие в мыслях и чувствах. Общий орнамент танца складывается из разнообразных рисунков и многочисленных переплетений прямых линий и диагоналей. При внешней строгости и подтянутости исполнительской манеры взаимоотношения в парах остаются непринужденными. Однако возможность близкого общения танцующих не нарушает сложившихся в народе этических норм.
Металлическое производство обеспечивало конский убор стременами и пряжками для стремян, подпругой, удилами, уздечками и пр. Эти изделия изготавливались местными кузнецами, которых в Кабарде вплоть до последней трети XIX в. было немного. Всего по одномудвум хорошим седельным кузнецам насчитывалось в таких селениях Кабарды, как Когоскинское, Анзорово, Чесма, Джанхотовское, Куденетовское.

ВИДЕО НОВОСТИ:

Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)
Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)

Колыбельные мира - Адыгея - Самое интересное (мультик о стране)

Лиза Харшук - Адыга Шэшэн
Лиза Харшук - Адыга Шэшэн

Лиза Харшук - Адыга Шэшэн

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесская кавалерия французской Сирии. Сирия, 1941 г.

Черкесы на Голанских высотах
Черкесы на Голанских высотах

Черкесы на Голанских высотах

ФОТО НОВОСТИ:

Черкесские воины из аула Бжегокай
Черкесские воины из аула Бжегокай (Адыгея), мобилизация на восток, чтобы присоединиться к Русско-японской войне, 1905г. Считается, что снимок сделан в Екатеринодаре (Краснодар).

Черкесские воины из аула Бжегокай

Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.
Осенью 1855 года У. Симпсон сопровождает бывшего военного министра Англии Генри Пелэм-Клинтона 5-го герцога Ньюкасла в его поездке в Черкесию. После падения правительства лорда Абердина в январе 1855 года и отставки со своего поста герцог Ньюкасл совершил поездку по Черному морю и Крыму с целью изучить состояние армии, характер местности и положение дел в Черкесии. Путешествие в неведомые земли вызвало у Симпсона величайший интерес, во многом он чувствовал себя первооткрывателем. В автобиографии художник пишет, что британцев посетивших Черкесию до Крымской войны можно пересчитать по пальцам одной руки.

Уникальные рисунки Уильяма Симпсона Крымского. Черкесия.

Адыгэ Хэку - Черкесия
Адыгэ Хэку - Черкесия

Адыгэ Хэку - Черкесия

Рубо Франц Алексеевич

Шашка. 1883 39,5х30 Бумага, тушь
Рубо Франц Алексеевич

Рубо Франц Алексеевич

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

Шоанский храм (Х-ХI вв.) на пути из Черкесска в Домбай.

КНИГИ

Мадемуазель Жаннет. Рассказ

Мадемуазель Жаннет. Рассказ

Мадемуазель Жаннет. Рассказ
С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы

С.Бейтуганов. История в лицах. Таовы
Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2

Эфендиев К.К. Годы. События. Люди. Том 2
Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев

Черкесская диаспора. А.В.Кушхабиев
Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”

Т. Половинкина.”Черкесия — боль моя”
Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»

Малбах Эльберд. «Страшен путь на Ошхамахо»
Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)

Л.Я. Люлье, «ЧЕРКЕССИЯ: историко-этнографические статьи» (1857-1866)
Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.: «АИРО-ХХ», 2002 г.)

Ф. Ф. Торнау.Воспоминания о Кавказе и Грузии. 1829 (Ф.Ф. Торнау. Воспоминания русского офицера. М.:
Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.

[right][/right]Султан Хан-Гирей. Собрание сочинений.
Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

Данилевский Н. Кавказ и его горские жители. 1846

ВЫБОР РЕДАКЦИИ

Кавказские горцы

Кавказские горцы

Каковы-же причины, поставившие туземцев Терской области и ка¬заков в такое положение, что они
Кавказские горцы

Кавказские горцы

Во время моего пребывания в Терской области, меня страшно пора¬зила взаимная ненависть, которую
КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ

КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ

Медленно, очень медленно шел поезд ростово-владикавказской желез¬ной дороги. Путь был размыт во
Кавказские горцы

Кавказские горцы

Началась суматоха. Одни поспешно выносили вещи из вагона; другие также поспешно лезли в вагон.
Кавказские горцы

Кавказские горцы

Меня всегда занимал вопрос о том, из каких побуждений кавказские администраторы устраивали
Кавказские горцы - ландшафт

Кавказские горцы - ландшафт

Кавказские горы имеют мало терасс, пригодных для земледелия. Боль¬шая часть площади, занятой
Об Адыгее

Об Адыгее

Адыгейская автономная область была образована 27 июля 1922 г. Она входит в состав Краснодарского
Бигуаа В.А. Апсуара и Адыгагъэ. Этнологический аспект. Литературные реминисценции

Бигуаа В.А. Апсуара и Адыгагъэ. Этнологический аспект. Литературные реминисценции

В начале 1980-х гг. выдающийся историк, этнограф, фольклорист и литературовед, кавказовед Ш. Д.
Черкесская государственность.

Черкесская государственность.

Этот вопрос представляет собой интерес для глубокого изучения, и разработка его как газетной

Новости

ПОПУЛЯРНЫЕ НОВОСТИ

Архив статей

«    Февраль 2016    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
29 

NatPress

Новости Майкопа - городской портал

Новости Майкопа - городской портал. Новости политики, экономики, культуры

Национальные новости

Новости Адыгеи - политики, экономики, культуры, спорта

История и культура адыгов

История, культура, традиции коренного народа Адыгеи и Кубани - адыгов (черкесов)

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Аслан Жанимов ТАБУЛОВ ТАТЛУСТАН ЗАКЕРИЕВИЧ А. Фонвиль о адыгах Виктория Едиджи Григол Орбелиани о черкесах Усман Дияб Юсеф

ЛИТЕРАТУРА

Иныжи ,гиганты черкесских преданий. Кто такие испы в адыгской мифологии? Жизнь и учение мудреца и философа Жабаги Казаноко Литературные архетипы в романе Н. Куека “Вино мертвых”

АРХИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

Женская одежда адыгов была еще красивее мужской. Иосафат Барбаро Т. Лапинский Дж. Белл

ЭТНОГРАФИЯ

Аскъэлай (Ассоколай) Черкесы – для ресурсных войн Кавказ. Абхазия, Аджария, Шавшетия, Посховский участок. Путевые заметки графини Уваровой, 24-3 июля Топонимы Черноморского побережья. Адлер.

РУССКО-КАВКАЗСКАЯ ВОЙНА

В. А. Потто, Кавказская война: Независимый дух против самодержавия: Кавказская война (часть VIII) Жан-Виктор-Эдуард Тэбу Мариньи французский исследовать М.Ю.Лермонтов: Украинский ученый-кавказовед начала ХХ века В.Гатцук

ИСТОРИЯ В ЛИЦАХ

Аслан Жанимов ТАБУЛОВ ТАТЛУСТАН ЗАКЕРИЕВИЧ А. Фонвиль о адыгах Виктория Едиджи Григол Орбелиани о черкесах

ПАРТНЕРЫ

ИСТОРИЯ

Черкешенка по происхождению - Алия Баха ад-дин Тоукан Этнотерриториальное деление Западной Черкесии Французская служба – черкесы Бларамберг Иоганн. Сваны Кабардинцы. Кавказские горцы Кавказские горцы КАВКАЗСКИЕ ГОРЦЫ Кавказские горцы Кавказские горцы Кавказские горцы - ландшафт Об Адыгее Бигуаа В.А. Апсуара и Адыгагъэ. Этнологический аспект. Литературные реминисценции Черкесская государственность. Черкесы (адыги). Кто они такие?

КУЛЬТУРА

Быт Нартов Знай свою родословную. Кавказский след Почитание старших Гость - посланник Бога. Псапэ - Начало Души Исследования кабардинского феодального Хасэ Немного истории о Хасэ адыгов Черкесский посёлок A.M. МАЛКАНДУЕВ "О ВЛИЯНИИ АДЫГСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА НРАВСТВЕННУЮ ЖИЗНЬ НАРОДОВ КАВКАЗА"

ИСКУССТВО

Влияние адыгов на оружие черноморских казаков. КАВКАЗСКАЯ ЙОГА Черкесские лошади Значение музыкального училища в формировании профессиональной музыкальной культуры Адыгеи Фольклорное самодеятельное движение в Адыгее в 30-е года Танец "Удж" Кузнечные работы Шорное производство Конское снаряжение Налокотники, или наручи